Решение №ВТ/8503/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 11504-ЭП/23 от 30 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1880/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.11.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 30.11.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....> ;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>;

в отсутствии на заседании комиссии представителя заявителя ООО <....>, уведомленного надлежащим образом исх. № ВТ/8229/23 от 20.11.2023;

в отсутствии на заседании комиссии представителя заказчика АУ ХМАО-Югры <....> уведомленного надлежащим образом исх. № ВТ/8229/23 от 20.11.2023;

рассмотрев жалобу ООО <....> (вх. № 11504-ЭП/23 от 16.11.2023) (далее - Жалоба) на действия заказчика АУ ХМАО-Югры <....> при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобиля скорой медицинской помощи класса «A» (реестровый номер извещения 32312947492),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....>(вх. № 11504-ЭП/23 от 16.11.2023) (далее - Заявитель) на действия заказчика АУ ХМАО-Югры <....> (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобиля скорой медицинской помощи класса «A» (реестровый номер извещения 32312947492).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

10.11.2023 года на официальном сайте закупок (https://zakupki.gov.ru/) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 32312947492 и аукционная документация на закупку автомобиля скорой медицинской помощи класса «А».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 930 000,00 руб.

Изучив данное извещение и аукционную документацию, Заявитель считает, что положения данной аукционной документации незаконны и нарушают интересы потенциальных участников закупки на основании следующего.

Заявитель полагает, что действия Заказчика при осуществлении закупки при включении требований и информации, противоречат положениям Закона о закупках, а также положениям Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В Техническом задании (приложение № 1 к аукционной документации) Заказчиком установлены требования относительно полного соответствия объекта закупки требованиям ГОСТ 33665-2015 «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний»), а также требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».

При этом, при составлении аукционной документации Заказчиком допущены следующие несоответствия указанным документам:

1. тип кузова – «микроавтобус», примечание: данный тип кузова не предусмотрен ни одним из указанных выше документов, также нет и определения данного типа кузова и в других нормативно-правовых документах;

2. число мест для сидения, помимо водителя – 1 (ГОСТ 33665-2015), примечание: пункт 5.2.1 ГОСТ 33665-2015: «Минимальное число мест для сидения, помимо водителя для класса A – 1», то есть может быть и два места, помимо водителя;

3. СГУ – Да, примечание: что обозначает данная аббревиатура непонятно, поскольку указанные выше ГОСТ и Техрегламент не имеют в своем тексте такого понятия.

По мнению Заявителя несоответствие (разночтение) пунктов ТЗ и положениям Техрегламента и ГОСТа является прямым нарушением законодательства Российской Федерации, поскольку устанавливает иные требования, нежели предусмотренные нормативно-правовыми документами, что влечет за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 11830-ЭП/23 от 24.11.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг в Автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры <....> (утверждено Наблюдательным советом Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры <....> протокол от 13.11.2021 № 13) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 10.11.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 5 930 000,00 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 22.11.2023 в 14:00;

4. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 3 заявки.

В соответствии с пунктом 8.17 раздела 8 Положения, пунктом 12 раздела I Извещения, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о закупке и (или) документацию о закупке до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В течение 3 дней с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются Заказчиком в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ, указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного Положением о закупке.

13 ноября 2023 года посредством электронной площадки Заказчику потенциальным участником был направлен запрос на разъяснение документации в части технического задания, являющегося приложением № I к Извещению.

14 ноября 2023 года Заказчиком в ЕИС были опубликованы разъяснения документации, а также техническое задание с внесенными изменениями согласно запросу потенциального участника закупки.

В соответствии с пунктом 8.17 раздела 8 Положения, пунктом 12 раздела I Извещения, Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о закупке и (или) документацию о закупке до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В течение 3 дней с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются Заказчиком в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом № 223-ФЗ, указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного Положением о закупке.

16 ноября 2023 года Заказчиком были внесены и опубликованы в ЕИС изменения в Извещение в части технических характеристик объекта закупки.

В связи с внесением изменений в Извещение срок подачи заявок участниками закупки был продлен Заказчиком до 14 часов 00 минут 22 ноября 2023 года.

В техническом задании, являющимся приложением I к Извещению, Заказчиком установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, безопасности товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам и иным показателям о соответствии поставляемого товара потребностям Заказчика. Установлено, что поставляемый товар должен соответствовать требованиям ГОСТ 33665-2015 «Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний», Технического регламента TP ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». ООО «Сограндис-НН» указывает в жалобе на несоответствие (разночтение) технического задания положениям ГОСТа 33665-2015 и Технического регламента в части:

1. Тип кузова - «микроавтобус».

16 ноября 2023 года Заказчиком внесены и размещены в ЕИС изменения в Извещение о закупке, а именное в техническом задании «Тип кузова» изменен с «Микроавтобус» на «Цельнометаллический фургон». Следовательно, как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, техническое задание в данной части приведено в соответствие с ГОСТом 33665-2015, разночтения по данному пункту Заказчиком устранены.

2. Число мест для сидения в кабине, помимо водителя — 1 (ГОСТ 33665- 2015).

16 ноября 2023 года Заказчиком внесены и размещены в ЕИС изменения в Извещение о закупке, а именное в техническом задании «Число мест для сидения в кабине, помимо водителя» изменен с «1 (ГОСТ 33665-2015)» на «Не менее 2», что соответствует требованиям ГОСТа. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что техническое задание в данной части приведено в соответствие с ГОСТом 33665-2015, разночтения по данному пункту устранены.

3. СГУ - «Да».

В соответствии с возражениями Заказчика, СГУ - это светосигнальные громкоговорящие установки. Данное требование, как пояснил Заказчик, установлено в техническом задании как «Специальные требования», потому как законодательство не запрещает Заказчику устанавливать требования к товару, отвечающие его потребностям и особенностям для обеспечения его жизнедеятельности. Заказчик в своем техническом задании в разделе «Специальные требования» установил такие требования к товару, которые отвечают специфике деятельности Учреждения, для которой данный товар приобретается. Данные требования не противоречат установленным в техническом задании нормативно-правовым актам, таким как ГОСТ, ТУ, а так же не противоречат нормам, установленным Законом о закупках.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке. При этом регламентация Заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных частью 1 статьи 3 Закона о закупках принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России был сделан вывод о необоснованности доводов Жалобы Заявителя по причине устранения Заказчиком до рассмотрения Жалобы несоответствий в приложении № 1 к техническому заданию документации о закупке.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать Жалобу ООО <....> (вх. № 11504-ЭП/23 от 16.11.2023) на действия заказчика АУ ХМАО-Югры <....> при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобиля скорой медицинской помощи класса «A» (реестровый номер извещения 32312947492), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны