Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №086/01/16-197/2019 от 10 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/16-197/2019

 

резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2020 года

решение в полном объеме изготовлено 10 марта 2020 года                                                             г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<<--->>;

Члены Комиссии:

<<--->>;

– <<--->>;

<<--->>,

рассмотрев дело №086/01/16-197/2019 по признакам нарушения Администрацией города Нягани (30 лет Победы ул., 8, г.Нягань, 628186) и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» (проспект Мира, д.43, г.Сургут, 628403) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствии представителя заявителя от АО «Единый центр процессинга и биллинга Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии представителя ответчика по делу от Администрации города Нягани, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в присутствии представителя ответчика по делу от АО «Газпром энергосбыт Тюмень» <<--->>, действующей по доверенности от 07.12.2018 №18/88,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило заявление Акционерного общества «Единый центр процессинга и биллинга Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (далее – АО «ЕЦПиБ Югры») от 03.07.2019 (вх.№1450-О от 09.08.2019), перенаправленное из ФАС России, на действия Администрации г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» при утверждении и подписании Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани.

По результатам рассмотрения заявления и материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №086/01/16-197/2019 по признакам нарушения Администрацией г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» статьи 16 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 09.09.2019 №208.

Определением о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ИТ-7645 от 24.09.2019), рассмотрение дела назначено на 31.10.2019, у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

Определением об отложении рассмотрения дела (исх.№05-06/ИВ-8778 от 01.11.2019) рассмотрение назначено на 03.12.2019, у лиц участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

Определением об отложении рассмотрения дела (исх.№05-06/ИВ-9893 от 06.12.2019) рассмотрение назначено на 16.01.2020, у лиц участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-06/ИВ-304 от 17.01.2020), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 25.02.2020.

Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес лиц участвующих в деле направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ИВ-423 от 22.01.2020).

Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчиков по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов, с 2015 года АО «ЕЦПиБ Югры» осуществляет деятельность по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе на территории г.Нягань.

В 2019 году Администрацией г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» утвержден и подписан План мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани.

Вышеуказанным Планом мероприятий определены, в том числе следующие мероприятия:

- 31.01.2019 – Централизованное направление уведомлений о расторжении договоров с АО «ЕЦПиБ Югры» с 01.03.2019 управляющими организациями, РСО (иными заказчиками услуг РКО) (далее – Заказчики услуг РКО) с требованием возврата баз данных по лицевым счетам;

- 23.01.2019 – 31.01.2019 – Подготовка и направление договоров расчетно-кассового облуживания в адрес Заказчиков услуг РКО;

- 28.01.2019 – 10.02.2019 – Заключение договоров оказания услуг расчетно-кассового обслуживания Заказчиками услуг РКО с АО «Газпром энергосбыт Тюмень»;

- 15.02.2019 – 28.02.2019 – Расторжение договоров между ООО «ЖК РКЦ», АО «ЕЦПиБ» Югры», АО «НЭРС»;

- 01.02.2019 – 28.02.2019 – Оценка инфраструктуры очного обслуживания ООО «ЖК РКЦ» для принятия решения о ее передаче в АО «Газпром энергосбыт Тюмень»;

- 01.03.2019 – 31.03.2019 – Проведение информационной компании об изменениях в расчетно-кассовом обслуживании г.Нягани;

- 01.03.2019 – 31.03.2019 – Перевод сотрудников ООО «ЖК РКЦ» в АО «Газпром энергосбыт Тюмень» и др.

Из заявления АО «ЕЦПиБ Югры» также следует, что в связи с утверждением и подписанием Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в адрес АО «ЕЦПиБ Югры» от управляющих организаций города Нягани (клиентов Общества) стали массово поступать заявления о расторжении с 01.03.2019 всех агентских договоров и договоров об информационном взаимодействии в целях размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (что подтверждается приложенными к заявлению копиями указанных писем).

Кроме того, АО «ЕЦПиБ Югры» были представлены копии протоколов еженедельного совещания по вопросам ЖКХ участники которого являлись, в том числе должностные лица органов местного самоуправления муниципального образования г.Нягани, управляющие организации и товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) муниципального образования г.Нягань.

Согласно пункту 9 протокола еженедельного совещания по вопросам ЖКХ от 19.02.2019, утвержденного директором МКУ МО г.Нягань «Управление городского хозяйства», управляющим организациям и ТСЖ предписано представить информацию о принятом решении по взаимодействию с АО «Газпром энергосбыт-Тюмень» и АО «ЕЦПиБ».

Согласно пункту 9 протокола еженедельного совещания по вопросам ЖКХ от 26.02.2019, утвержденного заместителем главы г.Нягань, управляющим организациям и ТСЖ предписано представить информацию о принятом решении по взаимодействию с АО «Газпром энергосбыт-Тюмень» и АО «ЕЦПиБ».

Согласно пункту 7 протокола еженедельного совещания по вопросам ЖКХ от 05.03.2019, утвержденного директором МКУ МО г.Нягань «Управление городского хозяйства», АО «ЕЦПиБ» предписано обеспечить плавную передачу сведений о лицевых счетах в АО «Газпром энергосбыт-Тюмень».

Согласно пункту 7 протокола еженедельного совещания по вопросам ЖКХ от 12.03.2019, утвержденного главой г.Нягань, АО «ЕЦПиБ» предписано обеспечить плавную передачу сведений о лицевых счетах в АО «Газпром энергосбыт-Тюмень».

Согласно пункту 6 протокола еженедельного совещания по вопросам ЖКХ от 19.03.2019, утвержденного заместителем главы г.Нягань, АО «ЕЦПиБ» и АО «Газпром энергосбыт-Тюмень» предписано обеспечить плавную передачу сведений о лицевых счетах в АО «Газпром энергосбыт-Тюмень» и прием-передачу базы.

Согласно пункту 6 протокола еженедельного совещания по вопросам ЖКХ от 26.03.2019, утвержденного директором МКУ МО г.Нягань «Управление городского хозяйства», АО «ЕЦПиБ» и АО «Газпром энергосбыт-Тюмень» предписано обеспечить плавную передачу сведений о лицевых счетах в АО «Газпром энергосбыт-Тюмень» и прием-передачу данных программы расчета коммунальных платежей, а также обеспечить  корректное начисление коммунальных платежей.

Также, АО «ЕЦПиБ Югры» в материалы дела представлены письма о расторжении ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями договоров заключенных с Обществом (ООО УК «Приоритет» исх.№118 от 30.01.2019, ООО УК «Центр» исх.№115 от 30.01.2019, ООО ЖКХ «Центральный район» исх.№34 от 29.01.2019, ООО «УК «УютСервис» исх.№140 от 31.01.2019, ООО «Жилкомсервис» исх.№128 от 31.01.2019, ООО «Ремонтно-эксплуатационная компания» исх.№98 от 31.01.2019, ООО «Северо-Восточная ЖЭК» исх.№187 от 31.01.2019, ООО «Сити» исх.№73 от 31.01.2019, ООО «Жилищно-коммунальный РКЦ» исх.№63 от 31.01.2019, исх.№63/1 от 31.01.2019).

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт-Тюмень» по принятию и утверждению Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани и его реализация в рамках проведения еженедельных совещаний по вопросам ЖКХ привели к расторжению ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями договоров с АО «ЕЦПиБ Югры».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 названной нормы.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществление действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Указанные действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» направлены на передачу полномочий на рынке деятельности по начислению и сбору, распределению и перечислению платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования г.Нягань АО «Газпром энергосбыт Тюмень».

Таким образом, материалами подтверждается наличие между Администрацией г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» соглашения, которое привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Следовательно, в действиях Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» усматриваются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении антиконкурентного соглашения путем утверждения и подписания Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в 2019 году, а также его реализация, что привело к устранению с товарного рынка АО «ЕЦПиБ Югры».

В своих письменных объяснениях (вх.№02-8676 от 24.10.2019) АО «Газпром энергосбыт Тюмень» указал, что в действиях Общества отсутствует нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Также из письменных пояснений и пояснений представителя в ходе рассмотрения дела следует, что еженедельные совещания по вопросам ЖКХ, а также действия, направленные в отношения АО «ЕЦПиБ» были вызваны ненадлежащим неисполнением АО «ЕЦПиБ» своих обязанностей по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги на территории г.Нягань, в том числе наличием ошибок в начислении, перебоев в работе по приему платежей, поступлением жалоб от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. 

В своих письменных объяснениях (вх.№02-8717 от 25.10.2019) Администрация г.Нягань указала, что в действиях Администрации отсутствует нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Также из письменных пояснений и пояснений представителя в ходе рассмотрения дела следует, что еженедельные совещания по вопросам ЖКХ, а также действия, направленные в отношения АО «ЕЦПиБ» были вызваны ненадлежащим неисполнением АО «ЕЦПиБ» своих обязанностей по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги на территории г.Нягань, в том числе наличием ошибок в начислении, перебоев в работе по приему платежей, поступлением жалоб от ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний. 

Кроме того, Администрация г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» указали, что План мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в учреждениях не зарегистрирован, указанный документ отсутствует.

В ходе рассмотрения настоящего дела Ханты-Мансийским УФАС России у должностных лиц, являющихся сторонами подписавшими План мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани, были истребованы письменные пояснения по вопросу подписания указанного Плана мероприятий.

Из пояснений главы города Нягани <<--->> (вх.№02-9675 от 22.11.2019) следует, что ежегодно в Администрацию г.Нягань на подпись главы поступает тысячи документов, которые учитываются отделом документационного обеспечения в системе в системе электронного документооборота Администрации.

В своих пояснениях глава города Нягани <<--->> не подтвердил, но и не опроверг факт подписания Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани, а лишь указал, что данный документ в системе электронного документооборота Администрации г.Нягани отсутствует.

Аналогичные пояснения (вх.№02-11006 от 26.12.2019) представлены заместителем генерального директора  АО «Газпром энергосбыт Тюмень» <<--->>, который также указал на то, что ежегодно на рассмотрение, согласование и подпись в его адрес поступает большое количество документов. Однако, такой документ в АО «Газпром энергосбыт Тюмень» не зарегистрирован.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что взаимоотношения между Администрацией г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» в рамках реализации Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани имеют место быть и подтверждаются рядом доказательств, а именно протоколами еженедельных совещаний по вопросам ЖКХ которыми от 19.02.2019, 26.02.2019, 05.03.2019, 12.03.2019, 19.03.2019, 26.03.2019 из которых следует, что Администрация г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень действовали последовательно в части вопроса по передаче АО «ЕЦПиБ» всей информации о лицевых счетах, системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани, в том числе базы данных программы расчета коммунальных платежей в АО «Газпром энергосбыт-Тюмень».

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления пленума от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действия может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о том, что о совершении таких действий было заранее известно каждому из лиц, принимавших участие в согласованных действиях, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Осуществление согласованных действий предполагает в качестве условия прямое или косвенное взаимодействие между хозяйствующими субъектами и органами государственной и муниципальной власти.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» привели к нарушению законодательства на рынке деятельности по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги.

На рынке оказания услуг по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги имеет место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как расположенных на территории г.Нягань, так и хозяйствующих субъектов, расположенных на других территориях (населенных пунктах, городах, округах, районах и т.д.), то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Кроме того, на территории г.Нягань действуют и осуществляют деятельность по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги 4 хозяйствующих субъекта (АО «ЕЦПиБ Югры» – ОКВЭД – 66.19.6, 66.19.61, 66.19.62; ООО «Информационно-деловой центр» – ОКВЭД – 66.19.6; ООО «Жилищно-коммунальный расчетно-кассовый центр» – ОКВЭД – 66.19.6, 66.19.61, 66.19.62; АО «Газпром энергосбыт Тюмень» – ОКВЭД – 96.03).

Таким образом, учитывая что данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги на территории г.Нягань, действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» по заключению антиконкурентного соглашения, путем утверждения, подписания и реализации Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в 2019 году, привели к устранению с товарного рынка АО «ЕЦПиБ Югры», а также ограничили доступ на рынок иным хозяйствующим субъектам.

Вышеуказанные действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень», а именно – утверждение, подписание и реализация Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в 2019 году и его последовательная реализация, заключение которого привело к устранению с товарного рынка АО «ЕЦПиБ Югры», ставит АО «Газпром энергосбыт Тюмень» в преимущественное положение перед другими участниками рынка – конкурентами.

Таким образом, действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» по утверждению и подписанию Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в 2019 году, а также действия, направленные на его реализацию, которые подтверждаются протоколами еженедельных совещаний по вопросам ЖКХ от 19.02.2019, 26.02.2019, 05.03.2019, 12.03.2019, 19.03.2019, 26.03.2019, свидетельствуют о достигнутом соглашении, целью которого являлась вытеснение АО «ЕЦПиБ Югры» с рынка деятельности по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в интересах АО «Газпром энергосбыт Тюмень».

Следовательно, действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень», является ограничивающим конкуренцию соглашением, поскольку приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке деятельности по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуг, а также созданию отдельному хозяйствующему субъекту – АО «Газпром энергосбыт Тюмень» необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения указанных работ, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, и способными выполнять такую работу, ввиду того, что лишает таких лиц возможности доступа к выполнению аналогичных работ.

Временной интервал исследования товарного рынка – 2019 год.

Географические границы рынка предоставления права осуществления деятельности по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуг в рассматриваемом случае определены территорией, на которой необходимо осуществление такой деятельности – город Нягань.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемые услуги (товары) в пределах определенного временного интервала.

На рынке оказания услуг по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуг имеет место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как города Нягань, так и хозяйствующих субъектов других городов и районов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Продуктовыми границами товарного рынка является предоставление прав на осуществление деятельности по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ИВ-524 от 24.01.2020) в адрес лиц, участвующих в деле для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

20.02.2020 (вх.№02-1437) в адрес Ханты-Мансийского УФАС России от Администрации г.Нягани поступили возражения на вынесенное Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ИВ-524 от 24.01.2020).

21.02.2020 (вх.№02-1464) в адрес Ханты-Мансийского УФАС России от АО «Газпром энергосбыт Тюмень» поступили возражения на вынесенное Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ИВ-524 от 24.01.2020).

Как следует из указанных возражений Администрации г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень», выводы Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны в отсутствие в действиях указанных лиц и недоказанности состава, предусмотренного пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции нарушения.

При этом в своих возражениях Администрация г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» указывают на то, что выводы Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России основываются на фактически несуществующей фотокопии Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани, так как АО «ЕЦПиБ Югры» не представлен оригинал или надлежащим образом заверенную копию указанного Плана.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не может согласится с указанными доводами Администрации г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень», ввиду нижеследующего.

В соответствии с частью 1 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

При оформлении доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства следует иметь в виду, что в качестве таковых не обязательно могут быть только оригиналы соответствующих документов.

Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.11.2013 №18002/12 отмечается, что непредставление подлинных документов, подтверждающих совершение запрещенных действий, и (или) надлежащим образом заверенных копий не может быть само по себе основанием для вывода о недоказанности их совершения.

Проверка может быть проведена не только в рамках возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства, но и до его возбуждения, поскольку частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В своих возражениях Администрация г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» также указывают на то, что выводы Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России основаны на протоколах еженедельных совещаний по вопросам ЖКХ от 19.02.2019, 26.02.2019, 05.03.2019, 12.03.2019, 19.03.2019, 26.03.2019, которые не носят какого-либо антиконкурентного характера и приняты исключительно участниками данных совещаний, ввиду ненадлежащего исполнения АО «ЕЦПиБ Югры» своих обязанностей, при участии самого АО «ЕЦПиБ Югры».

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также не может согласится с указанными доводами Администрации г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень», ввиду нижеследующего.

Как было указанно выше, в протоколах еженедельных совещаний по вопросам ЖКХ отражены действия, подтверждающие факт реализации Администрацией г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани, совершения действий, направленных на его реализацию, что привело к устранению с товарного рынка АО «ЕЦПиБ Югры».

Из возражений Администрации г.Нягани и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» следует, что Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России оставлены без внимания и анализа письма управляющих и ресурсоснабжающих организаций.

Однако, указанные письма не могут служить Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России доказательствами или опровергать факт наличия нарушения ввиду того, что в них не раскрывается вопрос заключения между Администрацией г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» антиконкурентного соглашения путем утверждения и подписания Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в 2019 году, а также его реализация, что привело к устранению с товарного рынка АО «ЕЦПиБ Югры».

Более того, в указанных письмах управляющих и ресурсоснабжающих организаций не раскрывается вопрос подписания или не подписания Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в 2019 году.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, в частности План мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани, протоколы еженедельных совещаний по вопросам ЖКХ от 19.02.2019, 26.02.2019, 05.03.2019, 12.03.2019, 19.03.2019, 26.03.2019, письменные объяснения ответчиков, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что доводы Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень» как нарушающие пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень», выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения путем утверждения и подписания Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в 2019 году, а также его реализация, что привело к устранению с товарного рынка АО «ЕЦПиБ Югры», нарушают требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, приводят, а также способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по строительству и благоустройству ландшафта.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушений.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Администрации г.Нягань и АО «Газпром энергосбыт Тюмень», выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, путем утверждения и подписания Плана мероприятий по интеграции на базе АО «Газпром энергосбыт Тюмень» системы обслуживания поставщиков и потребителей коммунальных услуг в г.Нягани в 2019 году, а также его реализации, что привело к устранению с товарного рынка АО «ЕЦПиБ Югры», нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                   <<--->>

 

Члены Комиссии                                                                                 <<--->>

 

                                                                                                              <<--->>

 

                                                                                                              <<--->>

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны