Решение №РВ/5908/23 РЕШЕНИЕ по делу №086/01/17-1252/2023 от 23 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2023 года

решение в полном объеме изготовлено 23 августа 2023 года                                                                                                  г.Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

 <<--->> – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

 <<--->> – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

 <<--->> – заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

 <<--->> – специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления.

Рассмотрев дело №086/01/17-1252/2023 по признакам нарушения МАДОУ « <<--->>» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителя ответчика от МАДОУ « <<--->>»  <<--->>., действующего на основании доверенности от 21.08.2023 № <<--->>,

УСТАНОВИЛА:

Отделом защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) были рассмотрены жалобы на действия Заказчиков, в том числе жалоба вх.№2480-ЭП/22 от 24.03.2022 ООО  <<--->> на действия Заказчика МАДОУ « <<--->>» (далее – Заказчик)  при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов и осуществлению пропускного режима извещение № 32211200464, по итогам рассмотрения которой в действиях Заказчика установлены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

По результатам рассмотрения материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №086/01/17-1252/2023 по признакам нарушения Заказчиком части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 02.08.2023 №139/23.

Определением о назначении дела №086/01/17-1252//2023 (исх.№РВ/5536/23 от 08.08.2023), рассмотрение дела назначено на 22.08.2023.

В ходе анализа поступивших документов, представленных ОЗК и СРЗ, 05.03.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211200464.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 05.03.2022 по 16.03.2022 10:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 17.03.2022.

Согласно пункта 1.5.2 Документации о закупке котировочная заявка отклоняется, в том числе, в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

Обучение пожарно - техническому минимуму является нормой пожарной безопасности, данные нормы закреплены Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее - Приказ МЧС № 645).

Согласно пункту 31 раздела 3 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Пунктом 40 раздела 3 Приказа МЧС № 645 установлено что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Пунктом 34 приказа МЧС № 645 установлено, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 11.1. Закона № 2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Исходя из вышесказанного следует, что обучение работников пожарно- техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) обязанности такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе.

Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют.

Таким образом, МАДОУ « <<--->>» установило к участникам закупки требования, не предусмотренные действующим законодательством.

Требования, установленные в закупочной документации к участникам закупки, является избыточными, что в свою очередь приводит или может привести к отказу от участия лиц, претендующих на участие конкурсе, что может привести к ограничению конкуренции в закупке.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закупок являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц; указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции, его целью являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для

заказчика цене.

При таких обстоятельствах в действиях МАДОУ « <<--->>», выразившихся в установлении требования о наличии документа об образовании, подтверждающего обучение по программе пожарно-технического минимума, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

21.08.2023 в адрес Ханты-Мансийского УФАС России во исполнение определения о назначении дела к рассмотрению от 08.08.2023 (исх.№РВ/5536/23) от МАДОУ « <<--->>» поступили пояснения и запрошенные документы (вх.№8140-ЭП/23).

Как следует из представленных документов и пояснений Заказчика, доводы основаны на неправильном толковании положения приказа МЧС РФ № 645 в части обеспечения обучения пожарно - техническому минимуму сотрудников, осуществляющих круглосуточную охрану объектов.

Исходя из смысла и содержания пункта 2 Приложения к приказу МЧС №645 ответственность за организацию и своевременность обучения в области пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности работников организации несут администрации (собственники) этих организаций, должностные лица организаций, предприниматели без образования юридического лица, а также работники, заключившие трудовой договор с работодателем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание на следующее.

В соответствии с приказом МЧС России от 18.10.2021 года №806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности», приказ МЧС России от 21.21.2007 №645 признан утратившим силу в связи с чем не подлежит применению.

Вместе с тем, в положении данного приказа аналогично определено, что организация и своевременность обучения лиц, осуществляющих трудовую и служебную деятельность в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях, юридических лиц (далее — организациях), несет руководитель организации.

Приказом федерального агентства № 492-ст от 09.08.2019 утверждены требования ГОСТ Р 58485-2019 "Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования".

В силу статей 273, 274 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) руководитель организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Организацию обучения мерам противопожарной безопасности работников организаций осуществляет работодатель на основании статьи 225 ТК РФ.

Согласно статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. В силу статьи 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Перечисленными нормами права установлено, что статус руководителя и работника возникает в результате оформления трудовых отношений, в связи с чем обязанность организовать обучение работников по программе пожарно-технического минимума существует у руководителя только в отношении работников, с которыми заключен трудовой договор.

Соответственно, прохождение обучения по программе ПТМ охранников, заступающих на пост охраны, должно быть завершено до даты, когда охранник заступит в первую дежурную смену, в рамках договора оказания услуг охраны.

Указанная правовая позиция подтверждается постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2023 по делу №А75-3828/2023.

Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что закупочная документация установлена с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере оказания услуг охраны образовательных учреждений и свидетельствует об отсутствии, необоснованных требований к участникам, которые могут привести к ограничению числа потенциальных участников, желающих принять участие в данной закупке.

На основании представленных в материалы дела №086/01/17-1252/2023 документов и доказательств, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не подтверждено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции МАДОУ « <<--->>» по установлению требования о наличии документа об образовании, подтверждающего обучение по программе пожарно-технического минимума при проведении закупки на оказание услуг по физической охране объектов и имущества с осуществлением контрольно-пропускного режима на объектах МАДОУ « <<--->>», извещение №32211200464 .

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/17-1252/2023, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях МАДОУ « <<--->>».

Председатель Комиссии  <<--->>

Члены Комиссии  <<--->>

 <<--->>

 <<--->>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны