Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е ПО ДЕЛУ № 086/01/11-236/2020 от 16 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 16.07.2020 г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 27.07.2020

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<.........> – врио руководителя Управления;

Члены комиссии:

<.........> – главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

<.........> — старший специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;

в присутствии по видео-конференц связи представителя Заявителя - Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры - <.........>;

в отсутствии представителей лица, (уведомленных надлежащим образом) в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства — ООО «Эконадзор» (628414, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Есенина, д. 8, а/я № 766, ИНН 8602167153);

В присутствии по видео-конференц связи законного представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства - ООО «Камэкопроект» (614068, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 160, ИНН 5903074972) – <.........>,

рассмотрев дело № 086/01/11-236/2020 по признакам нарушения ООО «Камэкопроект» (614068, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 160, ИНН 5903074972) и ООО «Эконадзор» (628414, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Есенина, д. 8, а/я № 766, ИНН 8602167153) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре (далее - Управление) поступили материалы от Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры о возможных нарушениях ООО «Камэкопроект» и ООО «Эконадзор» Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Согласно пункту 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

10.02.2020 издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре № 53 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Камэкопроект» (614068, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 160, ИНН 5903074972) и ООО «Эконадзор» (628414, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Есенина, д. 8, а/я № 766, ИНН 8602167153) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 10.02.2020 о назначении дела №086/01/11-236/2020 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 10.03.2020.

10.03.2020 на рассмотрении дела № 086/01/11-236/2020 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовал представитель по доверенности ООО «Эконадзор». От ООО «Камэкопроект» до рассмотрения дела поступили письменные пояснения по существу рассматриваемого дела. Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в ходе рассмотрения дела также установлена необходимость в получении от лиц, участвующих в деле, дополнительных сведений и документов по делу. Рассмотрение дела отложено на 08.04.2020.

08.04.2020 представители заявителя и ответчиков не явились. От ООО «Эконадзор» согласно требованию определения от 10.03.2020 поступили дополнительные пояснения. Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлена необходимость в получении дополнительной информации. Рассмотрение дела назначено на 12.05.2020.

На рассмотрении дела 12.05.2020 представители заявителя и ответчиков не явились.

Вместе с тем, Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 мая 2020 года № 51 «О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», с целью предотвращения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, действие режима обязательной самоизоляции граждан продлено до 31 мая 2020 года включительно.

В связи с вышеизложенным, а также в связи с необходимостью получения по делу дополнительных сведений, определением от 12.05.2020 рассмотрение дела № 086/01/11-236/2020 отложено на 11.06.2020.

Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Рассмотрение дела № 086/01/11-236/2020 отложено на 13.07.2020.

13.07.2020 до рассмотрения дела № 086/01/11-236/2020 от Ответчика ООО «Эконадзор» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела на поздний срок ввиду отсутствия возможности явки представителя в назначенную дату. В рассмотрении дела участвовал по видео-конференц связи представитель Заявителя - Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Частью 1 статьи 46 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что Комиссия по ходатайству лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, а также по собственной инициативе вправе объявить перерыв в заседании комиссии на срок, не превышающий семи дней.

На основании вышеизложенного, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в ходе рассмотрения дела принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении дела № 086/01/11-236/2020 до 16.07.2020.

Рассмотрение дела состоялось в назначенную дату и время. В рассмотрении дела участвовали по видео-конференц связи представитель Заявителя - Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры и Ответчика - законного представитель ООО «Камэкопроект».

Вместе с тем, на рассмотрение дела от ООО «Эконадзор» поступило ходатайство о переносе даты рассмотрения дела № 086/01/11-236/2020 в связи с отсутствием возможности участия представителя в деле в назначенное время ввиду необходимости участия представителя в рассмотрении дела № А75-19781/2019 в Арбитражном суде ХМАО-Югры.

В ходе рассмотрения дела № 086/01-11-236/2020 Комиссией

Пунктом 1.1 ст. 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в следующих случаях: если в ходе рассмотрения дела в действиях (бездействии) ответчика по делу обнаружены признаки иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого было возбуждено дело; если в качестве ответчика по делу привлекается лицо, ранее участвовавшее в деле в ином статусе (лицо, располагающее сведениями об обстоятельствах дела, заявитель); если принято заключение об обстоятельствах дела.

 

 

В ходе рассмотрения материалов установлено, что в рамках регионального проекта «Чистая страна», входящего в состав национального проекта «Экология», предусмотрены мероприятия по рекультивации земельного участка в г.п. Федоровскй, занятого под объект размещения объектов.

Обязанность по приведению полигона в состояние, отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, возложена решением Сургутского районного суда от 26.06.2008 на администрацию Сургутского района по иску природоохранного прокурора.

В связи с вышеизложенным, Администрацией Сургутского района проведен конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Рекультивация полигона по захоронению ТКО в пгт. Федоровский», извещение № 0187300014717000569.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 15.08.2017 победителем признано ООО «Камэкопроект».

По итогам проведенного аукциона, между Администрацией Сургутского района и ООО «Камэкопроект» был заключен муниципальный контракт от 04.09.2017 № 0187300014717000569.

В ходе рассмотрения материалов установлено, что ООО «Камэкопроект» в процессе исполнения муниципального контракта от 04.09.2017 № 0187300014717000569 включило в проектную документацию по рекультивации полигона утилизации ТБО пгт. Федоровский условие о том, что отработанные покрышки пневматических шин планируется передать на утилизацию по договору с ООО «Эконадзор», имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности 066 от 26.01.2017 № 00276.

В ходе рассмотрения представленных ООО «Камэкопроект» документов установлено, что по указанному вопросу между ООО «Камэкопроект» и ООО «Эконадзор» велась переписка. Согласно письму от 09.08.2018 исх. №12/57, ООО «Эконадзор» сообщило о накоплении на территории полигона пгт. Федоровский покрышек пневматических шин в объеме 3041,32 т. В ответ на письмо ООО «Эконадзор» ООО «Камэкопроект» направило письмо от 09.08.2018 исх. №453 с ответом о готовности выполнить работы по утилизации покрышек пневматических шин по цене 6500 руб. за 1 т. с учетом НДС и транспортированию отходов по цене 2000 руб. за 1 т. с учетом НДС.

При этом, в части передачи отходов, образованных в результате деятельности исполнителя по контракту, для транспортирования и последующего обезвреживания, утилизации отходов от демонтажа зданий конкретное юридическое лицо не устанавливается. Условие Проекта о передаче отработанных покрышек пневматических шин на утилизацию по договору с ООО «Эконадзор» противоречит требованиям законодательства о защите конкуренции.

Кроме того, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в том числе по видам отходов 9 21 130 01 50 4 (покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные) и 9 21 130 02 50 4 (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные), вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии с учетом того, что указанные положения применяются с учетом положений пункта 8 статьи 9 настоящего Закона в отношении деятельности, не связанной с размещением на земельных участках объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

Соответственно, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие вышеуказанные лицензии, могут осуществлять деятельности по транспортированию указанных отходов на территории ХМАО-Югры.

На основании данных, представленных Северо-Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора, на территории ХМАО-Югры деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, в том числе отходов 9 21 130 01 50 4 (покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные) и 9 21 130 02 50 4 (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные) осуществляют 37 действующих хозяйствующих субъектов

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам являются недобросовестной конкуренцией.

В силу статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.

Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением «вертикальных» соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения:

1) о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка;

4) об установлении условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях.

В соответствии с частью 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Согласно части 1 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). При этом, частью 2 статьи 158 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» не установлены специальные требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Товарным рынком признается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в устной форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Наличие антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами может быть установлено не только посредством представления каких-либо документов, сведений, объяснений, но и путем оценки их поведения.

Определение конкретного хозяйствующего субъекта исполнителем работ по утилизации отдельного вида отходов нарушает права неопределенного круга лиц, является ограничением конкуренции и противоречит действующему законодательству.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/11-236/2020, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Камэкопроект» (614068, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 160, ИНН 5903074972) и ООО «Эконадзор» (628414, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Есенина, д. 8, а/я № 766, ИНН 8602167153) по части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушения антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом вышеизложенного, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче ООО «Камэкопроект» и ООО «Эконадзор» обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с исполнением вышеуказанных контрактов.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Камэкопроект» (614068, г. Пермь, ул. Монастырская, д. 160, ИНН 5903074972) и ООО «Эконадзор» (628414, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Есенина, д. 8, а/я № 766, ИНН 8602167153) нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

 

Председатель Комиссии <.........>

 

 

Члены Комиссии <.........>

 

 

<.........>

Связанные организации

Связанные организации не указаны