Решение б/н решение по жалобе № 263-эп/22 на действия заказчика МУП "ТО ... от 26 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-50/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.01.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 26.01.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 14.01.2022 № 263-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МУП «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» мо Сургутский район при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по микробиологическим, химическим, радиологическим, вирусологическим показателям питьевой холодной воды, горячей воды, подземных источников, извещение № 32110975444, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 14.01.2022 № 263-эп/22) «_________» (далее – Заявитель, «_________») на действия МУП «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» мо Сургутский район (далее – Заказчик, МУП «ТО УТВиВ №1» мо Сургутский район) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по микробиологическим, химическим, радиологическим, вирусологическим показателям питьевой холодной воды, горячей воды, подземных источников, извещение № 32110975444

         Заявитель обжалует положения документации о закупке.

         Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон №223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

         В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 24.01.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд МУП «ТО УТВиВ №1» мо Сургутский район (далее - Положение о закупках), утвержденным директором МУП «ТО УТВиВ №1» мо Сургутский район.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

22.12.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32110975444.  

 

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 22.12.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 14.01.2022 в 09:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 18.01.2022 (мск+2).

Предметом договора является оказание услуг по проведению лабораторных исследований по микробиологическим, химическим, радиологическим, вирусологическим показателям питьевой холодной воды, горячей воды, подземных источников.

Начальная (максимальная) цена договора - 17 263 593 (семнадцать миллионов двести шестьдесят три тысячи пятьсот девяносто три) рубля 28 копеек.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 19.01.2022 на участие в закупке поступило две заявки. Заявитель является участником закупки. По результатам закупки заявке Заявителя присвоено второе место.

         Согласно ч.2 ст.18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

         Жалоба Заявителя на положения документации о закупке зарегистрирована в Ханты-Мансийском УФАС России 14.01.2022, то есть до окончания срока подачи заявок.

         В своей Жалобе Заявитель указал, что Заказчиком неправомерно не установлены в документации о закупке обязательные требования о наличии у участника Закупки разрешительной документации (лицензии, аттестата аккредитации испытательного лабораторного центра), необходимой для выполнения предусмотренных договором услуг.

         В подтверждение своих доводов Заявитель ссылается на положения статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), п.7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, письмо Минфина России от 20.07.2020 № 24-02-08/63342, письмо Минфина России от 21.02.2018 № 24-02-03/11100.

         Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, указанным в письменных возражениях.

         Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

         Закупка № 32110975444 проводится в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ. Целями регулирования Закона о закупках являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств заказчиков. Заказчик формирует предмет закупки в соответствии с утвержденным Положением о закупке товаров, работ, услуг исходя из указанных целей, при этом не допускает ограничения конкуренции среди участников закупки.

         В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

         Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

         Согласно ч.10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки.

         Требования к участникам закупки указаны в п.16 Извещения. Согласно п. 13 Извещения дополнительные требования к участникам установлены в Техническом задании (Приложение №1 к Договору).

В соответствии с техническим заданием установлены следующие требования к лаборатории, оказывающей услуги, являющиеся предметом закупки:                                                                                                                                                                                                                           - исследования должны выполняться в аккредитованной испытательной лаборатории по утвержденным методикам с использованием специального оборудования и химикатов, в соответствии с действующей нормативной документацией с оформлением протокола исследования;                                                                                              

- для испытательной лаборатории необходимо наличие аттестата в системе аккредитации аналитических лабораторий согласно общим требованиям: ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                При оказании услуг используемые материалы и оборудование должны соответствовать ГОСТам и ТУ, обеспечены техническими паспортами, сертификатами соответствия стандартам РФ и иными документами, удостоверяющими их качество.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Исполнитель по требованию Заказчика обязан предоставить данные о применяемых им материалах и оборудовании (включая соответствующие паспорта, сертификаты соответствия нормам РФ, сертификаты соответствия экологическим нормам).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Исполнитель несет ответственность за качество оказываемых Услуг, объективность и законность выдаваемых протоколов лабораторных исследований сточной воды.   

Услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями следующих нормативных и методических документов:

- Федеральный закон РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;

- Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Федеральный закон РФ от 28.12.2013 №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»;

- Постановление Правительства РФ от 06.01.2015 № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» (вместе с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»).

В подтверждение правомерности своих действий Заказчик ссылается на Письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 № Д28и-1051 «Об установлении требований к участникам закупки и перечня документов, подтверждающих соответствие этим требованиям», в котором изложена следующая позиция.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки, например, относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении закупки обязан установить требование к участникам закупки о наличии лицензии, свидетельства, разрешения и т.п., предусмотренных законодательством Российской Федерации, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Следовательно, при проведении закупок в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ заказчик не обязан устанавливать требования к участникам закупки о наличии разрешительных документов в соответствии с положениями Закона №44-ФЗ, а может самостоятельно устанавливать требования к участникам закупки, в том числе о наличии лицензии, свидетельства, разрешения и т.п. у участника закупки либо у привлекаемых таким участником субподрядчиков, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы Жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о закупках, не нашли подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

         Признать жалобу «_________» (вх. от 14.01.2022 № 263-эп/21) на действия Заказчика МУП «Территориально объединенное управление тепловодоснабжения и водоотведения №1» мо Сургутский район при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению лабораторных исследований по микробиологическим, химическим, радиологическим, вирусологическим показателям питьевой холодной воды, горячей воды, подземных источников, извещение № 32110975444, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                   «_________»

Члены Комиссии:                                              «_________»     

                                                                            «_________»                                                                                        

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны