Решение №РВ/90/23 Решение №086/06/18.1-1828/2022 от 10 января 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/06/18.1-1828/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.12.2022                                                                 г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 10.01.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №207/22 от 15.12.2022 в составе:

Председатель комиссии:

- <<--->>;

Члены комиссии:

- <<--->>;

- <<--->>;

в присутствии на заседании посредством видеконференцсвязи представителя заявителя - директора ООО «<<--->>» <<--->>,

в присутствии на заседании посредством видеконференцсвязи представителя организатора торгов - Администрации Советского района <<--->>, действующей по доверенности №<<--->> от <<--->>,

рассмотрев жалобу ООО <<--->> (вх.№12923-ЭП/22 от 15.12.2022),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО <<--->> (вх.№12923-ЭП/22 от 15.12.2022) (далее - Заявитель) на действия Организатора конкурса - Администрации Советского района (далее - Организатор конкурса) при проведении открытого конкурса реестровый номер извещения №22000171360000000001 по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами городского поселения Советский (лот №1 «Северный», №2 «Центральный»).

Как следует из содержания жалобы, обращение Заявителя в антимонопольный орган обусловлено тем, что Организатором конкурса необоснованно принято решение о соответствии Муниципального унитарного предприятия <<--->> (далее - МУП <<--->>) требованиям, предъявляемым к претендентам для участия в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Из доводов Заявителя следует, что муниципальные унитарные предприятия не могут быть участниками конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

При этом Заявитель в обоснование своих доводов так же указывает на то, что Федеральный закон от 27.12.2019 г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральнй закон «О защите конкуренции» вступивший в силу 08 января 2020 г. вносит изменения в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Поправки ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий. Предприятия не подпадающие под предусмотренные условия должны быть ликвидированы или реорганизованы до 01 января 2025 г.

Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что срок действия лицензии МУП <<--->> согласно данных ГИС «ЖКХ» заканчивается 11.01.2023 и согласно приказу Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры в продлении лицензии претенденту отказано. Данное обстоятельство по мнению Заявителя является основанием для признания несоответствующим данного претендента требованиям к участнику конкурса.

Согласно доводам Заявителя изложенным в жалобе, МУП <<--->> приложен в составе заявок промежуточный бухгалтерский баланс. Данный документ не является отчетным, так как требование к претенденту согласно конкурсной документации, а именно пункту 4.1.5 «Требование к претенденту» - отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Также Заявитель указал на то, что согласно информации из открытых источников, у данного претендента имеется кредиторская задолженность за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, то есть за 2021 год. Решение о сдаче промежуточного бухгалтерского баланса согласно действующего законодательства в состав заявки претендентом не представлено. Данное обстоятельство, по мнению Заявителя, является основанием для признания несоответствующим данного претендента требованиям к участнику конкурса.

На основании уведомления Ханты-Мансийского УФАС России о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх.№РВ/9448/22 от 15.12.2022), направленного Организатору конкурса, Заявителю в порядке части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Организатором конкурса представлены все необходимые документы для рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 23.12.2022.

Организатор конкурса представил письменный ответ на уведомление (исх.№РВ/9448/22 от 15.12.2022), с приложением запрашиваемых документов, согласно которому считает жалобу необоснованной.

26.12.2022 уведомлением о продлении срока рассмотрения жалобы (исх.№РВ/9753/22), срок рассмотрения жалобы Заявителя продлен, в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы назначено на 29.12.2022.

Кроме того, у участника конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом МУП <<--->>, были запрошены дополнительные документы, информация (исх.№РВ/9823/22 от 28.12.2022).

29.12.2022 МУП <<--->> были представлены дополнительные документы.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

01.11.2021 на официальном сайте https://torgi.gov.ru Организатором конкурса было опубликовано извещение №22000171360000000001 о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами городского поселения Советский (лот №1 «Северный», №2 «Центральный») (далее - конкурс).

Согласно конкурсной документации, конкурс проводится в соответствии с Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 года №75 (далее – Правила).

Заявки подаются с 03.11.2022 09:00 (МСК+2) по 02.12.2022 17:00 (МСК+2).

Дата и время проведения конкурса 07.12.2022 14:15 (МСК+2).

Как следует из протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 05.12.2022, по лоту №1 «Северный», №2 «Центральный», на участие в конкурсе поступило 2 (две) заявки: МУП <<--->> (регистрационный номер №1, №2, дата поступления 30.11.2022), ООО «Клевер» (регистрационный номер №3, дата поступления 02.12.2022).

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 06.12.2022, по лоту №1 «Северный», №2 «Центральный», МУП <<--->> и ООО <<--->> признаны участниками конкурса.

Согласно протоколам №1, №2 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 07.12.2022 по лоту №1 «Северный», №2 «Центральный», в связи со снижением указанного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения более чем на 10% конкурс признан несостоявшимся.

Как было указано выше, один из доводов Заявителя заключается в том, что муниципальные унитарные предприятия не могут быть участниками конкурса.

При этом Заявитель в обоснование своих доводов так же указывает на то, что Федеральный закон от 27.12.2019 г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральнй закон «О защите конкуренции» вступивший в силу 08 января 2020 г. вносит изменения в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Поправки ограничивают случаи создания и конкретизируют сферы деятельности унитарных предприятий. Предприятия не подпадающие под предусмотренные условия должны быть ликвидированы или реорганизованы до 01 января 2025 г.

В соответствии с пунктом 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:

1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;

3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.

Данный перечень является исчерпывающим и не предполагает иных оснований для отказа допуска к участию в конкурсе претенденту.

В соответствии с пунктом 20 Правил, отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что управляющей организацией является - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют управление многоквартирным домом на основании результатов конкурса. Претендентом также является любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, представившие заявку на участие в конкурсе.

Нормы Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее Федеральный закон от 27.12.2019 № 485-ФЗ) содержит требования, относящиеся к деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые должны соблюдать именно данные предприятия, и при нарушении установленных требований соответствующую ответственность несут именно указанные предприятия как субъекты правонарушения.

Кроме того, Заявителем жалобы не предоставлены в материалы настоящего дела документы, подтверждающие юридически установленные факты нарушения МУП <<--->> законодательно предусмотренного запрета на осуществление деятельности.

По смыслу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 №485-ФЗ государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые созданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и осуществляют деятельность на товарных рынках в Российской Федерации, находящихся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя до 01.01.2025.

Планом мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по реформированию государственных и муниципальных унитарных предприятий на период до 01.01.2025, согласованным также руководителем Федеральной антимонопольной службы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 26.08.2020, предусмотрена реорганизация МУП <<--->> в юридическое лицо иной организационной правовой формы в срок до декабря 2024 года (п. 33 Плана) (приложение 10).

В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Соответственно, участник конкурса, МУП <<--->> имеет возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.

Ограничений для муниципальных унитарных предприятий в участии в конкурсе по отбору управляющей организации Порядок не содержит. МУП <<--->> было зарегистрировано 22.02.2017, возможная реорганизация до 01.01.2025 года не исключает право предприятия на участие в конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя о том, что муниципальные унитарные предприятия не могут быть участниками конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, является необоснованным.

Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что срок действия лицензии МУП <<--->> согласно данных ГИС «ЖКХ» заканчивается 11.01.2023 и согласно приказу Службы жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры в продлении лицензии претенденту отказано. Данное обстоятельство по мнению Заявителя является основанием для признания несоответствующим данного претендента требованиям к участнику конкурса.

Из анализа представленных Организатором торгов в ходе рассмотрения жалобы документов и информации, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что на дату подачи заявки МУП <<--->> имело действующую лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Срок действия лицензии от 23.03.2017 №284 – бессрочно.

Федеральным законом о внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации №485-ФЗ от 31.12.2017 частью 13 статьи 1 в часть 4 статьи 192 ЖК РФ внесены изменения, чем был установлен срок действия лицензий на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами сроком на пять лет. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам. Ранее лицензия предоставлялась без ограничения срока ее действия.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона от 31.12.2017 №485-ФЗ о внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Федеральный закон о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации) срок действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предусмотренный частью 4 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), применяется к ранее выданным лицензиям и исчисляется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона о внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Данный Федеральный закон был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 31.12.2017.

Таким образом, срок действия лицензий по управлению многоквартирными домами должен был окончиться 11.01.2023.

Однако Федеральным законом от 21.11.2022 №463-ФЗ «О внесении изменений в статью 201 ЖК РФ и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 7 статьи 5 Федерального закона Федерального закона «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения: слова «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона» заменены словами «с 1 июня 2018 года».

Таким образом, действие всех ранее выданных лицензий по управлению многоквартирными домами было продлено до 01.06.2023.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.

Следовательно, на дату участия в конкурсе - 07.12.2022 у МУП <<--->> имелась действующая лицензия, а срок подачи документов в лицензирующий орган о её продлении еще не наступил.

Управляющая организация МУП <<--->> не лишена права продлить действующую лицензию в установленном законом порядке.

Кроме того, Правилами не предусмотрен отказ претенденту в допуске на участие в конкурсе по отбору управляющей организации в связи с возможным истечением срока действия лицензии на право управления многоквартирными домами в период управления таким многоквартирным домом.

При этом, частью 3 статьи 200 ЖК РФ предусмотрена обязанность лицензиата, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;

4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, довод Заявителя в указанной части является необоснованным.

Как было указано ранее, одним из доводов Заявителя также является то, что МУП <<--->> приложен в составе заявок промежуточный бухгалтерский баланс. Данный документ не является отчетным, так как требование к претенденту согласно конкурсной документации, а именно пункту 4.1.5 «Требование к претенденту» - отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Также Заявитель указал на то, что согласно информации из открытых источников, у данного претендента имеется кредиторская задолженность за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, то есть за 2021 год. Решение о сдаче промежуточного бухгалтерского баланса согласно действующего законодательства в состав заявки претендентом не представлено. Данное обстоятельство, по мнению Заявителя, является основанием для признания несоответствующим данного претендента требованиям к участнику конкурса.

В соответствии с пунктом 15 Правил, при проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам:

1) соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

2) в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации;

3) деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

4) отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу;

5) отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента;

6) внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации;

7) отсутствие у претендента задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за 2 и более расчетных периода, подтвержденное актами сверки либо решением суда, вступившим в законную силу;

8) отсутствие у претендента задолженности по уплате административных штрафов за совершение правонарушений в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно пункту 16 Правил, требования, указанные в пункте 15 указанных Правил, предъявляются ко всем претендентам. Организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.

В соответствии с пунктом 17 Правил, проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпункте 2 - 8 пункта 15 указанных Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

Пунктом 18 Правил определены основания для отказа в допуске к участию в конкурсе, одним из которых является несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил.

Согласно пункту 19 Правил, в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 указанных Правил, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Согласно пункту 53 Правил, Заявка на участие в конкурсе включает в себя:

1) сведения и документы о претенденте:

наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;

фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя;

номер телефона;

выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;

выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;

реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:

документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;

копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 указанных Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;

копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, принявшими помещения, и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги;

4) согласие претендента на включение его в перечень организаций для управления многоквартирным домом, предусмотренное п. 52 указанных Правил.

В соответствии с пунктом 54 Правил, требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 указанных Правил, не допускается.

Аналогичные требования и положения содержатся в конкурсной документации.

Из представленных Организатором конкурса в материалы дела письменных возражений следует, что представленный МУП <<--->> бухгалтерский баланс был проверен на соответствие данных о размере задолженности, и взаимную согласованность различных показателей баланса между собой. Замечаний выявлено не было.

При этом Организатор торгов указал на Определение Верховного суда №304-ЭС21-28737 по делу №А81-341/2021, согласно выводам которого у конкурсной комиссии не было оснований отклонить заявку МУП <<--->>.

По мнению Организатора торгов требование о предоставлении бухгалтерской отчетности не могло быть ограничено конкурсной комиссией и конкурсной документацией периодом годовой отчетности.

Однако Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает данные доводы Организатора конкурса несостоятельными.

При проведении конкурса одним из требований к претендентам является отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента. Проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпунктах 2 - 8 пункта 15 настоящих Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям (подпункт 5 пункта 15, пункт 17 Правил).

В статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1); под документированной информацией - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель (пункт 11).

Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации (часть 1 статья 11 Закона об информации).

В соответствии с абзацем 4 подпункт 2 пункта 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, а именно копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период.

Согласно пункту 1 статьи 3, части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России была проанализирована заявка МУП <<--->>, представленный в составе заявки Учреждения бухгалтерский баланс, а также представленные в ответ на запрос (исх.№РВ/9823/22 от 28.12.2022) дополнительные документы, информация.

Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России была изучена информация размещенная на официальном источнике в сети интернет «Ресурс БФО».

Как было указано ранее, в соответствии с Правилами при проведении конкурса устанавливается требование к претендентам об отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При этом под кредиторской задолженностью в целях применения настоящего подпункта понимается совокупность обязательств претендента (краткосрочных и долгосрочных), предполагающих существующие в текущее время (неисполненные) ее обязательства в пользу другого лица (кредитора), включая обязательства по кредитам и займам, которые приводят к уменьшению балансовой стоимости активов претендента (подпункт 5 пункта 15 Правил).

При этом обязанность по составлению и подаче промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговый орган следует отличать от обязанности по составлению бухгалтерской отчетности в целях информирования о своем финансовом положении иных участников оборота.

Ненаступление срока проведения общего собрания участников учреждения, на котором утверждаются годовые результаты деятельности, правового значения в рассматриваемой ситуации не имеют, поскольку первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (часть 4 статьи 13, часть 5 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

При этом из анализа учредительных документов МУП <<--->> обязанность по составлению и подаче промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговый орган в таких документах отсутствует.

МУП <<--->> имело реальную возможность составить и утвердить бухгалтерский баланс за период 2022 года для цели участия в конкурсе. Однако такой документ не может подтверждать наличие либо отсутствие кредиторской задолженности в размере ниже 70% за последний завершенный отчетный период.

В ходе анализа документов, представленных в составе заявки МУП <<--->>, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.

МУП «Уютный город Советский» в составе заявки приложена бухгалтерская (финансовая) отчетность за последний завершенный отчетный период 2021 года, из которой следует, что у Учреждения имеется кредиторская задолженность в размере выше 70%.

Кроме того, МУП <<--->> был представлен документ с наименованием «Бухгалтерский баланс на 31 октября 2022 г.», из которого также следует, что у Учреждения отсутствует кредиторская задолженность в размере выше 70%.

Однако, как было указано ранее, обязанность по составлению и подаче промежуточной бухгалтерской отчетности в налоговый орган учредительными документами МУП <<--->> не предусмотрена.

Следовательно, указанный документ с наименованием «Бухгалтерский баланс на 31 октября 2022 г.» не мог быть принят конкурсной комиссией Организатора торгов в качестве документа, подтверждающего соответствие претендента подпункту 5 пункта 15 Правил.

Таким образом, из анализа собранных в ходе рассмотрения жалобы, документов и информации Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что у МУП <<--->> имеется кредиторская задолженность свыше 70% за последний завершенный отчетный период.

Также из информации размещенной на официальном источнике в сети интернет «Ресурс БФО» за последний завершенный отчетный период у МУП <<--->> имеется кредиторская задолженность свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Более того, из представленных в ответ на запрос (исх.№РВ/9823/22 от 28.12.2022) дополнительных документов и информации не установлено наличие оплаты указанной задолженности.

Предоставление копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период является обязательным в силу требований подпункта 5 пункта 15 и подпункта 2 пункта 53 Правил. Отсутствие указанного документа, либо предоставление недостоверных сведений в таком документе, приложенном к заявке, а также несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил №75, является основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе (подпункт 1, 2 пункта 18, пункт 70 Правил).

Более того, в соответствии с пунктом 17 Правил, проверка соответствия претендентов требованиям, указанным в подпункте 2 - 8 пункта 15 указанных Правил, осуществляется конкурсной комиссией. При этом конкурсная комиссия не вправе возлагать на претендента обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

Однако, как следует из письменных возражений Организатора торгов, и подтверждается пояснениями представителя Организатор торгов в ходе рассмотрения жалобы, проверка соответствия претендента МУП <<--->> требованиям, указанным в подпункте 5 пункта 15 Правил конкурсной комиссией не проводилась.

При таких обстоятельствах конкурсная комиссия Организатора торгов не имела законных оснований для допуска МУП <<--->> к участию в конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя в указанной части является обоснованным.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции, целями указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В целях недопущения исключения конкуренции при проведении конкурса, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Организатору конкурса предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого конкурса.

Согласно пункту 19 Правил, в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 указанных Правил, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Следовательно, у Организатора конкурса имелись основания для отказа в допуске к участию в конкурсе МУП <<--->>.

Таким образом, допуском МУП <<--->> к участию в конкурсе, Организатор конкурса нарушил требования пунктов 17, 18 Правил, что привело к необоснованной возможности МУП «Уютный город Совесткий» участвовать в конкурсе.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 указанного закона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты - Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

1. Признать жалобу ООО <<--->> (вх.№12923-ЭП/22 от 15.12.2022) на действия организатора конкурса - Администрации Советского района при проведении открытого конкурса реестровый номер извещения №22000171360000000001 по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами городского поселения Советский (лот №1 «Северный», №2 «Центральный»), обоснованной в части довода о наличии у претендента МУП <<--->> кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях организатора конкурса - Администрации Советского района нарушение требований пунктов 17 и 18 Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», выразившихся в необоснованном допуске к участию в конкурсе МУП <<--->>.

3. Выдать организатору конкурса - Администрации Советского района обязательное для исполнение предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства статье 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Председатель Комиссии        <<--->>

 

 

Члены Комиссии:         <<--->>

 

                                    <<--->>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны