Решение б/н решение по жалобе № 693-ж от 11 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-608/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 29.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 11.05.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_______» – врио заместителя руководителя Управления;
Члены комиссии:
«_______» – главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
«_______» – эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
в отсутствии представителя «_______», уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;
в присутствии представителя «_______» посредством ВКС;
в присутствии представителей ООО «Нижневартовские коммунальные системы» посредством ВКС;
рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 13.04.2021 № 693-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика ООО «Нижневартовские коммунальные системы» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов кармана отстойника, извещение № 32110120278, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба «_______» (далее – Заявитель) на действия ООО «Нижневартовские коммунальные системы» (далее – Заказчик, ООО «НКС») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов кармана отстойника, извещение № 32110120278.
Заявитель обжалует действия Заказчика по рассмотрению заявок участников при проведении закупочных процедур.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 21.04.2021.
В ходе рассмотрения жалобы 21.04.2021 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что в связи с технической ошибкой Заявитель и ООО «Нижневартовские коммунальные системы» не были надлежащим образом уведомлены о рассмотрении Жалобы. На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, в соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, определила продлить срок принятия решения по Жалобе и назначить рассмотрение жалобы на 28.04.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
Согласно части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.
До рассмотрения Жалобы по существу в Управление поступили дополнения к Жалобе от Заявителя, возражения Заказчика, а также возражения на жалобу от участника закупки «_______».
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Нижневартовские коммунальные системы» (далее - Положение о закупках). Положение о закупках утверждено Общим собранием участников (протокол от 14.10.2020 № 15/20).
25.03.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110120278 о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно извещению о закупке установлены следующие сроки:
- дата начала срока подачи заявок: 25.03.2021 (мск+2);
- дата и время окончания подачи заявок: 01.04.2021 в 14:00 (мск+2);
- дата рассмотрения заявок: 02.04.2021 (мск+2);
- дата подведения итогов: 12.04.2021 (мск+2).
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно документации о закупке участником конкурса могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Заявитель в своей Жалобе указывает, что Заказчик необоснованно допустил к участию в закупке участника, не соответствующего требованиям документации, а также нарушил сроки размещения протоколов, установленные в п. 9 ст. 82.1, п. 10. ст. 82 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Закупка № 32110120278 проводится в соответствии с п. 12 ст. 4 Закона о закупках и пп. 8.14.3 п. 8.14 Положения о закупке.
Следовательно, протоколы, составляемые в ходе закупки, должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания (в сроки, установленные ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
Таким образом, при проведении закупки № 32110120278 заказчик руководствуется положениями Закона о закупках, и не применяет положения п. 9 ст. 82.1, п. 10. ст. 82 Закона № 44-ФЗ.
В дополнении к Жалобе Заявитель уточнил, что усматривает в действиях заказчика нарушение установленных сроков рассмотрения заявок участников и выбора победителя, предусмотренных статьями 3.2-3.4 Закона о закупках.
Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав объяснения представителей, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
В протоколе рассмотрения первых частей заявок, размещенном в ЕИС 05.04.2021 содержатся сведения об отклонении заявки участника №3, в связи с отсутствием у участника членства СРО.
07.04.2021 Заказчик разместил в ЕИС измененный протокол рассмотрения первых частей заявок, согласно которому все три заявки были допущены к участию в закупке.
Согласно итоговому протоколу, размещенному в ЕИС 13.04.2021, заявка участника под номером три признана победителем закупки.
Заявитель считает вышеуказанные действия заказчика неправомерными, просит отменить результаты закупки.
Рассмотрев заявки участников закупки, представленные Заказчиком, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
В соответствии с извещением и документацией о закупке предметом закупки являются:
Лот 1 – выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов кармана отстойника БФ №1 ВОС-2; начальная (максимальная цена) - 1 675 554,00 руб. с НДС,
Лот 2 – выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов кармана отстойника БФ № ВОС-2; начальная (максимальная цена) - 1 122 170,40 руб. с НДС.
05.04.2021 Заказчиком был размещен Протокол рассмотрения первых частей заявок (№ протокола НКС-2136/32110120278 от 02.04.2021), согласно которому заявка участника под номером три «_______» была отклонена по причине отсутствия членства СРО, что является обязательным требованием в Прил. №4 закупочной документации.
Однако, согласно п.10 Приложения №4 к закупочной документации наличие СРО в качестве отборочного критерия (критерия допуска) для Участников закупки применяется для строительно-монтажных работ, если начальная максимальная цена выше 3 000 000 рублей.
Из объяснений Заказчика и лица, подавшего заявку на участие в закупке установлено следующее.
После размещения протокола рассмотрения первых частей заявок участник «_______» 06.04.2021 посредством электронной почты направил заказчику письмо, в котором сообщил о неправомерном отклонении поданной заявки и о намерении направить жалобу в Ханты-Мансийское УФАС России для восстановления своих нарушенных прав.
07.04.2021 на адрес электронной почты Участника «_______» поступило сообщение от ООО «ЭТП ГПБ» о допуске участника к участию в процедуре по всем лотам закупки номер №50/51.
Протокол рассмотрения первых частей заявок подписан 02.04.2021 и размещен в ЕИС 05.04.2021. В протоколе, опубликованном 07.04.2021 имеется опечатка даты, которая не влечет к нарушению срока публикации данного протокола.
Заявка «_______» подана на ЭТП 31.03.2021 Лот 1 в 17:33, Лот 2 в 18:10 по местному времени. Процент снижения при подаче ценового предложения Участник «_______» определил самостоятельно, исходя их анализа экономическо-хозяйственной деятельности свое организации. Таким образом, при формировании и подаче заявки на участие в процедуре со стороны «_______» были соблюдены все условия проведения данной закупки.
Так как закупка не была переведена на следующий этап рассмотрения ценовых предложений, функционал ЭТП позволил Заказчику внести изменения в протокол рассмотрения первых частей заявок до подведения итогов. При этом Заказчик не располагал сведениями о ценовых предложениях участников и не мог координировать снижение цены.
Согласно Протоколу подведения итогов по закупочной процедуре от 12.04.2021, размещенного в ЕИС 13.04.2021 участник «_______» признан победителем по лотам №№ 1 и 2.
В соответствии с п. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам, строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей. Аналогичное требование к участникам закупки содержится в п. 10 Приложения 4 к закупочной документации.
Начальная (максимальная) цена по двум лотам данной закупки суммарно составляет 2 797 724,40 рублей, следовательно, для выполнения данных работ участникам закупки не требуется членство СРО. Первоначальное требование о наличии членства СРО является избыточным, а отклонение заявки участника под №3 в связи с отсутствием членства СРО необоснованным.
Протокол рассмотрения первых частей заявок и протокол подведения итогов соответствуют положениям Закона о закупках в части содержания и сроков размещения.
Таким образом, доводы Жалобы не нашли подтверждения.
На основании вышеизложенного руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу «_______» (вх. от 13.04.2021 № 693-ж) на действия Заказчика ООО «Нижневартовские коммунальные системы» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по капитальному ремонту межпанельных швов кармана отстойника, извещение № 32110120278, необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_______»
Члены Комиссии: «_______»
«_______»