Решение б/н решение по жалобе № 5716-эп/22 на действия Заказчика АУ ХМАО... от 16 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-727/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 14.06.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 16.06.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

         Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя по доверенности посредством видео-конференц-связи;

в присутствии представителя Заказчика по доверенности посредством видео-конференц-связи;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 03.06.2022 № 5716-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Центр профессиональной патологии» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставка медицинского оборудования, извещение № 32211416270, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                            

                                                                           УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 03.06.2022 № 5716-эп/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «Центр профессиональной патологии» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставка медицинского оборудования, извещение № 32211416270.    

Заявитель обжалует положения документации о закупке в части описания предмета закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 10.06.2022.  В связи с необходимостью получения дополнительных сведений в рассмотрении Жалобы был объявлен перерыв до 14.06.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видео-конференц-связи.

Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг в Автономном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр профессиональной патологии» в редакции от 14.02.2022 (далее – Положение о закупке), утвержденным протоколом заседания Наблюдательного совета АУ ХМАО-Югры «Центр профессиональной патологии» №3 от 14.02.2022.

26.05.2022 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на сайте https://zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211416270. В соответствии с извещением срок подачи заявок с 27.05.2022 до 03.06.2022 10:00 (мск+2).

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 03.06.2022 до окончания срока подачи заявок.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель считает, что Заказчик в документации о закупке установил такие характеристики товара, которым соответствует единственный производитель Олимпас. По мнению Заявителя установление таких требований к товару ограничивает число участников закупки.

         В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно техническому заданию, являющемуся приложением №1 к документации о закупке, предметом закупки является оборудование эндоскопическое с принадлежностями.

Закупаемое эндоскопическое оборудование комплектуется из нескольких единиц оборудования, что в совокупности образует 1 единицу оборудования, которая будет иметь один торговый знак. В своей Жалобе Заявитель сообщает, что провел анализ медицинского рынка по данному направлению среди ведущих производителей и установил, что ни один производитель не соответствует описанию Заказчика, кроме производителя Олимпас.

Заявитель считает, что Заказчиком ограничено количество возможных участников закупки, поскольку закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.

Кроме того, Заявитель указывает, что в техническом задании при описании предмета Заказчик установил недостоверные характеристики описываемого им товара. Совокупность всех характеристик предмета закупки указывает на производителя Олимпас. При описании характеристик Заказчик допустил пересечение 2 моделей данного производителя.

Заказчик с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.

Закупка медицинского оборудования, указанного в техническом задании документации о Закупке, а также ввод его в эксплуатацию, осуществляется Учреждением для оснащения передвижной поликлиники Учреждения, находящейся на теплоходе «Николай Пирогов». Специфика данной передвижной поликлиники состоит в том, что медицинские услуги (лабораторные, функциональные, эндоскопические исследования, УЗИ- и рентген-диагностика, иные услуги) оказываются Учреждением жителям труднодоступных и отдаленных местностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Разъездной характер деятельности передвижной поликлиники, находящейся на теплоходе «Николай Пирогов», не предполагает частого и долгого отстоя судна, что исключает возможность оснащения его новым оборудованием в произвольное время. Учитывая данные обстоятельства, решение об одновременной закупке оборудования для поддержания работоспособности передвижной поликлиники, для сохранения непрерывности работы, а также для обеспечения оказания медицинских услуг населению на должном уровне, является обоснованным и целесообразным.

Действующее законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик закупаемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Установленные Заказчиком характеристики не ограничивают потенциальных участников при проведении запроса котировок в электронной форме, так как запрашиваемый товар, находится в свободном обращении на территории Российской Федерации. Изучение взаимоотношений производителей оборудования и их партнеров не входит в обязанности Заказчика при формировании описания объекта закупки. Факт отсутствия у отдельных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, занимающихся поставкой данного вида товара, в наличии требуемого объекта закупки с заявленными характеристиками, не является нарушением прав и законных интересов таких лиц, а также не является ограничением конкуренции.

Из пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, следует, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Заказчик сообщил, что Заявитель не является Участником данной закупки, запросов на разъяснение пунктов документации от Заявителя не поступало. Кроме того, закупка Заказчиком спорного оборудования ранее уже обжаловалось«_________» в Ханты-Мансийское УФАС России (жалоба вх. № 1590-эп/22 от 18.02.2022).

Повторное проведение закупки оборудования обусловлено отказом поставщика - победителя закупки № 32211127378 от поставки оборудования в соответствии с техническим заданием в связи с тем, стоимость оборудования возросла более чем в 1,5 раза и поставщик не смог исполнить свои обязательства в связи с существенным изменением обстоятельств на товарном рынке.

Для повторного проведения закупки Заказчик направил запросы коммерческих предложений трем различным хозяйствующим субъектам, каждый из которых ответил о наличии возможности поставить товар, соответствующий техническому заданию.

Как следует из Протокола подведения итогов от 03.06.2022 года, на участие в обжалуемой закупке поступила одна заявка. Заявка была признана соответствующей требованиям документации. Единственный участник признан победителем закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                          

                                  

РЕШИЛа:

 

           Признать жалобу «_________» (вх. от 18.02.2022 № 1590-эп/22) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Центр профессиональной патологии» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку медицинского оборудования, извещение № 32211127378, необоснованной.

         

           Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                   «_________»

 

Члены Комиссии:                                                              «_________»

 

                                                                                            «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны