Решение №ВТ/2500/245 РЕШЕНИЕ №086/07/3-432/2024 по результатам рассмотрения жалоб... от 17 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2024                                                    г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 17.04.2024

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председатель комиссии:

  • «…» - «…»;
  • Члены комиссии:
  • «…» - «…»;
  • «…» - «…»

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя «…».,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заказчика БУВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» «…»,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу «…» (вх. №3272-ЭП/24 от 03.04.2024) (далее - Жалоба) на действия заказчика БУВО ХМАО- Югры «Сургутский государственный педагогический университет» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг охраны (апрель-декабрь) 2024 года (реестровый номер извещения 32413386467),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба «…» (далее — Заявитель, Общество) (вх. №3272-ЭП/24 от 03.04.2024) на действия заказчика БУВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг охраны (апрель-декабрь) 2024 года (реестровый номер извещения 32413386467).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон №223-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 05.04.2024 №ВТ/2219/24. Рассмотрение жалобы было назначено на 12.04.2024.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

14.03.2024 размещено извещение о закупке №32413386467 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по охраны (апрель- декабрь) 2024 года.

Начальная цена договора составляет 3 231 426,00 рублей.

Статья 17 Закона о защите конкуренции (части 1 и 5) запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках.

На основании пункта 3 части 1, части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции к таким действиям, в частности, относятся нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В нарушение пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Заказчиком нарушен порядок определения победителя аукциона.

Срок окончания подачи заявок: 22.03.2024.

Заявителем подана заявка (3147529070), т.е. общество являлось участником данного аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

26.03.2024 размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре 32413386467.

Заявка Заявителя на основании решения комиссии не допущена.

Причина отклонения «Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению: Форма заявки не соответствует форме № 2.1 Вторая часть документации об аукционе в ЭФ

  1. п.2

В форме заявки не указан: организационно-правовая форма и фирменное наименование участника закупки

  1. П.9 не указан ОКАТО, ОКФС
  2. П.11.не указан дата постановки на учет в органах ИФНС России
  3. П. 14 не указан Фамилия, имя и отчество ответственного лица участника закупки с указанием должности и контактного телефона».

29.03.2024 размещен протокол подведения итогов процедуры 32413386467.

Общество не согласно с решением аукционной комиссии и считает его незаконным, ограничивающим конкуренцию по следующим основаниям.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Законом о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг для бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (далее - Положение о закупке).

Согласно ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

    1. наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;
    2. фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;
    3. идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
    4. идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
    5. копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а)   индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

    1. лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

б) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части;

7) копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;

      1. информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке;
      2. декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства;
      3. предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;
      4. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
      5. наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;
      6. предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

В соответствии с ч. 19.6 ст. 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Частью 19.3 ст.3.4 Закона о закупках установлено, что не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные

частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

Аналогичные требования указаны в п. 23.26, 23.28, 23.30 Положения о закупке Заказчика и п. 18.1 документации об аукционе в электронной форме № 1 - эа.

По мнению Заявителя, поданная заявка (3147529070) общества соответствовала требованиям Федерального закона №223-ФЗ.

В качестве довода для отклонения Заказчиком указано, что форма заявки не соответствует форме № 2.1 Вторая часть документации об аукционе в ЭФ.

При этом размещенная Заказчиком документация об аукционе в электронной форме № 1 - эа содержит сведения, что Форма № 2.1 является исключительно образцом для вторых частей заявок.

Форма вторых частей заявок, в том числе требования об указании ОКАТО, ОКФС, ФИО ответственного лица и т.д., не закреплены ни Положением о закупке, ни федеральным законодательством.

Заявитель обращает внимание, что в заявке общества имеется информация об организационно-правовой форме и фирменном наименовании участника закупки.

В прикрепленном в составе заявки файле «Предложение участника аукциона в электронной форме» в пункте 1 указаны полное и сокращенное наименования организации и ее организационно-правовая форма.

Также в составе заявки представлено свидетельство о единой государственной регистрации юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ, в которых содержатся требуемые сведения.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и наименование юридического лица.

Также в пункте 2 указанного файла, прикрепленного в составе заявки, указана дата регистрации юридического лица. В составе заявки прикреплено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием даты такой постановки 21.05.2021 г.

Соответственно, вышеперечисленная информация, указанная Заказчиком как отсутствующая, содержалась в составе заявки.

Коды ОКПО, ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС содержатся в открытом доступе на сайте Росстата. Для поиска необходимо ввести ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Данные об ответственном лице также содержатся в составе заявки. Уполномоченным лицом совершать все действия от имени общества является директор «…» . Кроме того, прикреплена доверенность и паспорт

 

«…»., имеющей право действовать от имени юридического лица в рамках закупочных процедур.

Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчик без законных на то оснований отклонил заявку участника, чем нарушил права и законные интересы Заявителя.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем направил письменные возражения (вх. № 3621-ЭП/24 от 11.04.2024).

Общество, подавшее заявку на участие в торгах в форме электронного аукциона (извещение о проведении №32413386467 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru), проводившегося Заказчиком на основании Закона о закупках обжалует решение комиссии Заказчика при рассмотрении вторых частей заявок участников закупки, которым заявка Общества признана не соответствующей документации аукциона (далее также - не допущена, отклонена).

Заявитель полагает, что недостающая в представленной им форме второй части заявки информация может быть получена Заказчиком из документов, входящих в состав заявки, а также из открытых источников в сети «Интернет».

Заказчик не согласен с доводами жалобы по следующим основаниям.

Заказчик обращает внимание на то, что в протоколе рассмотрения вторых частей заявок в качестве основания не допуска заявки Заявителя указано «несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению» с последующей конкретизацией такого основания, следующего, после двоеточия, - «форма заявки не соответствует Форме № 2.1 Вторая часть документации об аукционе в ЭФ» и далее перечислены пункты заявки Участника закупки, которые не соответствуют установленной форме либо отсутствуют в составе заявки. Следовательно, в данном случае отклонение заявки произведено не в связи с отсутствием информации по перечисленным пунктам, а в связи с несоответствием формы представленной заявки установленным требованиям. Таким образом, доводы Заявителя относительно правильности оценки комиссией Заказчика содержательной части заявки являются несостоятельными.

Заказчик отмечает, что в соответствии со статьей 3.2 частью 9 Закона 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки. При этом, статьей 3.2 частью 10 Закона 223-Ф3 определено следующее - заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Соответственно, данным законом прямо предусмотрено право организаторов торгов определять порядок оформления подаваемых для участия в торгах заявок.

С учетом приведенных правовых норм, в размещенной Заказчиком по указанной выше закупке документации определено следующее:

пункт 3.1.1. - заявка на участие в электронном аукционе (далее по тексту - заявка) должна соответствовать требованиям к содержанию, форме, оформлению и

составу заявки, указанным в пункт 18 Информационной карты;

пункт 3.3.2. - формы, представляемые Участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе, не подлежат изменению, должны быть заполнены по всем необходимым пунктам;

пункт 3.3.6. - оформление заявки с нарушением требований, указанных в настоящем подразделе документации, является основанием для отказа в допуске участника Аукциона к участию в такой закупке в связи с несоответствием заявки требованиям документации об электронном аукционе;

пункт - 5.3.5. - комиссия по осуществлению закупок принимает решение о несоответствии участника электронного аукциона или поданной им заявки документации об электронном аукционе в следующих случаях: 5.3.5.3. несоответствие второй части заявки требованиям документации об электронном аукционе.

В пункте 18.1 Информационной карты, входящей в состав документации о проведении закупки, также определено - предложение участника аукциона в электронной форме предоставляется по образцу Формы № 2.1 Раздела 3 документации об электронном аукционе в соответствии с требованиями документации о закупке; информация в заявке на участие в аукционе в электронной форме должна быть представлена в соответствии с формами, приведенными в настоящей документации об электронном аукционе «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки»; формы, представляемые участниками закупки в составе заявки на участие в аукционе в электронной форме, не подлежат изменению, должны быть заполнены по всем необходимым пунктам.

Таким образом, применение участниками закупки произвольных форм документов, если они установлены документацией Заказчика, недопустимо.

С учетом изложенного, реализуя предусмотренное Законом 223-ФЗ право установления формы, состава, порядка оформления заявки на участие в торгах, Заказчик в документации рассматриваемой закупки определил правовые последствия несоблюдения участниками закупки соответствующих требований.

Правомерность действий организаторов торгов по признанию заявок участников не соответствующими установленным в документации требованиям, и, соответственно, не допущению к торгам, в части их формы и порядка оформления неоднократно становилась предметом рассмотрения судов Российской Федерации и подтверждена, в частности, постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.06.2023 № Ф01-3316/23 по делу № А43-22916/2022, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.02.2022 №007-15124/21 по делу № А56-32153/2021.

Также Заказчик отмечает, что требования Заказчика к порядку оформления заявки на участие в аукционе в равной степени обращены к любому потенциальному участнику закупки, а положения документации и Информационной карты в этой части требований не содержат никаких исключений или преференций для кого бы то ни было, допускающих представление к рассмотрению иных форм документов. Данные требования также не могут быть признаны невыполнимыми, поскольку форма заявки, состав, содержание и последовательность её пунктов приведены в приложении к размещенной в установленном порядке Заказчиком документации, доступной каждому желающему. Такие установленные Заказчиком условия закупки не могут считаться нарушающими положения статьи 3 часть 6 Закона 223-Ф3, где определено - не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке; требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

По мнению Заказчика, при указанных обстоятельствах действия Организатора торгов по отклонению заявки Общества нельзя признать нарушающими цели и принципы закупок, установленные статьями 1 и 3 Закона 223-ФЗ, иные положения данного закона и нормы законодательства о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

  1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 14.03.2024;
  2. Начальная (максимальная) цена договора — 3 231 426,00 рублей;
  3. Дата начала срока подачи заявок — 14.03.2024;
  4. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика)

— 22.03.2024 06:00;

  1. Дата рассмотрения первых частей заявок — 22.03.2024;
  2. Дата начала срока подачи ценовых предложений — 25.03.2024;
  3. Время начала срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) — 10:00;
  4. Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) — 26.03.2024 00:00;
  5. Дата рассмотрения вторых частей заявок — 26.03.2024;

11. Дата подведения итогов — 26.03.2024.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом ограничивается доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

    1. требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
    2. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
    3. требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
    4. место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
    5. сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и 2024-2688 максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
    6. форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
    7. обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
    8. порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
    9. требования к участникам такой закупки;
    10. требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
    11. формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;
    12. дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
    13. критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
    14. порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
    15. описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
      1. размер обеспечения заявки на участие в закупке, порядок и срок его предоставления в случае установления требования обеспечения заявки на участие в закупке;
      2. размер обеспечения исполнения договора, порядок и срок его предоставления, а также основное обязательство, исполнение которого обеспечивается (в случае установления требования обеспечения исполнения договора), и срок его исполнения;
    16. иные сведения, определенные положением о закупке.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статьей 3.4 Закона о закупке определены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Так, частью 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках определено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи.

При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующей информации и документов:

  1. наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;
  2. фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является индивидуальный предприниматель;
  3. идентификационный номер налогоплательщика участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
  4. идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц;
  5. копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением случаев подписания заявки:

а)   индивидуальным предпринимателем, если участником такой закупки является индивидуальный предприниматель;

  1. лицом, указанным в едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (далее в настоящей статье - руководитель), если участником такой закупки является юридическое лицо;

б) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части;

  1. копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством Российской Федерации и для участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки на участие в такой закупке (если требование об обеспечении заявок установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке), обеспечения исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке) является крупной сделкой;
  2. информация и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б)  независимая гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется независимая гарантия;

  1. декларация, подтверждающая на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства:

а)   непроведение ликвидации участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника такой закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);

б)    неприостановление деятельности участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник такой закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства не принято;

г)  отсутствие у участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

д) отсутствие фактов привлечения в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участника такой закупки - юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

е) соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы);

ж) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты;

з) обладание участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора;

  1. предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки;
  2. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если требования к данным товару, работе или услуге установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и перечень таких документов предусмотрен документацией о конкурентной закупке. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
  3. наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона;
  4. предложение о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

Указанный перечень является закрытым и исчерпывающим.

При этом частью 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 указанной статьи.

Как следует из документов, в протоколе рассмотрения вторых частей заявок в качестве основания не допуска заявки Заявителя указано следующее:

Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению: Форма заявки не соответствует Форме № 2.1 Вторая часть документации об аукционе в ЭФ

    1. п.2

В форме заявки не указан: организационно-правовая форма и фирменное наименование участника закупки

    1. П.9 не указан ОКАТО, ОКФС
    2. П.11.не указан дата постановки на учет в органах ИФНС России
    3. П. 14 не указан Фамилия, имя и отчество ответственного лица участника закупки с указанием должности и контактного телефона.

Изучив представленную Заказчиком заявку Заявителя Комиссией Ханты- Мансийского УФАС России установлено, что в заявке общества имелась информация об организационно-правовой форме и фирменном наименовании Заявителя.

Также в составе заявки Заявителем представлены Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, в которых содержатся требуемые сведения.

В заявке общества имелась информация о дате постановки на учет в налоговом органе. В составе заявки прикреплено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием даты постановки 21.05.2021 г. Кроме того, в выписке ЕГРЮЛ указана дата постановки на учет в налоговом органе — 21.05.2021.

В заявке общества имелась информация об ответственном лице.

Данные об ответственном лице также содержатся в составе заявки Заявителя. Указана информация о директоре общества «..». Прикреплена доверенность и паспорт «..».

Таким образом, вышеперечисленная информация, указанная Заказчиком как отсутствующая, содержалась в составе заявки Заявителя.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что коды ОКАТО, ОКФС присваивает Росстат. Узнать коды статистики можно на сайте Росстата, а также в открытом доступе на сайте Rusprofile — сервис проверки и анализа контрагентов.

Согласно письменным возражениям, которые представлены Заказчиком, Ханты- Мансийским УФАС России установлено, что в качестве основания не допуска заявки Заявителя указано «несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению», а именно в связи с несоответствием формы представленной заявки установленным требованиям.

Вместе с тем, документацией об аукционе в электронной форме № 1-ЭА на право заключения договора на оказание услуг охраны (выставление поста охраны) установлена форма № 2.1 как образец для вторых частей заявок.

При таких обстоятельствах, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что отклонение заявки Заявителя осуществлено Заказчиком по формальному основанию.

При этом антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, расширения круга потенциальных участников закупки и обеспечения конкуренции в рамках соответствующей закупочной процедуры, а также в целях добросовестной реализации и защиты участниками рассматриваемых правоотношений своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ) не может ограничиваться исключительно констатацией нарушения участником закупки формальных требований закупочной документации организатора закупки, а обязан в каждом конкретном случае установить существенность такого нарушения для заказчика (организатора) закупочной процедуры и определить возможность либо объективную невозможность заключения договора с таким участником даже при наличии допущенного им нарушения.

При этом, как следует из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.01.2021 №305-ЭС20-21631, антимонопольному органу необходимо учитывать существенность допущенного участником закупки нарушения, поскольку только такой правовой подход будет в наибольшей степени способствовать расширению круга участников закупочных процедур.

Обратное же полностью нивелирует смысл антимонопольного контроля торгов и возможность получения участниками закупки максимально оперативной защиты своих нарушенных прав и законных интересов в административном порядке (статьи 11 ГК РФ), а также позволит заказчикам и организаторам закупочных процедур отклонять заявки участников таких процедур по исключительно формальным и абсолютно ничему не препятствующим основаниям.

Между тем в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов не допускается отклонение заявок участников по формальным основаниям с целью искусственно ограничить количество потенциальных участников.

Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске заявки Заявителя по спорному основанию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при проведении закупочных процедур должны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «…» (вх. №3272-ЭП/24 от 03.04.2024) на действия заказчика БУВО ХМАО-Югры  «Сургутский государственный педагогический университет» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг охраны (апрель-декабрь) 2024 года (реестровый номер извещения 32413386467), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика БУВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику БУВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны