Решение б/н Решение по жалобе № 10957-эп/21 от 17 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1639/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.11.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 17.11.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — «________»;

Члены комиссии:

«________» — «________»;

«________» — «________»;

в присутствии представителя Заявителя посредством видео-конференц-связи - «________» по доверенности;

в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи «________» по доверенности; «________» по доверенности; «________» по доверенности;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 08.11.2021 № 10957-эп/21) (далее – Жалоба) на действия ФБУЗ «Центр гигиены  и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку лабораторного оборудования (двухдиапазонные аналитические весы 1 класса точности) для нужд ФФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО – Югре в г. Сургуте и в Сургутском районе, в г. Когалыме» у субъектов малого и среднего предпринимательства, извещение № 32110749722, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «________» (далее - Заявитель) на действия ФБУЗ «Центр гигиены  и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (далее – Заказчик, ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку лабораторного оборудования (двухдиапазонные аналитические весы 1 класса точности), извещение № 32110749722

Заявитель обжалует положения закупочной документации в части установления в документации о закупке необоснованных требований к товару.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.          Рассмотрение жалобы назначено на 15.11.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» (далее - Положение о закупках). Положение о закупках утверждено Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 02.06.2021.

21.10.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32110749722.

Согласно извещению дата окончания приема заявок – 08.11.2021 в 18:00 (мск+2).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба (исх. от 02.11.2021 № 601/ЛГ) поступила в Управление посредством электронной почты 03.11.2021, зарегистрирована 08.11.2021, то есть до окончания срока подачи заявок.  

С учетом доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В своей Жалобе Заявитель сообщает, что как потенциальный участник закупки считает документацию о закупке не соответствующей положениям Закона о закупках из-за установления в ней следующих требований.

Разделом V аукционной документации (Спецификация) установлены технические характеристики объекта закупки, содержащие как противоречащие друг другу требования, так и определяющие дополнительные потребительские свойства без обоснования их необходимости.

Так пунктом 1 Спецификации установлено, что объектом закупки является лабораторное оборудование (двухдиапазонные аналитические весы 1 класса точности), что соответствует позиции 28.29.31.115-00000001 «Весы лабораторные» Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).

Для описания объекта закупки Заказчик использовал следующие обязательные характеристики, сформулировав их таким образом:

  • весы двухдиапазонные;
  • специального (I) класса точности;
  • наибольший предел взвешивания от 200 до 220 грамм.

Все остальные характеристики, использованные Заказчиком, относятся к дополнительным, не предусмотренным позицией каталога, и, в соответствие с п. 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 требуют обоснования необходимости их указания.

В нарушение требований, установленных в описании позиции 28.29.31.115-00000001 КТРУ, Заказчиком указана характеристика «наибольший предел взвешивания» как диапазон от 200 до 220 г., при этом обоснование использования Заказчиком иного значения (диапазона значений), нежели указанного в КТРУ, не приведено.

Кроме того, использование Заказчиком при описании объекта закупки указания на специальный (I) класс точности подразумевает, что объект закупки будет соответствовать ГОСТ OIML R 76-1-2011 и ГОСТ Р 53228-2008, которые являются между собой равноприменимыми. Указанными ГОСТами установлены следующие значения показателя «Погрешности при поверке весов»: ±0,5 мг. (для диапазона измерений 0,001г. - 50 г.), ±1,0 мг. (для диапазона измерений 50 г. - 200 г.), ±1,5 мг. (для диапазона измерений 200 г. - 220 г.), в то время как аукционной документацией установлены требования для показателя: «Пределы допускаемой абсолютной погрешности» не более ±0,1 мг. В рамках настоящей закупки наименование показателей ГОСТа и аукционной документации считаются эквивалентными. Обоснование использования Заказчиком иного значения показателя, нежели указанного в ГОСТе, не приведено.

По мнению Заявителя в документации о закупке имеются дополнительные характеристики объекта закупки, никак не обоснованные Заказчиком:

  • встроенная память для записи 200 результатов измерения;
  • повторяемость (СКО), 0,00002 г. (данный показатель учитывается ГОСТ OIML R 76-1- 2011 и ГОСТ Р 53228-2008 в составе показателя «Погрешности при поверке весов» и отдельно не нормируется);
  • линейность, 0,0002/± 0,00003 г. (данный показатель учитывается ГОСТ OIML R 76-1-2011 и ГОСТ Р 53228-2008 в составе показателя «Погрешности при поверке весов» и отдельно не нормируется);
  • наличие краткой инструкции на пластиковой основе;
  • установление определенных массогабаритных характеристик;
  • наличие функций часов и календаря.

Заявитель также считает, что в описание объекта закупки необоснованно включены следующие неформализованные критерии:

  • высокая повторяемость результатов и высокие показатели линейности;
  • вся электроника и механизм калибровки находятся в задней части весов;
  • значительный объем камеры, что звучит достаточно парадоксально в сочетании с габаритными характеристиками 217x442x316 мм.
  • специальное антистатическое покрытие весовой камеры (данный параметр не предусмотрен никакими ГОСТами);
  • стандартный интерфейс (не указан тип интерфейса или применяемый стандарт);
  • наличие противосквознякового кольца высокого разрешения (данное понятие отсутствует в ГОСТе и не определено Заказчиком).

         Заказчик с доводами Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заказчиком после публикации извещения внесены изменения в документацию о закупке от 26.10.2021, 28.10.2021, 02.11.2021.

28.10.2021 решением Заказчика из документации (спецификации) были исключены ГОСТ OIML R 76-1-2011 и ГОСТ Р 53228-2008, как не соответствующие требованиям методик выполнения измерений, включенных в действующую область аттестата аккредитации филиала.

02.11.2021 года решением Заказчика из документации о закупке исключены пределы допускаемой погрешности в эксплуатации: 0,01 г. - 51 г. составляет не более 0,1 мг; 51 г. - 200 г. составляет не более 0,2 мг; 200 г. - 220 г. составляет не более 0,3мг. /Добавили пределы допускаемой абсолютной погрешности не более ±0,1 мг.

Согласно и.и. 1 и. 9.11 Положения о закупке товаров, работ, услуг в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе и в г. Когалыме» проводит исследования, испытания (измерения) в рамках контрольно-иадзорных мероприятий Федеральной службы но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на соответствие продукции техническим регламентам и в соответствии с государственным заданием для обеспечения деятельности Управления Роспотребпадзора, а также для контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Заказчик также проводит исследования пищевых продуктов, продовольственного сырья, материалов и изделий промышленного производства и объектов окружающей среды (воздуха, воды, почвы) по договорам возмездного характера с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами с целью установления их соответствия требованиям законодательных, нормативных, технических документов и в рамках производственного контроля.

В связи с этим Филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе и в г. Когалыме» является аккредитованным испытательным лабораторным центром (далее - Центр), который осуществляет свою деятельность в рамках Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений», в рамках № 412-ФЗ от 28.12. 2013 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Приказа Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации», ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий». Согласно вышеуказанных документов испытательный лабораторный центр Филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе и в г. Когалыме» должен обеспечить достоверность и правильность предоставляемых результатов исследований, испытаний (измерений), а также защищать права и законные интересы граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Сфера деятельности Филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе и в г. Когалыме» относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области здравоохранения, в области охраны окружающей среды, при выполнении работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

В виду специфики деятельности ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе и в г. Когалыме» измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений.

Методика (метод) измерений это совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности (согласно № 102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений»), на основании вышесказанного ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе и в г. Когалымс» обязан проводить все измерения испытания строго но требованиям используемых методик, в том числе выполнять требования предъявляемые к техническим ресурсам.

Согласно требованиями Закона №223-ФЗ и Положения о закупке Заказчик имеет право установить функциональные и технические характеристики Товара для удовлетворения своей потребности при осуществлении лабораторной деятельности.

1. Специальный класс точности необходим для выполнения методики, которая включена в действующую область аккредитации Филиала.

2. Согласно имеющейся методике в области аккредитации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в городе Сургуте и в Сургутском районе, в городе Когалыме» (далее - Филиал) предъявляются конкретные требования к «Пределам допускаемой абсолютной погрешности», а именно согласно п.5 ГОСТа 34127-2017 (данная методика выполнения измерений включена в действующую область аккредитации Филиала) весы должны обеспечивать точность взвешивания с пределами допускаемой абсолютной погрешности не более ±0,0001 г (±0,1 мг). Отсутствие весов с такими метрологическими характеристиками было выявлено при проведении процедуры подтверждения компетентности со стороны Федеральной службы по аккредитации в рамках 2028-ГУ от 19 февраля 2021 г. Данное замечание является несоответствием п. 24.4 Критериев аккредитации, ii.ii. 6.1, 6.4.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

3. Встроенная память для записи 200 результатов измерения, а также наличие функции часов и календаря необходима для возможности хранения данных о проведенных операциях, обработки и их синхронизации, согласно ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

 4. Показатель повторяемости (СКО) прописан в требованиях к средствам измерений в методиках, включенных в область аккредитации Филиала и применяемых в лаборатории «Весы со значением СКО, не превышающим 0,3 мг»).

5. Показатель линейность необходим для проверки правильности работы весов, используя внешние гири с известными значениями массы, так как со временем возникнут недопустимые отклонения, что может значительно повлиять па массу пробы, необходимой для проведения исследований, а соответственно и на результат исследований.

6. Наличие краткой инструкции па пластиковой основе, необходимо для правильного обращения с оборудованием, для исключения неправильной эксплуатации, которая может привести к искажениям результатов измерений, а также для удобства пользования в помещениях лаборатории и во избежание порчи документа химическими реактивами, кислотами и другими веществами.

7. Массогабаритные характеристики не более 217x442x316 мм - установлены ввиду того, что весы с большими размерами не поместятся на уже имеющийся весовой стол. Кроме того, в описании объекта закупки размеры указывались «не более 217x442x316 мм», что соответственно свидетельствует о том, что размеры могут быть и менее данных размеров.

8. Значительный объем камеры предполагается помещение в данную камеру определенную тару для взятия навески.

9. Специальное антистатическое покрытие весовой камеры необходимо для взвешивания гигроскопичной массы (сыпучей) пробы, такой как сухое молоко, ГСО па пестициды. В случае отсутствия этого требования может возникнуть риск взятия навеки большей массы, чем предусмотрено методикой выполнения измерения, что впоследствии может привести к искажению полученных результатов.

10. Конкретный интерфейс не указывался, чтобы не привязываться к определенной марке весов.

11. Наличие противосквознякового кольца высокого разрешения, необходимо для избежания ошибок, вызванных работой вентиляционной системы, либо сквозняка, при проведении высокоточного взвешивания, что в свою очередь может повлиять на достоверность получаемых результатов.

12. Добиться высокой повторяемости результатов и высоких показателей линейности позволяет расположением всей электроники и механизмов калибровки в задней части весов. А также расположение электроники и механизмов калибровки в задней части необходимо для удобства подключения внешних калибрующих модулей при калибровке, а также блоков или проводов питания, и в том числе предостерегает от дополнительной поломки при проливе жидкости.

Таким образом, обжалуемые требования установлены исходя из потребностей Заказчика с целью обеспечении своевременного и надежного исполнения участником обязательств, принятых по заключаемому договору. При этом Закон о закупках не обязывает Заказчика нормативно обосновывать каждое требование документации.         Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках к целям регулирования настоящего Федерального закона относится создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о закупках, не нашли подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу «________» (вх. от 08.11.2021 № 10957-эп/21) на действия ФБУЗ «Центр гигиены  и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку лабораторного оборудования (двухдиапазонные аналитические весы 1 класса точности) для нужд ФФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО – Югре в г. Сургуте и в Сургутском районе, в г. Когалыме» у субъектов малого и среднего предпринимательства, извещение № 32110749722, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                                «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                           «________»

                                                                                                                         «________»

                                                                                                           

 

                                                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны