Решение б/н решение по жалобе № 2091-ж от 18 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1788/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011

№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 13.11.2020                                          г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 18.11.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_____» — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

«_____»начальник отдела Управления;

«_____» — эксперт отдела Управления;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «_____»,

в присутствии представителя Заказчика  по ВКС – «_____»,

рассмотрев жалобу «_____» (вх. от 26.10.2020 № 2091-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика ООО «Концессионная коммунальная компания» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на проведение периодического медицинского осмотра (обследования) (г.Лангепас), извещение 32009601069, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_____» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ООО «Концессионная коммунальная компания» (далее - Заказчик, ООО "Концесском") при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на проведение периодического медицинского осмотра (обследования) (г.Лангепас), извещение 32009601069.

 

Заявитель обжалует положения документации о закупке. Заявитель не согласен с выбором способа проведения закупки, считает условие об участии в закупке только субъектов малого и среднего предпринимательства неправомерным и ограничивающим конкуренцию.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление от 28.10.2020 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 03.11.2020. На заседании 03.11.2020 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС пришла к выводу о необходимости получения дополнительных сведений, информации для рассмотрения жалобы по существу.

На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок принятия решения по Жалобе был продлен, рассмотрение жалобы назначено на 13.11.2020.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы Заявителя посредством ВКС.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

21.10.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009601069 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 22.10.2020 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 28.10.2020 в 15:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 30.10.2020 (мск+2).

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) с учетом НДС составляет 781 821 рублей.

Способ закупки - запрос котировок в электронной форме среди участников, относящихся к среднему и малому бизнесу.

Предмет закупки – оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра (обследования) сотрудников в г.Лангепас.

Заказчик - филиал ООО «Концессионная Коммунальная Компания» «Лангепасские коммунальные системы», место нахождения: 628672, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Лангепас.

 Заявитель обжалует положения документации о закупке по следующим основаниям.

По мнению Заявителя, на территории г. Лангепас право осуществлять  медицинскую деятельность по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических) (а значит, соответствующую лицензию) имеют две организации: БУ «_____» и ООО Медицинский Центр «_____».

ООО Медицинский Центр «_____» является субъектом малого предпринимательства, категория  - малое предприятие. Таким образом, принять участие в данной закупке может только один участник - ООО Медицинский Центр «_____».

Бюджетное учреждение «_____» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Заявитель считает, что действия Заказчика нарушают права и законные интересы «_____», а именно не дают возможности участвовать в закупке, устраняя при этом конкуренцию на соответствующем рынке.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по следующим основаниям.

ООО «Концесском» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «Концесском», утвержденным Советом директоров 27.02.2020 (протокол № 1/20).

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, устанавливаются Заказчиком в документации о закупке исходя из потребностей Заказчика (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее – Положение № 1352). Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее 20% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, должна составлять не менее 18% от совокупного годового объема (п. 5 Положения № 1352).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Заказчиком ООО «Концесском» в соответствии с указанными нормативными актами утвержден и опубликован в ЕИС план закупок на 2020 год.

Проведение закупки проведении на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра (обследования) для нужд филиала ООО «Концесском» «Лангепасские коммунальные системы», расположенного в г.Лангепасе, предусмотрено пунктом 63 Плана закупок на 2020 год. Данным пунктом предусмотрен также способ проведения закупки - запрос котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Заказчиком на рассмотрение жалобы представлено также заключение АО «Федеральной Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства» (исх. от 20.10.2020 № МЗС-41473/2020) о соответствии Плана закупок ООО «Концесском» требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках. 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также рассмотрела сведения о том, что кроме ООО «Медицинский центр «_____», в городе Лангепасе осуществляют лицензированную медицинскую деятельность ООО «_____», ООО «Клиника «_____», которые также включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как малые предприятия.

При этом, согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 29.10.2020 № 33, размещенному в ЕИС 02.11.2020, до окончания срока подачи заявок на участие в закупке не поступило ни одной заявки от участников. Таким образом, запрос котировок был признан несостоявшимся.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, не противоречат положениям Закона о закупках и не приводят к нарушению антимонопольных запретов.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

Жалобу «_____» (вх. от 26.10.2020 № 2091-ж) на действия заказчика Заказчика ООО «Концессионная коммунальная компания» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на проведение периодического медицинского осмотра (обследования) (г.Лангепас), извещение 32009601069, признать необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                      «_____»

 

Члены Комиссии:                                                                                «_____»

                     «_____»

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны