Решение б/н Решение по делу № 02-02-017/2010, возбужденное по признакам ... от 7 января 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

01.07.2010 г.                                                                                                    г. Ханты-Мансийск

Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2010 года                  

Решение в полном объеме изготовлено 01 июля 2010 года

 

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<...> – <...>

Члены комиссии:

<...> – <...>

<...> – <...>

<...> – <...>

в присутствии представителей:

от ответчика ОАО «Уралсвязьинформ»:

 - <...> – <...>

 - <...> – <...>

- <...> – <...>

от заявителей – не явились, представителей на рассмотрении дела не направили, надлежащим образом уведомлены о дате времени и месте рассмотрения дела,  

рассмотрев дело № 02-02-017/2010, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Уралсвязьинформ» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на предоставление доступа к сети Интернет по технологии xDSL на территории  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела послужили поступившие в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-мансийскому автономному округу – Югре (далее также – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) обращения от граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,<...> (вх.771-о от 01.12.2009), <...> (788-о от 08.12.2009),<...> (715-о от 12.11.2009). В данных обращениях сообщается, что ОАО «Уралсвязьинформ» (далее также – ответчик, Общество) установил для физических лиц, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – ХМАО-Югра) завышенные цены на предоставление доступа к сети Интернет по технологии xDSL по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Таким образом, заявители видят в действиях ОАО «Уралсвязьинформ» признаки установления монопольно высоких цен на предоставление доступа к сети Интернет по технологии xDSL по безлимитным тарифным планам.

Согласно информации, представленной ОАО «Уралсвязьинформ» (исх.№ 04-26/15894 от 18.12.2009) на запрос Управления (исх.№ 02/МР-4407 от 03.12.2009), следует, что в соответствии с пунктом 35 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи, а также стоимость неполной единицы тарификации устанавливаются оператором связи самостоятельно. ОАО «Уралсвязьинформ» ведет раздельный учет доходов и расходов по осуществляемым видам в целях расчета себестоимости услуги. Себестоимость формируется по отдельным услугам. Себестоимость услуг формируется в целом по филиалу, без разбивки по структурным подразделениям и населенным пунктам. Тарифы для филиалов устанавливаются с учетом затрат на оказание данной услуги в целом. Различие тарифов в разрезе тарифных планов объясняется сегментированием, спросом на услугу и рыночным предложением.

Далее ОАО «Уралсвязьинформ» указывает, что общество является коммерческой организацией, которая в силу ст. 50 Гражданского кодекса РФ преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности путем максимально качественного предоставления своим абонентам широкого спектра услуг связи.

Согласно информации, представленной ОАО «Уралсвязьинформ», в 2009 году действовали безлимитные тарифные планы по предоставлению доступа к сети Интернет для физических лиц, которые отражены в Таблице 1.

Действующие тарифы по оказанию услуг широкополосного доступа к сети интернет ОАО «Уралсвязьинформ», установленные по филиалам в 2009 году.

Таблица 1 

 

Вид тарифа

Ханты-Мансийский филиал

Пермский филиал

Тюменский филиал

Челябинский филиал

Курганский филиал

Екатеринбургский филиал

«Свободно 128»

650

450

 

 

400

450

«Свободно 256»

800

 

500

400

 

 

«Свободно 512»*

1600

 

 

600

 

 

«Свободно 1»*

3000

 

 

 

 

 

«Круглые сутки 128»

350

250

 

250

250

250

«Круглые сутки 256»

600

350

350

350

 

 

«Круглые сутки 512»

1100

400

400

 

 

 

* В соответствии с информацией, представленной ОАО «Уралсвязьинформ», подключение и переход на данные тарифы на территории ХМАО-Югры не осуществляется.

Из вышеизложенной таблицы следует, что стоимость тарифов по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц, действующие на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, существенно выше аналогичных тарифов, действующих на территориях зоны деятельности других филиалов ОАО «Уралсвязьинформ». Так, стоимость по тарифному плану «Свободно 128» в ХМАО-Югре составляет 650 руб. в то время как в Пермском и Екатеринбургском филиалах – 450 руб., в Курганском филиале – 400 руб.; стоимость по тарифному плану «Свободно 256» в ХМАО-Югре составляет 800 руб. в то время как в Тюменском филиале – 500 руб., в Челябинском филиале – 400 руб.; стоимость по тарифному плану «Круглые сутки 128» в ХМАО-Югре составляет 350 руб. в то время как в Пермском, Челябинском, Курганском и Екатеринбургском филиалах – 250 руб.; стоимость по тарифному плану «Круглые сутки 256» в ХМАО-Югре составляет 600 руб. в то время как в Пермском, Тюменском и Челябинском филиалах – 350 руб.; стоимость по тарифному плану «Круглые сутки 512» в ХМАО-Югре составляет 1100 руб. в то время как в Пермском, и Тюменском филиалах – 400 руб.

По результатам рассмотрения обращений от граждан, проживающих на территории ХМАО-Югры, приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 15.02.2010 № 113 возбуждено дело № 02-02-017/2010 о нарушении антимонопольного законодательства, а именно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия).

ОАО «Уралсвязьинформ» в письменном пояснении на определение от 15.02.2010 о назначении дела к рассмотрению (исх.№ 02-27/504 от 01.03.2010) не согласилось с наличием в своих действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, о причинах различной абонентской платы за предоставление доступа к сети Интернет по технологии xDSL, поясняет следующее.

Различие тарифов, по регионам ОАО «Уралсвязьинформ» объясняет разными затратами на оказание данных услуг, а также спросом и рыночным предложениями конкурентов.

Нормативно обоснованная методика расчета цен и тарифов для услуг доступа к сети Интернет в разрезе тарифных планов или иных тарифных предложений как локальный нормативный акт в Обществе отсутствует. Расчет цен и тарифов на услуги доступа к сети Интернет производится на стадии разработки и утверждение каждого тарифного плана в разрезе каждой отдельной территории лицензионной деятельности компании. Все затраты, сформированные в соответствии с Порядком ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденным Приказом Министерства информационных технологий и связи от 02.05.2006 №54, как затраты на услугу по предоставлению доступа к сети Интернет по технологии xDSL, разделены на две группы затрат:

1.  Затраты не зависящие от объема потребляемого трафика. К этой группе затрат относятся затраты на заключение договоров, формирование и доставку счета, справочно-информационное обслуживание и обслуживание абонентов в точках продаж и обслуживания, затраты на амортизацию и обслуживание оборудования сети абонентского доступа (индивидуальное оборудование, однозначно идентифицирующее каждого абонента). Затраты на строительство и материалы в ХМАО – Югре отличаются по стоимости от затрат в Тюменской области. Необходимо учитывать и различие к оплате труда обслуживающего персонала в разных регионах: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям законодательством установлены надбавки к заработной плате;

2.  Затраты, зависящие от объема потребляемого абонентом трафика. К этой группе затрат относятся затраты на покупку трафика у внешнего провайдера, затраты на амортизацию и обслуживания оборудования, используемого для доставки Интернет трафика от внешнего провайдера до узлов доступа, расположенных в непосредственной близости к сети абонентского доступа.

Первая группа затрат распределяется на среднее количество портов xDSL за отчетный период и формирует на один порт по первой группе.

Вторая группа затрат распределяется на объем потребленного абонентами трафика и формирует себестоимость 1 Мбайта потребленного трафика.

Далее ОАО «Уралсвязьинформ» указывает, что Общество как самостоятельный хозяйствующий субъект и полноценный участник рыночных отношений не ставит целей работать себе в убыток. Для удовлетворения потребности ОАО «Уралсвязьинформ» в чистой прибыли с целью развития услуг Интернет, рентабельность данной услуги должна составлять от 60-70%.

В ходе рассмотрения дела представители ответчика ОАО «Уралсвязьинформ» поддержали доводы, изложенные в письменных объяснениях и пояснили, что при утверждении тарифных планов или иных тарифных предложений калькуляция себестоимости отдельных тарифных планов по предоставлению доступа к сети Интернет ОАО «Уралсвязьинформ» не составляется, при разработке тарифных предложений учитываются интересы всех категорий пользователей и в настоящее время наметилась тенденция к снижению отдельных тарифов, разницу в стоимости тарифных планов в различных субъектах Российской Федерации также объясняют различным уровнем затрат по оказанию услуги предоставления доступа к сети Интернет.

С целью установления доминирующего положения ОАО «Уралсвязьинформ» Ханты-Мансийское УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденным Приказом ФАС России от 25.04.2006 г. № 108, статьей 4 Закона о защите конкуренции провело анализ конкурентной среды на рынке по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет в географических границах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. и по его результатам подготовило соответствующий аналитический отчет (имеется в материалах дела). При проведении анализа Ханты-Мансийское УФАС России использовало информацию, представленную хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке предоставления широкополосного доступа к сети Интернет, федеральными органами исполнительной власти.

В результате проведенного анализа было установлено следующее:

Временной интервал исследования рынка услуг по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет определен как ретроспективный, в период с 01.01.2009 по 31.12.2009. Продуктовые границы товарного рынка определены как услуга широкополосного доступа к сети Интернет. Данный товар не может быть заменен другим товаром при потреблении. Географические границы рынка услуги широкополосного доступа к сети Интернет определены административными границами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Потребителями услуги широкополосного доступа к сети Интернет, в рамках проведенного анализа, являются физические лица, имеющие техническую возможность доступа к сети Интернет.

Рынок по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет  в географических границах города Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является  высококонцентрированным, о чем свидетельствует показатель коэффициент рыночной концентрации (CR-3 - 88,66%) и показатель индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI4155.79064).

Согласно проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет в географических границах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ОАО «Уралсвязьинформ» имеет долю на рынке предоставления широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц  в размере 61.12% Тем самым, доля ОАО «Уралсвязьинформ» на рассматриваемом рынке превышает 50%.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение ОАО «Уралсвязьинформ» признается доминирующим на рынке услуг по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц в географических границах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в связи с чем, на ОАО «Уралсвязьинформ» распространяются запретные нормы, определенные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара (работ, услуг).

Монопольно высокие и монопольно низкие виды цен определены статьями 6 и 7 Закона о защите конкуренции, а также установлены критерии наличия монопольно высоких и монопольно низких цен, так согласно статьи 6 Закона о защите конкуренции, монопольно высокой признается цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции) и эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции). Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев (ч. 2 ст. 6 Закона о защите конкуренции). Не признается монопольно высокой ценой товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Таким образом, определены два метода доказывания наличия монопольной цены:

- метод анализа цен на сопоставимом товарном рынке;

- метод анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и реализации товаров.

Признаки монопольно высокой цены  комиссией анализировались, исходя из критерия, установленного пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, определяющего монопольно высокую цену как цену, превышающую сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Комиссией установлено что, критерий, определенный пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, определяющего монопольно высокую цену как цену, превышающую сложившуюся в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), которую устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке, не может быть применен для установления признаков монопольно высокой цены в данном случае, так как сопоставимых товарных рынков, в понимании упомянутых норм, не существует.

Данный вывод был сделан комиссией на основании анализа материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами Федеральной антимонопольной службы России, хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке предоставления широкополосного доступа к сети Интернет, которые имеются в материалах дела №02-02-017/2010, а также на основании анализа экономических и географических особенностей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (площадь территории округа, территориальная отдаленность населенных пунктов, количество населения, территориальное расселение, состав покупателей и продавцов товара, затраты на оказание данной услуги в округе и др.).

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу об отсутствии сопоставимого рынка на территории Российской Федерации.

Таким образом, установив невозможность применения первого критерия (отсутствие сопоставимых с рассматриваемым товарных рынков) Комиссией в соответствии с правилами статьи 6 Закона о защите конкуренции рассматривало вопрос о нарушении ОАО «Уралсвязьинформ» антимонопольного законодательства, в виде установления монопольно высокой цены на товар, в соответствии со вторым критерием, определяющего монопольно высокую цену как цену, превышающую сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, используя метод анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и реализации товара.

В ходе анализа обоснованности расходов и прибыли для производства и реализации услуги по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц на территории ХМАО-Югра Комиссией Управления установлено следующее.

1. Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам связи в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Телематические услуги связи не включены в Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, подлежащих государственному регулированию, определен постановлением Правительства российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной почтовой связи» и соответственно не подлежат государственному регулированию, и в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно.

Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 40  Налогового кодекса РФ рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

В соответствии с частью 10 статьи 40 Налогового кодекса РФ, при определении рыночных цен товара, в том числе, используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты

В соответствии с частью 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

            Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

            Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с Порядком ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденным Приказом Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 № 54, ОАО «Уралсвязьинформ» ведет раздельный учет затрат в целях расчета себестоимости услуги.

Так, в соответствии с требованием вышеуказанного Порядка, ОАО «Уралсвязьинформ» ежегодно утверждается Положение «Единая учетная политика ОАО «Уралсвязьинформ», так приказом ОАО «Уралсвязьинформ» от 29.12.2008 № 2077 утверждено Положение «Единая учетная политика ОАО «Уралсвязьинформ» на 2009 год», далее также – Учетная политика  (с изменениями внесенными приказами ОАО «Уралсвязьинформ» от 30.01.2009 № 99, от 19.02.2009 № 203, от 07.04.2009 № 447, от 09.06.2009 № 876).

Согласно п.п. 2.5, 2.6 Учетной политики для целей учета доходов и расходов обычные виды деятельности Организации подразделяются на основные и неосновные. Обычными видами деятельности признаются в том числе, услуги документальной электросвязи, телематических служб, передачи данных. Для целей распределения затрат по основным видам деятельности на объекты калькулирования Организация использует метод учета затрат по производственным процессам.

Производственным процессом называется однозначно определяемая деятельность (последовательность действий или совокупность функций и заданий), не ограниченная во времени и имеющая распознаваемый результат.

Для целей распределения затрат на объекты калькулирования процессы подразделяются на основные производственные процессы, вспомогательные производственные процессы и совместные процессы.

К основным производственным процессам относятся процессы, совершаемые непосредственно для оказания услуг связи.

К вспомогательным производственным процессам относятся процессы, необходимые для осуществления основных и совместных производственных процессов и опосредованно связанные с оказанием услуг связи.

К совместным производственным процессам относятся процессы, необходимые для осуществления основных производственных процессов, но не связанные с оказанием услуг связи.

Также, согласно п. 2.17 Учетной политики Организация осуществляет свою деятельность в следующих операционных сегментах:

- фиксированная (т.е. проводная) связь,

- подвижная (т.е. мобильная) связь,

- прочие операционные сегменты.

Организация осуществляет свою деятельность в одном географическом регионе Российской Федерации, т.е. в схожих экономических и политических условиях и поэтому географические сегменты не выделяет.

Таким образом, довод ответчика о том, что различие в ценах по аналогичным тарифным планам объясняется, в том числе, сегментированием является необоснованным, так как согласно Учетной политике ответчик не осуществляет деление рынка по группам потребителей, регионам и другим аналогичным факторам. Таким образом, уровни доходов и расходов ОАО «Уралсвязьинформ» в разрезе по всем филиалам должны быть относительно соизмеримы.

2. Одним из приложений к Учетной политике являются Методические указания по учету расходов, разработанные ОАО «Связьинвест». Данная Методика является документом, регламентирующим учет расходов предприятия связи, входящего в группу ОАО «Связьинвест».

В соответствии с Методическими указаниями по учету расходов, расходы Общества определяются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н.

Расходы Общества по обычным видам деятельности являются совокупностью затрат, включенных в полную себестоимость проданных услуг, работ, продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Для целей бухгалтерского учета затраты учитываются раздельно по видам услуг, работ и производимой продукции, которые являются объектами калькулирования.

Затраты, формирующие расходы организации по обычным видам деятельности, учитываются по статьям затрат в Справочнике «Статьи затрат», являющимся приложением к Методическим указаниям. В соответствии с данным Справочником «Статьи затрат» в перечень статей затрат включены (по группам): «Амортизационные отчисления», «Затраты на оплату труда», «Материальные затраты», «Аренда», «Услуги операторов связи», «Услуги сторонних организаций», «Расходы, связанные с управлением», «Прочие услуги сторонних организаций и расходы, связанные с управлением», «Забаланс».

В соответствии с пунктом 16 Порядком ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденным Приказом Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 № 54, операторы связи по результатам ведения раздельного учета доходов и расходов ежеквартально заполняют отчеты по формам № 1 (Отчет о доходах и расходах оператора связи (квартальный))  и  № 2 (Доходы и расходы на единицу оказанных услуг связи), указанным в Приложении № 1 к вышеуказанному порядку. Отчеты по результатам ведения раздельного учета доходов и расходов должны соответствовать данным бухгалтерской и статистической отчетности операторов связи.

Так, по требованию Управления, ОАО «Уралсвязьинформ» представило формы «Отчет о доходах и расходах оператора связи за 2009 год» в разрезе по всем филиалам электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» и «Доходы и расходы на единицу оказанных услуг связи за 2009 год» в разрезе по всем филиалам электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» согласно вышеуказанному Приказу Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 № 54 (исх.№ 04-26/6527 от 09.06.2010).

При этом, Комиссией установлено, что в представленной ОАО «Уралсвязьинформ» форме № 2 «Доходы и расходы на единицу оказанных услуг связи за 2009 год» по № п/п 1.16 «Телематические услуги связи» сведения  о доходах и расходах на единицу оказанных телематических услуг связи отсутствуют, т.е. ОАО «Уралсвязьинформ», в нарушение требований п. 16 Порядка ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утв. Приказом Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 № 54,  не производит расчет доходов и расходов на единицу оказанных телематических услуг, что свидетельствует:

- об отсутствии обоснованности формирования и учета расходов и прибыли необходимой для производства и реализации услуги;

- о нарушении порядка ценообразования (Приказ Мининформсвязи РФ от 02.05.2006 № 54) при расчете доходов и расходов на единицу оказанных телематических услуг, что запрещено частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Каких-либо пояснений по поводу отсутствия вышеуказанной информации ОАО «Уралсвязьинформ» не представил, на заседании представители ответчика также не смогли пояснить отсутствие в форме № 2 сведений по доходам и расходам на единицу оказанных телематических услуг.

3. Комиссией Управления расследован порядок установления и применения ОАО «Уралсвязьинформ» действующих безлимитных тарифных планов «Свободно» и «Круглые сутки» по предоставлению доступа к сети Интернет для физических лиц, на территории деятельности всех филиалов ОАО «Уралсвязьинформ».

Так, согласно информации, представленной ОАО «Уралсвязьинформ» (исх.№ 04-26/5623 от 19.05.2010), тарифные планы «Свободно» и «Круглые сутки» компанией утверждены в 2009 году. Принцип предоставления тарифных планов «Круглые сутки»: это безлимитные тарифные планы со скоростью на порту до 128, 256, 512 и 1024 Кбит/с. Абонентская плата включает безлимитное потребление трафика на установленной скорости в течении любых 10-ти дней расчетного периода (календарного месяца). Начиная с 11-х суток установлены посуточные платежи за пользованием услугой в зависимости от того выходил абонент в Интернет или нет. До 2009 года у компании не существовало аналогичных тарифных планов.  Для тарифных планов «Свободно» безлимитное неограниченное потребление трафика на установленной скорости.

Установление вышеуказанных тарифных планов осуществлялось изданием соответствующих приказов ОАО «Уралсвязьинформ», за подписью Первого заместителя генерального директора ОАО «Уралсвязьинформ» (приказы от 24.03.2009 № 370, от 30.06.2009 № 1001, от 20.08.2009 № 1325), которыми вносились соответствующие изменения в Единый Прейскурант ОАО «Уралсвязьинформ» № 125/2008 «Тарифы на услуги электросвязи».

В соответствии с представленными ОАО «Уралсвязьинформ» документами и информации, Комиссией Управления установлено, что при издании локальных нормативных актов по установлению тарифных планов на предоставление доступа к сети Интернет, ОАО «Уралсвязьинформ» не осуществляет каких-либо экономических расчетов по формированию себестоимости данной услуги, т.е. отсутствует экономическая обоснованность стоимости вышеуказанных тарифных планов, калькуляция отдельных тарифных планов не представлена.

4. Комиссией Управления на основании документов полученных от ОАО «Уралсвязьинформ», определено количество абонентов, пользующихся услугами предоставления широкополосного доступа к сети Интернет в 2008 и 2009 года в разрезе по филиалам ОАО «Уралсвязьинформ», что отражено в нижеприведенной таблице 2.

 

Количество абонентов ОАО «Уралсвязьинформ», пользующихся услугами предоставления широкополосного доступа к сети Интернет

в 2008, 2009 годах

таблица 2

 

ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ»

Екатеринбургский

Курганский

Пермский

Тюменский

Ханты-Мансийский

Челябинский

Ямало-Ненецкий

Кол-во абонентов в 2008 году (чел.)

 

122636

 

28483

 

104340

 

54466

 

101306

 

80696

 

30762

Кол-во абонентов в 2009 году (чел.)

 

174661

 

40546

 

148285

 

74442

 

146460

 

113556

 

37893

Из вышеизложенной таблицы следует, что количество абонентов пользующихся услугами по предоставлению доступа к сети Интернет ежегодно растет по всем филиалам ОАО «Уралсвязьинформ», в том числе и на территории ХМАО-Югры. При этом, Комиссией Управления установлено, что рост спроса на услугу по предоставлению доступа к сети Интернет не обуславливает, соответствующее такому росту снижение цены на данную услугу. Такой вывод Комиссия сделала, проанализировав представленную ОАО «Уралсвязьинформ» динамику объемов оказанных услуг на территории ХМАО-Югры в 2008-2009 годах и соответствующую средневзвешенную цену.

5. Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России с целью установления обоснованности либо необоснованности доводов ОАО «Уралсвязьинформ» о том, что тарифы для филиалов устанавливаются с учетом затрат на оказание данной услуги в целом, проведен анализ сведений содержащихся в форме №1 «Отчет о доходах и расходах оператора связи за 2009 год» а именно информации по разделу 1.16 «Телематические услуги связи» в разрезе по всем филиалам электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» (Приложение № 1 к решению). Данные сведения о доходах и расходах оператора связи включают в себя информацию от всех оказанных телематических услуг связи, за исключением универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа, как физическим так и юридическим лицам.

            В результате проведенного анализа представленных сведений о доходах и расходов по разделу 1.16 «Телематические услуги связи» в разрезе по всем филиалам электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» Ханты-Мансийским ФАС России установлено следующее (Приложение № 2 к решению):

            - Уровень затрат на персонал (п. 1 Приложения 2) в Ханты-Мансийском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» наиболее высокий – доля в процентном соотношении составила 23,41%

            Комиссией Управления на основании представленных данных ОАО «Уралсвязьинформ» произведен расчет среднемесячной заработной платы сотрудников ОАО «Уралсвязьинформ», задействованных для оказания услуг по предоставлению доступа к сети Интернет по технологии xDSL, по филиалам электросвязи за 2009 год, что приведено в таблице 3.

 

Расчет среднемесячной заработной платы сотрудников, задействованных для оказания услуг по предоставлению доступа к сети Интернет по технологии xDSL, в разрезе по всем филиалам электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» за 2009 год

 

                                                                                              таблица 3

 

Филиалы электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»

ЕФЭС

ТФЭС

ХМФЭС

ЯНФЭС

КФЭС

ПФЭС

ЧФЭС

Затраты на оплату труда*, руб

112219498

63606326

133968994

72909991

39914469

69368652

90361929

Количество сотрудников**

25,46

5,71

15,53

1,76

18,75

18,81

35,49

Среднемесячная заработная плата, руб

374064

883421,2

697755,2

3037916,3

175063,5

304248,5

209171,1

 

*Письмо ОАО «Уралсвязьинформ» исх.№ 04-26/5223 от 06.05.2010

** Письмо ОАО «Уралсвязьинформ» исх.№ 04-26/6527 от 09.06.2010

            Из вышеизложенной таблицы следует, что среднемесячная заработная плата работников Ханты-Мансийского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ», задействованных для оказания услуг по предоставлению доступа к сети Интернет по технологии xDSL, в 2009 году составила 697 755,2 рублей.

Комиссия Управления считает представленные данные необоснованными, на основании нижеследующего.

Так, в соответствии с информацией, представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. № НП-01/1124 от 17.06.2010), среднемесячная заработная плата крупных и средних предприятий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за январь – декабрь 2009 года составила 40448,7 рублей, а среднемесячная заработная плата крупных и средних предприятий по виду экономической деятельности «Связь» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре за январь – декабрь 2009 года составила 37853,6 рублей.

Комиссией Управления на основании вышеуказанной формы № 1 «Отчет о доходах и расходах оператора связи за 2009 год» по разделу «Итого» произведен расчет среднемесячной заработной платы сотрудников ОАО «Уралсвязьинформ», задействованных для оказания всех услуг связи, по филиалам электросвязи за 2009 год, что приведено в таблице 4.

 

Расчет среднемесячной заработной платы сотрудников в разрезе по всем филиалам электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» за 2009 год

 

  таблица 4

 

Филиалы электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ»

ЕФЭС

ТФЭС

ХМФЭС

ЯНФЭС

КФЭС

ПФЭС

ЧФЭС

Затраты на оплату труда, тыс. руб.

1328093

525803

1062301

555344

381749

991182

1035773

Численность персонала

5087

1887

1903

861

1699

4063

4217

Среднемесячная заработная плата, руб.

21 756

23 220

46 519

53 750

18 724

20 329

20 468

Из вышеизложенной таблицы следует, что среднемесячная заработная плата работников Ханты-Мансийского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» в 2009 году больше среднемесячной заработной плата крупных и средних предприятий по виду экономической деятельности «Связь» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на 8 666 рублей, а в процентом соотношении больше на 18,63%.

Вышеизложенное свидетельствует о экономической необоснованности формирования ОАО «Уралсвязьинформ» затрат на персонал, задействованном для оказания телематических услуг связи.

- Уровни затрат на амортизацию и материальные затраты(п. 2 и п. 3 Приложения 2) в Ханты-Мансийском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» не являются максимальными в сравнении с другими филиалами электросвязи – доля в процентном соотношении составила соответственно 12,87% и 15,43%. Наибольший уровень затрат на амортизацию и материальные затраты в Челябинском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» – доля в процентном соотношении составила соответственно 24,38% и 20,28%.

Кроме того, в соответствии с информацией, представленной Управлением Роскомнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. № 86-07/0886 от 04.03.2010), на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (как и везде в Российской Федерации) для предоставления услуг связи по технологии xDSL (ADSL) используется в основном однотипное сертифицированное оборудование, присутствующее на рынке и не имеющее принципиальных отличий по техническим характеристикам в абонентском канале. Технологической разницы в подключении и использовании DSL-оборудования для оказания услуг связи в различных субъектах Российской Федерации нет.

Таким образом, Комиссия считает, что довод ОАО «Уралсвязьинформ», о том, что затраты на оборудование и материалы, используемое для оказания услуг по предоставлению доступа к сети Интернет на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры существенно выше, чем на территориях деятельности других филиалов электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ», является необоснованным.

- Уровень расходов по оплате услуг по пропуску трафика (п. 4 Приложения 2) на территории ХМАО-Югры также не является максимальным, доля в процентном соотношении составляет 13,3529%, в то время как максимальный уровень расходов по оплате услуг по пропуску трафика в Екатеринбургском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» - 30.0565%

- Уровни расходов по оплате товаров, работ и услуг сторонних организаций и расходов на налоги, сборы и неналоговые платежи (п. 5 и п. 6 Приложения 2), включаемые в состав расходов по обычным видам деятельности в Ханты-Мансийском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» в сравнении с другими фиалами максимальные – соответственно 22,29% и 21.44%.

- Уровень затрат по прочим расходам (п. 7 Приложения 2) на территории ХМАО-Югры не является максимальным, доля в процентном соотношении составляет 20,5%, максимальный уровень по данным затратам в Екатеринбургском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» - 21,5%.

- Итоговый показатель уровня расходов (п. 8 Приложения 2) ОАО «Уралсвязьинформ» по телематическим услугам связи на территории ХМАО-Югры  составил в процентном соотношении 18,460%, как установлено из анализа формы 1, уровень расходов (всего) на территории ХМАО-Югры не является максимальным – наибольший уровень расходов (всего) в Екатеринбургском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» - 21.773%, в то время как уровень доходов (п. 9 Приложения 2) в Ханты-Мансийском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» наибольший по сравнению с другими филиалами – 25,53%.

Комиссия Управления проанализировав прибыль, полученную ОАО «Уралсвязьинформ» от оказания телематических услуг связи в разрезе по всем филиалам (п. 10 Приложения 2) установила, что на территориях трех филиалах электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» (Екатеринбургском, Курганском и Пермском) деятельность по оказанию телематических услуг связи убыточна (доли прибыли составили -0,96%, -0,95%, -16,30% соответственно), в то время как доля прибыли в Ханты-Мансийском ФЭС ОАО «Уралсвязьинформ» составила - 90,51%.

Уровень рентабельности на телематические услуги связи (п. 11 Приложения 2) на территории ХМАО-Югра составил 53.38%, в то время как средний уровень рентабельности по всем филиалам ОАО «Уралсвязьинформ» на данную услугу связи составил 10.89%.

В соответствии с информацией, представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (исх. № НП-01/1041 от 02.06.2010), по виду экономической деятельности «Связь» на 01.01.2009 года уровень рентабельности к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре составил 14,8%.

По информации представленной от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, уровень рентабельности проданных услуг (предоставления широкополосного доступа к сети Интернет физическим лицам) в 2009 году составил также 14%.

Таким образом, по результатам проведенного анализа информации раздела 1.16 «Телематические услуги связи» формы №1 «Отчет о доходах и расходах оператора связи за 2009 год» в разрезе по всем филиалам электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ», Комиссией установлено, что уровень расходов по телематическим услугам связи в Ханты-мансийском филиале электросвязи не является максимальным в разрезе по всем филиалам ОАО «Уралсвязьинформ», в то время как уровень доходов и полученной прибыли на территории ХМАО-Югры не соизмеримо выше, чем на других территориях деятельности ответчика, кроме того, в Екатеринбургском, Курганском и Пермском филиалах электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» деятельность по оказанию телематических услуг связи убыточна.    

Следовательно, довод ответчика о том, что различие тарифов, по регионам ОАО «Уралсвязьинформ» объясняется разными затратами на оказание данных услуг, Комиссия Управления считает необоснованным и не нашедшим свое подтверждение в представленных ОАО «Уралсвязьинформ» информации и документах.

6. В связи с отсутствием в ОАО «Уралсвязьинформ» калькуляций себестоимости отдельных тарифных планов на предоставление широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц, по требованию Управления, ОАО «Уралсвязьинформ» (исх.№ 04-26/5623 от 19.05.2010) представило подробную калькуляцию тарифных планов «Свободно 128», «Свободно 256», «Свободно 512», «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512» на 2009 год по Курганскому, Пермскому, Челябинскому, Екатеринбургскому, Тюменскому, Ханты-Мансийскому филиалам электросвязи (Приложение № 3 к решению), а также копии приказов, устанавливающих величину абонентской платы на указанных тарифных планах.

Данная калькуляция тарифных планов «Свободно 128», «Свободно 256», «Свободно 512», «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512» на 2009 год включает в себя

- калькуляцию расходов на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) по результатам 2009г.;

- калькуляция тарифных планов «Свободно 128», «Свободно 256», «Свободно 512» (с учетом потребленного трафика) по результатам 2009г.;

- калькуляция тарифных планов «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512» (с учетом потребленного трафика) по результатам 2009г.

Вышеуказанные калькуляции включают в себя перечень производственных процессов, распределяемые на услуги, а также расчетные показатели включающих  в себя такие показатели как: средний объем трафика, потребляемый абонентом в месяц на отдельном тарифном плане; затраты на трафик на отдельном тарифном плане, калькуляцию на 1 порт с учетом потребленного трафика на тарифном плане; применяемая рентабельность для тарифного плана; затраты с применяемой рентабельностью для тарифного плана; НДС.

При этом расчет отдельных тарифов осуществляется следующим образом:

1) Итоговая сумма по расходам на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) делится на среднее количество xDSL портов и делится на 12 месяцев, получается себестоимость 1 порта без учета трафика;

2) Далее находится себестоимость 1 Мб трафика, без затрат без затрат на обслуживание 1 порта. Итоговая сумма затрат (с учетом потребления трафика) делится на  объем трафика, получается себестоимость 1 Мб трафика;

3) Далее средний объем трафика, потребляемый абонентом в месяц на тарифном плане умножается на себестоимость 1 Мб трафика получается размер затрат на тарифном плане;

4) Далее себестоимость 1 порта без учета трафика суммируется с затратами на тарифном плане, получается калькуляция на 1 порт с учетом потребленного трафика на тарифном плане;

5) Далее к калькуляции на 1 порт с учетом потребленного трафика на тарифном плане  прибавляется рентабельность, далее прибавляется НДС 18% и получается стоимость тарифного плана.

При этом, Комиссией установлено, что расчетные показатели тарифных планов «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512» не включают в себя такие показатели как: применяемая рентабельность для тарифного плана; затраты с применяемой рентабельностью для тарифного плана; НДС. 

Согласно пояснению ОАО «Уралсвязьинформ» к данным калькуляциям, при калькуляции затрат по Интернет в разрезе тарифных планов, допустима ситуация, когда сложившиеся затраты по конкретному тарифному плану могут превышать размер установленной Оператором абонентской платы (отрицательная рентабельность). Как правило, такую сложившуюся естественным образом ситуацию можно наблюдать на сегментных тарифных планах с минимальной абонентской базой и небольшим совокупным потреблением трафика в расчете на одного абонента. В свою очередь, по ряду тарифных планов показатель рентабельности положительный и может варьироваться в различных допустимых и разумных пределах. Т.е. возникает ситуация перекрестного субсидирования между тарифными планами, когда рентабельные более массовые и популярные тарифные планы (с большой абонентской базой) компенсируют те потери, которые Оператор несет по тарифным планам, с отрицательной рентабельностью. В зависимости от сложившихся затрат и рыночной ситуации, Оператор устанавливает необходимый размер ежемесячного платежа на тарифном плане абонента.

Комиссия Управления, проанализировав представленные калькуляции тарифных планов «Свободно 128», «Свободно 256», «Свободно 512», «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512» пришла к выводу о включении ОАО «Уралсвязьинформ» в калькуляцию расходов на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) по результатам 2009г. и в калькуляции тарифных планов (с учетом потребленного трафика) по результатам 2009г., дублирующих друг друга производственных процессов, а именно:

1) В калькуляции расходов на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) и в калькуляции тарифных планов (с учетом потребленного трафика) включена одна и та же статья затрат «Совместные производственные процессы», включающее в себя такие процессы, как  «Общее руководство организацией связи»,  «Учет, отчетность и аудит», «Закупки и хранение», «Развитие сети электросвязи», «Обеспечение защиты информационных ресурсов оператора связи», «Метрологическое обеспечение», «Эксплуатация программных продуктов», «Маркетинг телематических услуг: Интернет», «Выполнение работ по продвижению и маркетингу услуг (общий интернет)».

Кроме того, Комиссия считает, что производственный процесс «Выполнение работ по продвижению и маркетингу услуг (общий интернет)» также дублирует производственный процесс «Маркетинг телематических услуг: Интернет», так как смысловое значение данных процессов одинаковое.

2) В калькуляции расходов на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) производственный процесс «Эксплуатация и обслуживание автоматизированных систем расчетов за услуги связи» также дублирует производственный процесс «Автоматизированные системы расчетов за услуги связи по передачи данных и телематические услуги, услуги присоединения и услуг по пропуску трафика в сети передачи данных».

3) В калькуляции расходов на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) производственный процесс «Сеть абонентского доступа по технологии xDSL» также дублирует затраты на эксплуатацию оборудования в калькуляции тарифных планов (с учетом потребленного трафика), включающих в себя, в том числе производственные процессы как «Городская сеть абонентского доступа» и «Сельская сеть абонентского доступа».

На рассмотрении дела, представители ответчика, не смогли пояснить причину дублирования вышеуказанных производственных процессов, также ОАО «Уралсвязьинформ» не представило каких-либо пояснений и доказательств законности и обоснованности такого дублирования, таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о недопустимости включения ОАО «Уралсвязьинформ» в калькуляцию расходов на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) и в калькуляцию тарифных планов (с учетом потребленного трафика) дублирующих производственных процессов.  

      Комиссией Управления установлено, что необоснованное дублирование вышеуказанных производственных процессов значительно увеличивает стоимость тарифных планов по предоставлению доступа к сети Интернет для физических лиц на территории ХМАО-Югра.    

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам:

1. При формировании и утверждении тарифных планов на предоставление доступа к сети Интернет для физических лиц ОАО «Уралсвязьинформ» не осуществляет калькуляцию себестоимости отдельных тарифов по статьям затрат (материальные затраты, амортизацию основных средств, заработок персонала, накладные расходы).

ОАО «Уралсвязьинформ» не представило надлежащих доказательств экономической обоснованности стоимости предоставления широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2. Уровень расходов ОАО «Уралсвязьинформ» по телематическим услугам связи на территории ХМАО-Югры не является максимальным и не превышает уровень расходов по сравнению с другими территориями деятельности ОАО «Уралсвязьинформ», в то время как уровень доходов ОАО «Уралсвязьинформ» от телематических услуг связи на территории ХМАО-Югры имеет наибольший по сравнению с другими филиалами размер.

3. Прибыль, полученная ОАО «Уралсвязьинформ» от оказания телематических услуг связи на территории ХМАО-Югры, кратно выше прибыли, полученной ОАО «Уралсвязьинформ» от оказания телематических услуг связи на других территориях деятельности ОАО «Уралсвязьинформ», при этом в Екатеринбургском, Курганском и Пермском филиалах электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» деятельность по оказанию телематических услуг связи убыточна.

Как следует из представленных ОАО «Уралсвязьинформ» данных деятельность ОАО «Уралсвязьинформ» в других регионах является убыточной (Свердловская и Курганская области, Пермский край), вследствие чего, объясняется применение завышенных тарифов для ХМАО-Югры, за счет средств потребителей которого ОАО «Уралсвязьинформ» и покрывает понесенные убытки, возникшие вследствие снижения тарифов на широкополосный доступ к сети Интернет в регионах с развитой конкуренцией по оказанию данной услуги, тем самым применяет перекрестное субсидирование, что запрещено законодательством Российской Федерации

4. Уровень рентабельности на телематические услуги связи на территории ХМАО-Югра кратно выше уровня рентабельности на других территориях деятельности ОАО «Уралсвязьинформ».

Тем самым, действуя в условиях отсутствия конкуренции, устанавливая монопольно высокую цену услуги в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, ОАО «Уралсвязьинформ» получает сверх прибыль, превышающую цену, необходимую для покрытия расходов и получения прибыли для дальнейшего нормального функционирования, что прямо недопустимо в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6  и пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

5. Стоимость услуг по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет для абонентов Ханты-Мансийского филиала с территорией деятельности Ханты-Мансийского автономного округа — Югры существенно превышает стоимость такой же услуги для потребителей тех филиалов ОАО «Уралсвязьинформ, доля расходов которых на телематические услуги связи либо превышает, либо относительно сопоставимо с расходами Ханты-Мансийского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ».

Так, стоимость тарифного плана «Свободно 128» в Ханты-Мансийском филиале составляет 650 рублей, в то время как в Екатеринбургском и Пермском филиалах ОАО «Уралсвязьинформ» установлен тариф в размере 450 рублей. Стоимость тарифного плана «Свободно 256» в Ханты-Мансийском филиале составляет 800 рублей, в то время как в Челябинском филиале ОАО «Уралсвязьинформ» установлен тариф в размере 400 рублей. Стоимость тарифного плана «Круглые сутки 128» в Ханты-Мансийском филиале составляет 350 рублей, в то время как в Челябинском, Екатеринбургском и Пермском филиалах ОАО «Уралсвязьинформ» установлен тариф в размере 250 рублей. Стоимость тарифного плана «Круглые сутки 256» в Ханты-Мансийском филиале составляет 600 рублей, в то время как в Челябинском и Пермском филиалах ОАО «Уралсвязьинформ» установлен тариф в размере 350 рублей. Стоимость тарифного плана «Круглые сутки 512» в Ханты-Мансийском филиале составляет 1100 рублей, в то время как в Пермском филиале ОАО «Уралсвязьинформ» установлен тариф в размере 400 рублей.

Рынок предоставления широкополосного доступа к сети Интернет в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре является высококонцентрированным с неразвитой конкурентной средой. Ценообразование на таких рынках осуществляется не в результате конкурентной борьбы и обусловлено в основном индивидуальными особенностями продавцов на этом рынке.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что ОАО «Уралсвязьинформ», занимая доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг по широкополосному доступу к сети интернет на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, устанавливая для потребителей – физических лиц завышенные тарифы на рассматриваемую услуги, не несет риска потери потребителей ввиду отсутствия конкуренции на данном рынке, поскольку потребитель зачастую не имеет возможности получить данную услуги у других хозяйствующих субъектов.

Тем самым, ОАО «Уралсвязьинформ» являясь монополистом на рынке услуг по широкополосному доступу к сети Интернет в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре поддерживая монопольно высокую цену данной услуги не боится потерять клиентов.

6. При формировании стоимости тарифных планов «Свободно» и «Круглые сутки» в калькуляции расходов на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) и в калькуляции тарифных планов (с учетом потребленного трафика) ОАО «Уралсвязьинформ» осуществляет дублирование производственных процессов, приводящее к увеличению стоимости тарифов по предоставлению доступа к сети Интернет для физических лиц.

Таким образом, на основании вышеизложенных выводов Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, установила, что стоимость тарифных планов «Свободно»и «Круглые сутки» по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли, и в соответствии со вторым критерием, установленным частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», цена по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является монопольно высокой.

На основании изложенного выше, руководствуясь статьей 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводам о нарушении ОАО «Уралсвязьинформ» запрета на злоупотребление доминирующим положением, в части установления, поддержания монопольно высокой цены на услугу широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссией Управления произведен расчет справедливой цены (стоимости) предоставления доступа к сети Интернет по тарифным планам «Свободно 128», «Свободно 256» для физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Приложение № 4 к решению).

При расчете стоимости предоставления доступа к сети Интернет по тарифным планам «Свободно 128», «Свободно 256» для физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Комиссия за основу взяла справедливую цену. При этом указанная цена должна покрывать все расходы, связанные с производством и реализацией данной услуги.

Для расчета справедливой стоимости предоставления доступа к сети Интернет по тарифным планам «Свободно 128», «Свободно 256» ОАО «Уралсвязьинформ» для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были взяты данные, предоставленные ОАО «Уралсвязьинформ». Комиссия Управления учла установленный ОАО «Уралсвязьинформ» для тарифных планов «Свободно 128», «Свободно 256» уровень рентабельности. При расчете справедливой цены на тарифные планы «Свободно 128», «Свободно 256»:

- из калькуляции тарифных планов (с учетом потребленного трафика) были исключены следующая дублирующая статья затрат: «Совместные производственные процессы»,

- из калькуляции расходов на обслуживание 1 xDSL порта (без потребления трафика) были исключены следующие дублирующие производственные процессы: «Выполнение работ по продвижению и маркетингу услуг (общий интернет)», «Эксплуатация и обслуживание автоматизированных систем расчетов за услуги связи», «Сеть абонентского доступа по технологии xDSL».

В результате исключения вышеуказанных дублирующих статей затрат по производственным процессам стоимость тарифного плана «Свободно 128» для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составила 500 рублей (вместо 650 рублей) (ежемесячная абонентская плата), а стоимость тарифного плана «Свободно 256» для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составила 630 рублей (вместо 800 рублей) (ежемесячная абонентская плата). Данная стоимость тарифных планов «Свободно 128» и «Свободно 256» позволяют полностью покрыть все затраты, связанные с производством и реализацией услуги по предоставлению доступа к сети Интернет для физических лиц, а также обеспечивают необходимый для предприятия уровень прибыли.

Вместе с тем, в связи с недостоверностью представленной калькуляции затрат тарифных планов «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512», а именно в связи с тем, что расчетные показатели тарифных планов «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512» не включают в себя такие показатели как:

- применяемая рентабельность для тарифного плана;

- затраты с применяемой рентабельностью для тарифного плана;

- НДС,

Комиссия Управления пришла к выводу о невозможности расчета справедливой цены по данным тарифным планам и необходимости выдаче ОАО «Уралсвязьинформ» обязательного для исполнения предписания о приведении в соответствие расчетных показателей тарифных планов «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512» с исключением дублирующих производственных процессов.

В связи с тем, что цена на предоставление доступа к сети Интернет по тарифным планам «Свободно 128», «Свободно 256», «Круглые сутки 128», «Круглые сутки 256», «Круглые сутки 512» для физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, установленная ОАО «Уралсвязьинформ» в 2009 году, существенно превышает сумму необходимых для производства и реализации такой услуги расходов и прибыли, и в соответствии со вторым критерием, установленным частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, такая цена по предоставлению широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является монопольно высокой, Комиссия считает, что стоимость ежемесячной абонентской платы за предоставление доступа к сети Интернет для физических лиц на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2010 год, не превышающая сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли, не должна превышать:

         по тарифному плану «Свободно 128» 500 рублей;

         по тарифному плану «Свободно 256» 630 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006г. (зарегистрированного в Минюсте РФ за №8842 от 24.01.2007г.), Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать действия Открытого акционерного общества «Уралсвязьинформ» нарушающими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в части установления, поддержания монопольно высокой цены на услугу широкополосного доступа к сети Интернет для физических лиц, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

2. Выдать Открытому акционерному обществу «Уралсвязьинформ» обязательное для исполнения предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для возбуждения административного производства по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Назначить<...> – <...> ответственным по контролю за исполнением данного решения.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны