Решение №02/6665/23 Решение по жалобе №8763-ЭП/23 от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1430/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.09.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 22.09.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя АО «Газпром энергосбыт Тюмень» <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей Заказчика МУП Белоярского района «Белоярские коммунальные системы» директора <....>, <....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу АО «Газпром энергосбыт Тюмень» (вх. № 8763-ЭП/23 от 08.09.2023) (далее – Жалоба) на действия МУП Белоярского района «Белоярские коммунальные системы» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежемесячному расчету объемов и стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), начислению платы за коммунальные услуги, а также формированию, печати и доставке платежных документов (квитанций) на оплату коммунальных услуг, оказываемых Заказчиком собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, размещению информации в ГИС ЖКХ, ведению учета поступивших от потребителей денежных средств, приему денежных средств, поступивших от потребителей и их перечислению на расчетный счет Заказчика, очному и заочному обслуживанию потребителей (реестровый номер извещения 32312731674),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба АО «Газпром энергосбыт Тюмень» (вх. № 8763-ЭП/23 от 08.09.2023) (далее – Заявитель) на действия МУП Белоярского района «Белоярские коммунальные системы» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежемесячному расчету объемов и стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), начислению платы за коммунальные услуги, а также формированию, печати и доставке платежных документов (квитанций) на оплату коммунальных услуг, оказываемых Заказчиком собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, размещению информации в ГИС ЖКХ, ведению учета поступивших от потребителей денежных средств, приему денежных средств, поступивших от потребителей и их перечислению на расчетный счет Заказчика, очному и заочному обслуживанию потребителей (реестровый номер извещения 32312731674).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) и подведения итогов 11.09.2023 12:00, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 08.09.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 19.09.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-Ф3 запрещены действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, если иное не установлено федеральным законом.

Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, Законом № 223-ФЗ установлено соответствующее исключение из требований пункта 2 части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (далее - Положение № 1352), закупки у субъектов МСП осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом № 223-ФЗ торгов, иных способов закупки, участниками которых являются только СМСП.

Так, в соответствии с пунктом 8 Положения № 1352, для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения (участниками которых являются только СМСП) заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП.

Указанный перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ)).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В пункте 7.1.2. Положения о закупках Заказчика указано, что закупки, участниками которых могут являться исключительно СМСП, проводятся если их предмет включен в утвержденный и размещенный в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП.

В техническом задании (описание объекта закупки) Заказчика указан комплекс услуг, перечень которых выходит за рамки перечня товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляется исключительно у СМСП для Заказчика, а именно:

«1.1. Предметом договора является оказание комплекса услуг: по ежемесячному расчету объемов и стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), начислению платы за коммунальные услуги, а также формированию, печати и доставке платежных документов (квитанций) на оплату коммунальных услуг, оказываемых Заказчиком собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, размещению информации в ГИС ЖКХ, ведению учета поступивших от потребителей денежных средств, приему денежных средств, поступивших от потребителей и их перечислению на расчетный счет Заказчика, очному и заочному обслуживанию потребителей. К предмету договора относится также:

- ведение базы потребителей в отношении лицевых счетов Заказчика, и отражение в ней информации об изменениях, влияющих на договорные отношения между потребителем и Заказчиком на основании данных, предоставленных Заказчиком и (или) полученных Агентом при взаимодействии с плательщиками/потребителями,

- выгрузка информации в ГИС ЖКХ в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и иными нормативными актами, регулирующими данные правоотношения.

1.2. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2: 63.11.11 (Услуги по обработке данных).»

Каждый вид услуги, как поясняет Заявитель, перечисленный в предмете (1.1. Тех.задания) комплекса услуг имеет свой код в ОКПД2.

Приказом МУП «Белоярские коммунальные системы» №01-04/895/П от 01.09.2023г. (размещенным в системе ЕИС) дополнен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляется у СМСП позицией ОКПД2 «63.11.11»- Услуги по обработке данных.

Исходя из смысла пункта 8. Положения № 1352 осуществление закупок услуг у СМСП возможно только если данные услуги включены в перечень товаров, работ, услуг утвержденный Заказчиком. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в такой перечень, у любых лиц, в том числе не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Заявитель сообщает, что Заказчиком неправомерно ограничено право на участие в закупочной процедуре, путем установления требования к участникам аукциона о наличии статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, при том, что Заказчиком производятся закупки услуг, отсутствующие в перечне ТРУ Заказчика, которые могут закупаться только у СМСП.

Включение заказчиком в Документацию о закупке требований об участии только СМСП, предъявляемых к участникам закупки, сужает круг потенциальных участников проводимой закупки, такие действия являются нарушением антимонопольного законодательства, Закона № 223-ФЗ, так как приводят к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Частью 1 статьи 17 Закона № 135-Ф3 установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции

Частью статьи 17 Закона № 135-Ф3 установлено, положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе и на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пункт 8 Положения № 1352, пункт 7.1.2. Положения о закупке, часть 1 статьи 17 Закона № 135-Ф3.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 9067-ЭП/23 от 18.09.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального предприятия Белоярского района «Белоярские коммунальные системы», утвержденного директором МУП «БКС» (приказ № 01-04/14/П от 08.11.2022) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 04.09.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 28 830 106,10 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 11.09.2023;

4. На участие в конкурсе в электронной форме подана — 1 заявка.

Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках определено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета. Такие особенности могут предусматривать обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства

Положением Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлено следующее:

8. Для осуществления закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг.

9. Перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).

10. Заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Так, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.

Приказом № 01-04/894/П от 01.09.2023 Заказчиком были внесены изменения в план закупок товаров, работ и услуг на 2023 по Закону о закупках и включены следующие позиции:

№ 1 Оказание услуг по ежемесячному расчету объемов и стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), начислению платы за коммунальные услуги, а также формированию, печати и доставке платежных документов (квитанций) на оплату коммунальных услуг, оказываемых Заказчиком собственникам и нанимателям, проживающим в частных домах и многоквартирных жилых домах, размещению информации в ГИС ЖКХ, ведению учета поступивших от потребителей денежных средств, приему денежных средств, поступивших от потребителей и их перечислению на расчетный счет Заказчика, очному и заочному обслуживанию потребителей.

Приказом № 01-04/895/П от 01.09.2023 Заказчиком был дополнен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, следующей позицией: 63.11.11. Услуги по обработке данных.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В разделе 1 «Общие требования» Приложения IV «Техническое задание» к документации о закупке Заказчик указал следующее:

1.1. Предметом договора является оказание комплекса услуг по ежемесячному расчету объемов и стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), начислению платы за коммунальные услуги, а также формированию, печати и доставке платежных документов (квитанций) на оплату коммунальных услуг, оказываемых Заказчиком собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, размещению информации в ГИС ЖКХ, ведению учета поступивших от потребителей денежных средств, приему денежных средств, поступивших от потребителей и их перечислению на расчетный счет Заказчика, очному и заочному обслуживанию потребителей.

К предмету договора относится также:

- ведение базы потребителей в отношении лицевых счетов Заказчика, и отражение в ней информации об изменениях, влияющих на договорные отношения между потребителем и Заказчиком на основании данных, предоставленных Заказчиком и (или) полученных Агентом при взаимодействии с плательщиками/потребителями,

- выгрузка информации в ГИС ЖКХ в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» и иными нормативными актами, регулирующими данные правоотношения.,

1.2. Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2: 63.11.11 (Услуги по обработке данных).

1.3. Цели и основание для оказания услуг

Целями данного договора являются оказание комплекса услуг по ежемесячному расчету объемов и стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), начислению платы за коммунальные услуги, а также формированию, печати и доставке платежных документов (квитанций) на оплату коммунальных услуг, оказываемых Заказчиком собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, размещению информации в ГИС ЖКХ, ведению учета поступивших от потребителей денежных средств, приему денежных средств, поступивших от потребителей и их перечислению на расчетный счет Заказчика, очному и заочному обслуживанию потребителей

Получение денежных средств за коммунальные услуги, оказанные Заказчиком потребителям и иным лицам, потребившим коммунальные услуги.

Разделом 2 «Описание условий использования договора» Приложения IV «Техническое задание» к документации о закупке Заказчиком установлено следующее:

2.1. В соответствии с договором Агент обязуется оказать Заказчику следующий комплекс агентских услуг:

2.1.1. формирование и ведение базы данных лицевых счетов собственникам помещений в многоквартирных домах;

2.1.2. проведение расчетов (перерасчетов) и начисление (корректировка начисления) платы за услуги Заказчика потребителям в соответствии с порядком и алгоритмами, утвержденными Постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, положениями жилищного законодательства РФ и иными нормативными документами, а также на основании данных, предоставленных Заказчиком;

2.1.3. расчет и начисление пени за несвоевременную и (или) неполную оплату Потребителями услуг в размерах и порядке, предусмотренными статьей 155 Жилищного Кодекса РФ и с применением возможностей имеющегося программного комплекса;

2.1.4. в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства» №209-ФЗ от 21.07.2014 г., в части размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информации об услугах Заказчика и любой информации, связанной с исполнением договора, с потребителем, реализацией услуг в сроки, предусмотренные действующим законодательством (не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата);

2.1.5. изготовление платежных документов для внесения платы за услуги, оказанные потребителям, посредством внесения соответствующей строки в платежный документ по оказанию коммунальных услуг доставляемых Агентом собственникам помещений в многоквартирных домах;

2.1.6. размещение информации Потребителям о наличии задолженности по услугам Заказчика, в том числе имеющих задолженность за услуги свыше 2-х расчетных периодов, в Платежных документах, а также иными способами по усмотрению Агента (формирование бумажных уведомлений, различных способов связи);

2.1.7. организация своевременной (ежемесячной) доставки Платежных документов до Потребителей силами Агента и за счет Агента в сроки, предусмотренные действующим законодательством (не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата) (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в ГИС ЖКХ) для оплаты услуг Заказчика;

2.1.8. организация офиса очного обслуживания на территории Белоярского района;

2.1.9. консультация Потребителей по вопросам, связанных с расчетом платы за коммунальные услуги, пени за неполную и (или) несвоевременную оплату, прием и подготовка ответов на обращения по обращению в территориальном отделении (очное обслуживание) и по телефону контакт-центра;

2.1.10. выдача справок, выписок и иной информации в отношении нанимателя жилого помещения, входящих в компетенцию деятельности Агента, для собственников (нанимателей) жилых помещений;

2.1.11. формирование и предоставление отчетов в порядке и в сроки, согласованные Сторонами в Договоре и Приложениях к настоящему Техническому заданию;

2.1.12. предоставление услуги по обеспечению доступа к структурированной информации, содержащейся в информационной системе в отношении сведений, относящихся к расчетам за коммунальные услуги без возможности внесения изменений по потребителям, формирования отчетности (организация автоматизированного рабочего места АРМ) на не менее чем 10 пользователей Заказчика;

2.1.13. организация защиты персональных данных Потребителей, полученных от Заказчика;

2.1.14. прием платежей в целях исполнения Потребителями денежных обязательств перед Заказчиком за оказанные последним услуги в клиентском офисе Агента (наличным и безналичным способом), а также через привлеченные банковские и иные кредитные учреждения, организации и операторов почтовой связи, расчетные центры, иные юридические лица, одним из направлений деятельности которых является организация и развитие системы расчетов и системы платежей за услуги;

2.1.15. прием платежей, путем зачисления на расчетный счет денежных средств, удержанных из заработной платы сотрудников организациями-работодателями в рамках соответствующего соглашения между организациями и Агентом;

2.1.16. организация системы сбора и расщепления платежей без аккумуляции денежных средств, поступивших в счет оплаты за услуги, на счетах Агента, без возникновения у него прав владения, пользования, и распоряжения этими денежными средствами (если нет иного указания Заказчика в письменной и/или устной форме) в соответствии с Федеральный законом от 03.06.2009 № ЮЗ-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

2.1.17. ежедневное перечисление принятых платежей Заказчику на расчетный и специальный счета, реквизиты которых согласованны Сторонами в Договоре;

2.1.18. Смс-информирование населения, имеющих задолженность по оплате за коммунальные услуги, в интересах Заказчика;

2.2.19. предоставление гражданам по их запросам информации об установленных ценах и тарифах на коммунальные услуги в жилых и нежилых помещениях, о размерах оплаты за коммунальные услуги в соответствии с этими ценами и тарифами;

2.2.20. предоставление информации органам местного самоуправления по вопросам расчетов за коммунальные услуги, в том числе своевременности исполнения обязанности по внесению платы за коммунальные услуги;

2.1.21. осуществлять действия в целях исполнения ФЗ № 54 от 22.05.2003г., «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской федерации» (в том числе передавать сведения ОФД о платежах, поступивших на расчетные счета Заказчика от потребителей);

2.1.22. Агент различными способами принимает показания индивидуальных приборов учета коммунальных услуг, переданные гражданами-потребителями в адрес Агента, и заносит такие показания в информационную базу данных Агента в срок по 25-е число расчетного месяца включительно. Агент при расчете платы за коммунальные услуги обязан учитывать показания индивидуальных приборов учета.

На основании анализа Приложения IV «Техническое задание» к документации о закупке, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что Заказчиком при формировании документации о закупке и размещении Извещения на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности был применен только один код - 63.11.11 (Услуги по обработке данных).

Однако, исходя из установленных требований Приложения IV «Техническое задание» к документации о закупке следует, что участник обязуется оказать Заказчику комплекс услуг, определенные позиции которого, как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, имеют свой код в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД).

Так, например:

- формирование, печать и доставка платежных документов (квитанций) на оплату коммунальных услуг, оказываемых Заказчиком собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах - код 18.12.19 (Услуги печатные прочие, не включенные в другие группировки);

- размещение (выгрузка) информации в ГИС ЖКХ - код 63.11.12.000 (услуги по размещению в информационно-коммуникационной сети Интернет);

- ведение учета поступивших от потребителей денежных средств, прием денежных средств, поступивших от потребителей и их перечислению на расчетный счет Заказчика - код 66.19.99.130 (услуги по приему платежей ф.л. платежными агентами)/код 66.19.99.131 (услуги операторов по приему платежей ф.л.)/ код 82.91.12.00 (услуги агентств по сбору платежей);

- организация защиты персональных данных Потребителей, полученных от Заказчика - код 74.90.20.149 (оказание услуг по организации защиты персональных данных);

- смс-информирование населения, имеющих задолженность по оплате за коммунальные услуги, в интересах Заказчика - код 61.20.11.000 (услуги подвижной связи общего пользования) и т.д.

На основании выше установленного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что у Заказчика имелась возможность определить код в соответствии с ОКПД к каждой услуге, перечисленной в подпунктах 2.1.1-2.1.22 Раздела 2 Приложения IV «Техническое задание» к документации о закупке и соблюсти пункт 8 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что определение Заказчиком только одного кода ОКПД при формировании документации о закупке и размещении Извещения о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, вводит в заблуждение поставщиков, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, при этом имеющих возможность исполнения установленного Заказчиком перечня услуг.

В целях соблюдения требований Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчику полагалось провести закупку среди субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с тем ОКПД, который утвержден в перечне товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у СМСП, либо провести конкурентную закупку по рассматриваемому предмету закупки на общих основаниях, открытую для всех участников рынка.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и положений Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» .

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Газпром энергосбыт Тюмень» (вх. № 8763-ЭП/23 от 08.09.2023) на действия МУП Белоярского района «Белоярские коммунальные системы» при проведении конкурса в электронной форме на оказание услуг по ежемесячному расчету объемов и стоимости коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), начислению платы за коммунальные услуги, а также формированию, печати и доставке платежных документов (квитанций) на оплату коммунальных услуг, оказываемых Заказчиком собственникам и нанимателям, проживающим в частных и многоквартирных домах, размещению информации в ГИС ЖКХ, ведению учета поступивших от потребителей денежных средств, приему денежных средств, поступивших от потребителей и их перечислению на расчетный счет Заказчика, очному и заочному обслуживанию потребителей (реестровый номер извещения 32312731674), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика МУП Белоярского района «Белоярские коммунальные системы» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику МУП Белоярского района «Белоярские коммунальные системы» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны