Решение №ВТ/598/23 Решение по жалобе №368-эп/23 от 27 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ №086/07/3-95/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.01.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 27.01.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....> - <....>;

Члены комиссии:

- <....> - <....>;

- <....> - <....>,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференц-связи представителей Заявителя ООО «Фирма Аудитинформ», <....> ,

в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференц-связи представителей заказчика АО «ГК «Северавтодор» <....>,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. №368-эп/23 от 16.01.2023) (далее – Жалоба) на действия АО «ГК «Северавтодор» при проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (извещение №0200700002022000002),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. №368-эп/23 от 16.01.2023) на действия АО «ГК «Северавтодор» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для нужд АО «ГК «Северавтодор» (извещение №0200700002022000002).

Так, Заявитель в Жалобе указывает на следующие обстоятельства.

1. Заказчиком в одном абзаце в качестве необходимых на безальтернативной основе документов указаны трудовая книжка и трудовой договор. Но трудовой договор - это альтернативный трудовой книжке документ. Требовать его предоставления одновременно вместе с трудовой книжкой неправомерно, т. к. согласно подп. «б» п. 30 Положения № 2604 наличие специалистов подтверждается трудовыми книжками или сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также документами, подтверждающими предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

При оценке заявок по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчик установил следующий порядок оценки заявок: Оценивается количество у Участника закупки штатных сотрудников (аттестованных аудиторов) с опытом работы от 5 лет с даты выдачи единого квалификационного аттестата аудитора, имеющих право осуществлять аудит предприятий с долей собственности государства более 25 %. Максимальный балл – 100, значимость показателя – 50%.

Документальным подтверждением считается представление копий квалификационных аттестатов аудиторов, копией расширенной выписки из реестра саморегулируемой организации аудиторов о штатном составе, полученную не ранее чем за 3 месяца до даты публикации извещения о данном конкурсе; с предоставлением копий трудовых договоров (на каждого специалиста), трудовых книжек и предоставлением дипломов о высшем образовании в требуемой области на каждого заявленного специалиста. лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, и установлено предельное максимальное значение 5 (пять) характеристики объекта закупки. Своими формулировками заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников конкурса посредством перечисления необходимых документов без приведения альтернативы, в частности, не определяя, что трудовой договор является альтернативным документом по отношению к трудовой книжке.

Следовательно, в действиях Заказчика содержится нарушения п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Аналогичное решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.08.2022 по делу №А56-60568/2022 г. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А56-60568/2022 (https://kad.arbitr.ru/Card/84d9d74b-090a-4855-bc81-fe305602b163 ).

2. Заказчик в рамках показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта» оценивает не количество договоров, а количество проведенных аудиторских проверок.

П. 2.1 Приложения № 4 к извещению Заказчиком указано, что оценивается количество проведенных аудиторских проверок аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее 3,288 млрд руб. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

П. 28 Постановления № 2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения: а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

Из буквального понимания п. 28 Постановления №2604 можно сделать вывод о том, что оценивать Заказчик должен именно количество представленных участниками договоров.

Также в соответствии с п. 18 Постановления Правительства №2604 установлено, что в случае если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением №1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

Однако, единицы измерения показателей оценки не заданы. Решение ФАС РФ от 22.02.2022 по делу №2806105-3802022.

3. Разъяснения Заказчика не содержат предмета запроса (запрос от участника). Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. 13.01.2023 Заказчиком предоставлено разъяснение положений извещения о проведении закупки №РИ1 (1509527 от 11.01.2023 2147 ответ на запрос на разъяснение документации.docx), которое не содержит самого вопроса от участника, а содержит лишь ответ Заказчика. Каким образом участники должны догадываться на какой именно вопрос отвечает Заказчик абсолютно непонятно. Таким образом, разъяснение Заказчика не соответствует действующему законодательству. Аналогичные решения № 074/06/105-2423/2022, № 054/06/42-1436/2022, №053/06/33- 393/2022.

4. Заказчиком установлен показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта», который значительно сокращает количество участников. 4.1. Заказчиком оценивается количество проведенных аудиторских проверок аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее 3,288 млрд руб. По смыслу п. 19 приложения №2 к Положению №2604 Правительство РФ не разделяет аудиторские услуги по специфике организаций, для которых они оказываются. По правилам ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. Предметом контракта в рассматриваемом случае является оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. Кто именно будет получателем этой услуги, предмет контракта не образует: ГК РФ не предусматривает таких видов договора, как «оказание аудиторских услуг исключительно организациям, выполняющими работы по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей». Таким образом, подлежащий оценке опыт участника закупки должен соответствовать предмету контракта, а не тому, с какой организацией такой контракт был заключен. Указанный подход сводится к тому, что участник, который имеет опыт оказания услуг для широкого спектра организаций является очевидно более квалифицированным, более «гибким» и готовым оказать услуги надлежащего качества в соответствии с условиями контракта. Решение АС Республики Карелия от 19.09.2022 по делу №А26-4568/2022.

4.1. В совокупности установление одновременного требования о количество проведенных аудиторских проверок аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее 3,288 млрд рублей является избыточным, так как на основании мониторинга открытой информации с официального сайта https://bo.nalog.ru/ под данные условия попадают всего 3 организации: Наименование Уставный капитал, тыс. руб/ аудиторская организация, проводившая аудит за указанный отчетный год ОКВЭД АО «Башкиравтодор» 2018 - 2 550 884 ООО ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АУДИТ-УРАЛЦЕНТР» не соответствует условиям 2019 - 3 502 214 ООО ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АУДИТ-УРАЛЦЕНТР» 2020 - 3 608 880 ООО ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АУДИТ-УРАЛЦЕНТР» 2021 - 3 791 083 ООО ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АУДИТ-УРАЛЦЕНТР» 52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей АО «Примавтодор» 2021 - 3 673 300 ООО «Группа Финансы» (договор не исполнен) 2020 - 2 723 300 ООО «Группа Финансы» не соответствует условиям 52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей АО «ГК «Северавтодор» 2021 - 3 352 579 ООО «АФ «Профи» 2020 - 3 288 763 ООО «Инвестаудит» 2019 - 3 288 763 ООО «Инвестаудит» 2018 - 3 288 763 ООО «Инвестаудит» 2017 - 3 288 763 ООО «Инвестаудит» 52.21.22 Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.

Таким образом только 2 организации могут претендовать на высокий балл по данному показателю оценки. Остальные участники не смогут победить даже при условии существенного снижения цены контракта (более 90%).

4.2. Как следует из положений статьи 8 Закона о контрактной системе - контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной неновой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок. операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений. Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, несвязанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.3. В разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки от 13.01.2023 №РИ2 (1509526 от 11.01.2023 2028 разъяснения.docx) Заказчик указывает, что Уставный капитал за каждый аудируемый период будет оцениваться на основании выписки ЕГРЮЛ. Сведения из выписки ЕГРЮЛ содержат информацию о ГРН и дате последнего внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения. Выписка из ЕГРЮЛ не содержит информацию об уставном капитале за каждый отчетный год. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Аналогичная позиция о том, что в извещении должно быть четко и однозначно сформулирован порядок оценки заявок и требования указано в Определении ВС РФ от 16 августа 2021 года №309-ЭС21-13338 по делу №А60-23797/2020

4.4. В разъяснениях от 13.01.2023 года Заказчик руководствуется пунктом 10 Подходов к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки (одобрены Советом по аудиторской деятельности 15.12.2016, протокол № 29). Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ оценка заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, осуществляется в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013г. №1085. Обращаем внимание, что положения документа «Подходы к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 15.12.2016, протокол № 29) (документ не является обязательным при размещении закупки на обязательный аудит, носит рекомендательный характер) применялись к Постановлению Правительства № 1085. Постановление Правительства № 1085 утратило силу. Соответственно документ не может применяться к действующему Постановлению Правительства № 2604.

На основании изложенного, Заявитель просит направить запрос в Федеральную службу государственной статистики о количестве предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее 3,288 млрд руб., признать жалобу и выдать заказчику предписание об устранении нарушений.

Заказчик с доводами жалобы не согласился представил материалы и письменные возражения (620-ЭП/23 от 23.01.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно письму Минфина России №24-04-06/3691 и ФАС России №РП/4072/18 от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Таким образом, при осуществлении данной процедуры закупки Заказчик должен руководствоваться Законом о контрактной системе.

Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция

при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Порядок проведения конкурса регламентирован статьей 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта

или сумма цен единиц товара, работы, услуги (часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе).

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение 2604).

Согласно пункту 1 Положения 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 3 Положения 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В силу пункта 24 Положения 2604 для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии пунктом 30 Положения 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24, документом, предусмотренным приложением 1 к Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а»:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

В соответствии с пунктом 26 Положения 2604 оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований раздела 26 в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Согласно пунктам 20 - 23 Положения 2604, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки» (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:

а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi=(Хi-Xmin)*(100/(Xmax-Xmin)

в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение (Хпредmin) характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi=(Х(max)-Xi)*(100/(X(max)-X(пред.min))

где Хпредmin - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;

г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение (Хпредmin) характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi=(Х(пред.max)-Xi)*(100/(X(пред.max)-X(min))

где Хпредmin - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;

д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение (Хпредmin) характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение (Хпредmin) характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi=(Х(пред.max)-Xi)*(100/(X(пред.max)-X(пред.min))

е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение (Хпредmin) характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi=(Х(пред.i)-Xmin)*(100/(X(пред.max)-X(min))

ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение (Хпредmin) характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi=(Х(пред.i)-X(i min))*(100/(X(max)-X(пред.min))

з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение (Хпредmin) характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение (Хпредmin) характеристики объекта закупки, - по формуле:

БХi=(Х(i)-X(пред.min))*(100/(X(пред.max)-X(пред.min))

Если установлены предусмотренные пунктом 20 Положения 2604 предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.

В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.

Если в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:

а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);

б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).

1. Как было указано выше, Заявитель считает, что Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников конкурса посредством перечисления необходимых документов по показателю «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» без приведения альтернативы, в частности, не определяя, что трудовой договор является альтернативным документом по отношению к трудовой книжке.

Как следует из представленных документов, 30.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (извещение №0200700002022000002).

Начальная (максимальная) цена договора составляет <....>  рублей 00 копеек.

Заявки принимаются до «17» января 2023 года 09.00 часов.

Приложением №4 к извещению установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме (далее – Порядок оценки заявок).

В соответствии с Порядком оценки заявок заявки участников оцениваются по двум критериям: 1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (значимость 40%). 2. Квалификация участников закупки (значимость 60%).

При этом критерий «Квалификация участников закупки» включает в себя 2 (два) подкритерия:

1. Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта (значимость 50%). Оценивается количество заключенных договоров аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее 3,288 млрд руб. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Предложение участника закупки – количество представленных копий контрактов/договоров и актов приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг, подписанных со стороны исполнителя и заказчика, заполненная форма №3 «Квалификация участника» аналогичных предмету настоящей закупки (информация, предоставленная по форме №3).

2. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость 50%). Квалификация трудовых ресурсов Оценивается количество у Участника закупки штатных сотрудников (аттестованных аудиторов) с опытом работы от 5 лет с даты выдачи единого квалификационного аттестата аудитора, имеющих право осуществлять аудит предприятий с долей собственности государства более 25 %. Документальным подтверждением считается представление копий квалификационных аттестатов аудиторов, копией расширенной выписки из реестра саморегулируемой организации аудиторов о штатном составе, полученную не ранее чем за 3 месяца до даты публикации извещения о данном конкурсе; с предоставлением копий трудовых договоров (на каждого специалиста), трудовых книжек и предоставлением дипломов о высшем образовании в требуемой области на каждого заявленного специалиста.

Из анализа подкритерия «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» следует, что Заказчиком в качестве необходимых на безальтернативной основе совмещены документы трудовая книжка и трудовой договор.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что трудовой договор - это альтернативный трудовой книжке документ. Требовать его одновременно вместе с трудовой книжкой является неправомерным, так как согласно подпункту «б» пункта 30 Положения №2604 наличие специалистов подтверждается трудовыми книжками или документами, подтверждающими предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

Таким образом, указанное свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод Заявителя в указанной части является обоснованным.

В тоже время Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлены доказательства того, что указанные нарушения со стороны Заказчика привели к нарушению прав самого Заявителя. В жалобе Заявителя указано о том, что Заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников конкурса, однако Заявитель не указывает и не подтверждает каким образом это повлияло на невозможность подачи им заявки на участие в конкурсе.

При этом делая такой вывод Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что на участие в конкурсе поступило 5 заявок, которые допущены до этапа оценки заявок.

В связи с этим Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания Заказчику об устранении указанных выше нарушений.

2. Как было отмечено выше, Заявитель указывает, что Заказчик в рамках показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта» оценивает не количество договоров, а количество проведенных аудиторских проверок.

Как установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, в пункте 2.1 Приложения №4 к извещению указано, что по показателю оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта» оценивается количество проведенных аудиторских проверок аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее 3,288 млрд руб. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Между тем в пункте 2 раздела II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке указано, что по показателю «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» оценивается количество заключенных договоров аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее 3,288 млрд руб. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Максимальный балл – 100, значимость показателя – 50%. Предложение участника закупки – количество представленных копий контрактов/договоров и актов приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг, подписанных со стороны исполнителя и заказчика, заполненная форма №3 «Квалификация участника» аналогичных предмету настоящей закупки (информация, предоставленная по форме №3).

Также указана формула оценки с указанием предельного максимального значения характеристики объекта закупки – 3 (три). Данный критерий установлен Заказчиком в соответствии с подпунктом в) пункта 24 Положения №2604.

В качестве детализирующего показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» установлено общее количество исполненных участником закупки договоров в соответствии с пунктом 28 Положения 2604.

Для оценки заявок по детализирующим показателям применен порядок, установленный подпунктом е) пункта 20 Положения 2604, для чего Заказчиком определен предельный максимальный показатель - 3 (три) характеристики объекта закупки, что является, как указано выше договором/контрактом.

Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что при рассмотрении и оценке вторых частей заявок Заказчиком оценивались также количество предоставленных исполненных участником закупки договоров, с максимальным предельным значением – 3, что подтверждается опубликованным протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 18.01.2023 года.

При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает указанный довод жалобы Заявителя необоснованным.

3. Заявитель указывает, что разъяснения заказчика не содержат предмета запроса от участника.

Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Как следует из материалов дела 11.01.2023 Заказчику поступил запрос следующего содержания:

«Заказчиком установлено, что оцениваться будут только договоры с уставным капиталом не менее <....> млрд руб. На данный момент уставный капитал Заказчика составляет <....> млрд. руб.

Предмет контракта аудит за 2022 год.

Согласно п. 2 Постановления Правительства 2604 «критерии оценки» - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки);

П. 24 Постановления Правительства 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пп. в) п. 28 Постановления Правительства 2604 устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

Таким образом, Заказчик обязан засчитывать договоры с уставными капиталом не менее <....> млрд.

Кроме, того на основании мониторинга официального сайта https://bo.nalog.ru максимальный балл за показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» могут получить только 2 аудиторские организации. Вам не кажется, что в данном случае прямое ограничение количества участников?».

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, анализируя буквальное содержание текста запроса приходит к выводу, что он не содержит требование о разъяснении именно положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса, т.е. не отвечает требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе. Фактически так называемый запрос содержит мнение, размышление, доводы лица направившего запрос о требованиях Постановления Правительства 2604.

Между тем несмотря на то, что указанный запрос не соответствовал части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик тем не менее разместил ответ на указанный запрос.

При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе и признает довод Заявителя в указанной части необоснованным.

4. Заявитель указывает, что Заказчиком установлен показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта», который значительно сокращает количество участников.

4.1. В частности Заявитель указывает, что Заказчиком оценивается количество проведенных аудиторских проверок аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее <....>млрд руб.

Как указывает Заявитель, по смыслу п. 19 приложения № 2 к Положению № 2604 Правительство РФ не разделяет аудиторские услуги по специфике организаций, для которых они оказываются.

По правилам ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида. Предметом контракта в рассматриваемом случае является оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. Кто именно будет получателем этой услуги, предмет контракта не образует: ГК РФ не предусматривает таких видов договора, как «оказание аудиторских услуг исключительно организациям, выполняющими работы по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей». Таким образом, подлежащий оценке опыт участника закупки должен соответствовать предмету контракта, а не тому, с какой организацией такой контракт был заключен.

Указанный подход сводится к тому, что участник, который имеет опыт оказания услуг для широкого спектра организаций является очевидно более квалифицированным, более «гибким» и готовым оказать услуги надлежащего качества в соответствии с условиями контракта.

4.2. Заявитель указывает, что в совокупности установление одновременного требования о количество проведенных аудиторских проверок аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее 3,288 млрд рублей является избыточным, так как на основании мониторинга открытой информации с официального сайта https://bo.nalog.ru/ под данные условия попадают всего 3 организации: - АО «Башкиравтодор»; - АО «Примавтодор»; - АО «ГК «Северавтодор».

Таким образом, как указывает Заявитель, только 2 организации могут претендовать на высокий балл по данному показателю оценки. Остальные участники не смогут победить даже при условии существенного снижения цены контракта (более 90%). В связи с этим Заявитель указывает на требования статьи 8 Закона о контрактной системе, пункта 3 части 1 статьи 17 и пункта 14 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России с учетом пояснений содержащихся в возражениях на жалобу Заказчика, установила следующее.

В пункте 2 раздела II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке приложения №4 к извещению указано, что по показателю «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» оценивается количество заключенных договоров аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее <....> млрд руб. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Максимальный балл – 100, значимость показателя – 50%. Предложение участника закупки – количество представленных копий контрактов/договоров и актов приема-передачи выполненных работ/оказанных услуг, подписанных со стороны исполнителя и заказчика, заполненная форма №3 «Квалификация участника» аналогичных предмету настоящей закупки (информация, предоставленная по форме №3).

Пунктом 6.3 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014 г., протокол № 14, с изменениями от 22.09.2016г., протокол №26) заявка участника закупки должна содержать описание квалификации участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, содержащее, в частности, следующие сведения:

- продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки;

- опыт и квалификация руководящего персонала;

- опыт и квалификация специалистов;

- наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности);

- сведения, подтверждающие деловую репутацию;

- наличие необходимого оборудования и программного обеспечения.

Пунктом 10 Подходов к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки (одобрены Советом по аудиторской деятельности 15.12.2016, протокол № 29), Заказчикам рекомендовано, в случае, когда в отрасли, в которой осуществляет деятельность организация-заказчик, имеется несколько организаций, аналогичных по размеру организации-заказчику, применение такого показателя, как «Опыт оказания внешним аудитором услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, сопоставимых по размеру с аудируемым лицом, в отрасли деятельности аудируемого лица». В качестве показателей, используемых при оценке по критерию «Опыт внешнего аудитора» применять «Существенный опыт (более X лет) оказания внешним аудитором услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, сопоставимых по размеру с аудируемым лицом. Организация-заказчик определяет: а) параметры «сопоставимости по размеру организаций».

Например, сопоставимой по размеру может быть признана организация, величина активов, или объем выручки, или иной показатель которой по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составляет не менее 75% аналогичного показателя аудируемого лица); б) параметры «существенного опыта» в отрасли (например, пять и более лет).».

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что показатель «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» определен Заказчиком исходя из собственных потребностей и представлений о сопоставимых характеристиках деятельности хозяйствующих субъектов, непосредственно влияющих, по его мнению, на проведение аудита.

При этом вопреки доводам подателя жалобы оценка заявок осуществляется не по количеству проведенных аудиторских проверок аудиторами участника закупки с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее <....> млрд рублей, а по количеству заключенных договоров аудиторами Участника закупки предприятий с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее <....> млрд руб.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заявителем вместе с жалобой не представлены доказательств того, что включение спорного показателя в конкурсную документацию предрешает исход закупки, создает кому-либо преимущества или препятствует участию в конкурсе.

При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает указанный довод жалобы Заявителя необоснованным.

4.3. Заявитель указывает, что в разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки от 13.01.2023 №РИ2 (1509526 от 11.01.2023 2028 разъяснения.docx) Заказчик указывает, что Уставный капитал за каждый аудируемый период будет оцениваться на основании выписки ЕГРЮЛ. Сведения из выписки ЕГРЮЛ содержат информацию о ГРН и дате последнего внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения. Между тем как указывает Заявитель, выписка из ЕГРЮЛ не содержит информацию об уставном капитале за каждый отчетный год.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме (приложение №4 Извещения электронного конкурса) в разделе «Показатель оценки, детализирующий показатель оценки» указано, что по критерию оценки «Квалификация участников закупки» показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта оказания услуг, связанного с предметом контракта» оценивается количество заключенных участником закупки договоров заключенных с предприятиями с основным видом деятельности по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей и уставным капиталом не менее <....> млрд руб.

Уставный капитал за каждый аудируемый период оценивается на основании выписки из единого реестра юридических лиц.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что при рассмотрении и оценке заявок Заказчик имеет возможность пользоваться любыми официальными источниками, в том числе размещенными в сети «Интернет», например сайт налогового органа, позволяющие с достоверностью определить соответствие заявки участника требованиям конкурсной документации.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

4.4. Заявитель указывает, что в разъяснениях от 13.01.2023 года Заказчик руководствуется пунктом 10 Подходов к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки (одобрены Советом по аудиторской деятельности 15.12.2016, протокол № 29).

Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ оценка заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, осуществляется в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013г. № 1085.

Заявитель обращает внимание, что положения документа «Подходы к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 15.12.2016, протокол № 29) (документ не является обязательным при размещении закупки на обязательный аудит, носит рекомендательный характер) применялись к Постановлению Правительства № 1085.

Постановление Правительства №1085, как указывает Заявитель, утратило силу. Соответственно, по мнению Заявителя, документ не может применяться к действующему Постановлению Правительства № 2604.

Как следует из материалов дела, Заказчик при разработке конкурсной документации руководствовался в том числе Методическими рекомендациями по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014г., протокол № 14, с изменениями от 22.09.2016г., протокол №26) и Подходами к определению нестоимостных критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки аудиторских услуг и порядка их оценки (одобрены Советом по аудиторской деятельности 15.12.2016, протокол № 29).

Указанные Методические рекомендации и Подходы к определению нестоимостных критериев оценки заявок по верному замечанию Заявителя носят рекомендательный характер. Однако, как было отмечено выше, Заявителем не представлены доказательств того, что включение в конкурсную документацию показателей, на основании которых оцениваются заявки участников предрешает исход закупки, создает кому-либо преимущества или препятствует участию в конкурсе.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что Постановление Правительства РФ №1085 от 28.11.2013 года «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утратившее силу с 1 января 2022 года и действующее Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» не содержат специальный порядок оценки заявок при проведении конкурса на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Следовательно, указанные выше Методические рекомендации и Подходы к определению нестоимостных критериев оценки заявок могут применяться независимо от того, каким актом Правительства РФ утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При указанных обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя в указанной части является необоснованным.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА :

 

Признать жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. №386-эп/23 от 16.01.2023) на действия АО «ГК «Северавтодор» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для нужд АО «ГК «Северавтодор» (извещение №0200700002022000002) обоснованной в части довода о требовании Заказчиком на безальтернативной основе предоставление одновременно трудовой книжки и трудового договора, в остальной части необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны