Решение б/н решение по жалобе № 8620-эп/21 на действия заказчика АО "Ниж... от 23 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по жалобе № 086/07/3-1372/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2021                        г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 23.09.2021

        

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_______» — «_______»;

Члены комиссии:

«_______» — «_______»;

«_______» — «_______»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС;

в присутствии представителей Заказчика по ВКС;

рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 02.09.2021 № 8620-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Нижневартовскавиа» при проведении открытого конкурса в электронной форме №178-ЭА/2021 на поставку топлива для реактивных двигателей, извещение № 32110564817, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба (вх. от 02.09.2021 № 8620-эп/21) «_______» (далее – Заявитель) на действия АО «Нижневартовскавиа» (далее – Заказчик, АО «НВА») при проведении открытого конкурса в электронной форме №178-ЭА/2021 на поставку топлива для реактивных двигателей, извещение № 32110564817.

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 10.09.2021. В назначенную дату в ходе рассмотрения Жалобы Комиссия пришла к выводу о необходимости получения дополнительной информации. В связи с чем, на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок рассмотрения жалобы был продлен, рассмотрение назначено на 20.09.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы посредством видеоконференцсвязи.  

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика на момент объявления закупки регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров работ, услуг АО «Нижневартовскавиа», утвержденным Советом директоров АО «Нижневартовскавиа» 29.06.2021. 

18.08.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110513353 о проведении открытого конкурса в электронной форме №178-ЭА/2021 на поставку топлива для реактивных двигателей. Начальная (максимальная) цена договора – 36 000 000 рублей, в том числе НДС 20%.

Дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 03.09.2021, дата подведения итогов – 08.09.2021.

Заявитель посчитал, что требования Заказчика к характеристикам реактивного топлива, указанные в документации о закупке, противоречат требованиям ГОСТ, нарушают положения Закона о закупках и ограничивают круг потенциальных участников закупки. Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен, считает требования к предмету закупки обоснованы потребностями Заказчика и не нарушают права участников закупки.

Рассмотрев документацию о закупке и материалы Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Заявитель обжалует требования к функциональным и техническим характеристикам реактивного топлива, в частности:

- температура начала кипения ни ниже 135градусов по Цельсию;

- температура вспышки не менее 35 градусов по Цельсию;

- термоокислительная стабильность в статистических условиях мри 150 градусов по Цельсию не более 12 мг/100см3.

Функциональные характеристики (потребительские свойства), тех­нические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характери­стики предмета закупки описаны в Технической части (приложение № 1 к документации) с учетом специфического, узкопрофильного использова­ния предмета закупки. Из пояснений АО «Нижневартовскавиа» следует, что при описании предмета закупки Заказчик руководствовался норма­тивными документами, применяемыми в области гражданской авиации, в частно­сти ГОСТ 10227-86, а также требо­ваниями авиакомпаний, использующих для осуществления воздушных перевозок воздушные суда иностранного производства.

ПАО Аэрофлот в адрес компаний-производителей авиатоплива было направлено письмо № 09-200 от 17.02.2015, в котором отмечено, что использование авиатоплива для реактивных двигателей по ГОСТу с термо­окислительной стабильностью 18мг осадка на 100 см3 является критичным и пред­ставляет серьезную угрозу безопасности полетов при использовании на авиадвига­телях воздушных судов семейства А320. Допустимым показателем термоокисли­тельной стабильности для воздушных судов, обеспечивающим уровень безопасно­сти полетов составляет 12 мг на 100 см3.

Между АО «НВА» и ПАО «Аэрофлот» заключен Договор № НО.2005-07 от 30.12.2004 на предоставление услуг по наземному обслуживанию воздушных су­дов в аэропорту г. Нижневартовск, в том числе воздушных судов иностранного производства.

Одним из оснований для внесения дополнительных требований по изменению параметров характеристик предмета закупки, установленных ГОСТом, а именно установление температуры вспышки не ниже 35 градусов по Цельсию, и темпера­туры кипения от 135 градусов по Цельсию, Заказчик указал рекомендации ФГУП Государственный научно-исследовательский институт граж­данской авиации, изложенные в письме №НЦ-28-36761 от 19.02.2021. Указанным письмом, на основании проведенных собственных исследований и испытаний Институт указывает на необходимость обеспечения температуры начала кипения не менее 135 градусов по Цельсию и температуры вспышки не ниже 35 градусов.

В соответствии с техническими возможностями общества хранение авиа­топлива марок ТС-1 и РТ для собственных нужд АО «НВА» и авиатопливо, переданное на хранение но заключенным АО «НВА» договорам хранения с поставщиками топлива для авиакомпаний, осу­ществляется в одном резервуаре склада ГСМ.

Заказчиком дополнительно представлены договоры на хранение авиационного топлива и паспорта на топливо для реактивных двигателей, подтверждающие возможность поставки топлива с характеристиками, указанными в документации о закупке (паспорта на топливо ТС-1).  

Вместе с тем, Заказчик считает, что производители регулируют свою деятельность в рамках ГОСТ 10227-86 и TP ТС 013/2011, что позволяет производить и самостоятельно оптимизировать показатели качества вырабатывае­мой в конкретный момент партии топлива без учета и проверки эксплуатационных последствий.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018).

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к характеристикам предмета закупки в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу «_______» (вх. от 02.09.2021 № 8620-эп/21) на действия Заказчика АО «Нижневартовскавиа» при проведении открытого конкурса в электронной форме №178-ЭА/2021 на поставку топлива для реактивных двигателей, извещение № 32110564817, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                         «_______»

Члены Комиссии:                                                    «_______»                                                       

                                                                                  «_______»

Связанные организации

Связанные организации не указаны