Решение б/н решение по жалобе № 11782-эп/21 на действия заказчика МАУ ДО... от 3 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1758/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

 при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

 от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 30.11.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено  03.12.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — «________»;

Члены комиссии:

«________» — «________»;

«________» — «________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС — «________» по доверенности от 08.03.2021;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС — «________», действующей на основании приказа Комитета по образования Белоярского района от 19.10.2021 № 204-лс; «________» по доверенности от 29.11.2021; «________» по доверенности от 29.11.2021;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 23.11.2021 № 11782-эп/21) (далее – Жалоба) на действия Заказчика МАУ ДО Белоярского района «Дом детского (юношеского) творчества г. Белоярский» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране здания, находящегося в нем имущества, прилегающей территории, извещение № 32110811958, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «________» (далее - Заявитель) на действия МАУ ДО Белоярского района «Дом детского (юношеского) творчества г. Белоярский» (далее – Заказчик, МАУ ДО «ДДЮТ г. Белоярский») при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране здания, находящегося в нем имущества, прилегающей территории, извещение № 32110811958

Заявитель в своей жалобе обжалует положения закупочной документации.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 30.11.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

Рассмотрев материалы жалобы Комиссия установила следующее.

12.11.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110811958 о проведении открытого конкурса в бумажной форме. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 12.11.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 29.11.2021 в 17:00 (мск+2);

- дата рассмотрения заявок – 30.11.2021 (мск+2);

- дата подведения итогов – 30.11.2021 (мск+2).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В своей Жалобе Заявитель сообщает, что в документации о закупке отсутствует информация о критериях и порядке оценки заявок, не установлено какими документами участник закупки должен подтвердить свое соответствие каждому из критериев оценки.          В связи с чем Заявитель, как потенциальный участник закупки считает указанные положения закупочной документации незаконными, нарушающими принцип информационной открытости при проведении закупок.

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 26.11.2021, до окончания срока подачи заявок.  С учетом доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

 Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг МАУ ДО «ДДЮТ г.Белоярский»  (далее - Положение о закупках). Положение о закупках утверждено приказом ДДЮТ г.Белоярский от 21.06.2021 № 439, принято Наблюдательным советом ДДЮТ г.Белоярский (протокол от 21.06.2021 №3).

Требования к участникам закупки установлены в разделе 8 Положения о закупках.

Согласно пункту 8.8 Положения о закупках Заказчик при осуществлении закупки вправе предъявлять дополнительные требования к участнику закупки. Дополнительные требования в обязательном порядке указываются в документации о закупке.
 Дополнительными могут быть следующие требования, но не исключительно:
а) наличие всех необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых и других);
б) наличие опыта поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ или оказания услуг, положительная деловая репутация;

в) требования к квалификации работников участника закупки, участвующих в исполнении договора;

г) иные квалификационные требования, связанные с предметом закупки, могут быть также установлены по решению руководителя Заказчика с учетом специфики предмета закупки.

В соответствии с пунктом 8.9 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

При выявлении несоответствия участника закупки требованиям, установленным настоящим разделом, Комиссия отказывает участнику в допуске к закупке на основании п. 8.11 Положения.

Согласно пункту 8.10 Положения о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 16.3 Документации о закупке оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

1) функциональные (потребительские) или качественные характеристики товаров, работ, услуг;

2) квалификация участника закупки:

- профессиональная компетентность,

- квалификация работников участника закупки,

- оборудование и другие материальные возможности,

- людские ресурсы, необходимые для исполнения договора, с подтверждающими документами,

- деловая репутация участника закупок, в том числе наличие у участника закупок положительного  опыта  по предмету закупки, в том числе поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) государственным, муниципальным учреждениям и организациям;

3) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

4) предложение по созданию условий для улучшения качества оказываемой услуги (выполняемой работы), продлению и (или) удешевлению эксплуатации (эксплуатационного цикла) товара, результата услуги (работы), повышению эффективности эксплуатации (эксплуатационного цикла) товара, результата услуги (работы).

В пункте 16.4 документации о закупке установлено, что для осуществления расчетов используются следующие обозначения:

 

A  - A

                                max    1

                          Ra  = --------- x 100,

1     A

                                   max

где:

Ra  - рейтинг, присуждаемый 1-й заявке по указанному критерию;

A max    -  начальная  (максимальная)  цена  договора,  установленная  в конкурсной документации, документации о проведении запроса котировок  (сумма  начальных  максимальных)  цен за единицу товара,   работы,   услуги,  установленных  в   документации о проведении конкурса, запроса предложений);

A   -  предложение  1-го участника конкурса, запроса предложений по цене договора (по сумме цен за 1 единицу товара, работы, услуги).

В соответствии с пунктом 16.5 документации о закупке рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

Сумма значимостей критериев оценки заявок, установленных в конкурсной документации, составляет 100 процентов. При этом использование критерия «цена договора» является обязательным.

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.

При оценке заявок по критерию "цена договора" ("цена договора за единицу товара, работы, услуги") лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника конкурса, запроса предложений с наименьшей ценой договора (с наименьшей суммой цен за единицу товара, работы, услуги).

Исходя из системного толкования положений Закона о закупках, использование Заказчиком нестоимостных критериев оценки при проведении открытого конкурса не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Заказчик по доводам Жалобы пояснил следующее.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке указаны в пункте 16.3 конкурсной документации.

Также в Конкурсной документации, раздел 3 «Образцы форм и документов для заполнения участниками открытого конкурса», содержится информация о критериях и документах по квалификации участника. Показатели значимости критериев, графа 5 «Максимальное значение в баллах» таблицы (приложение 2, 3 к заявке на участие в открытом конкурсе) не отразилась в опубликованной версии документации по техническим причинам: при размещении специалистом по закупкам файла на официальном сайте www.zakupki.gov.ru столбец с критериями вышел за границы страницы.

Вместе с тем, в бумажном варианте Конкурсной документации, утвержденной директором ДДЮТ г. Белоярский 12.11.2021, содержится графа 5 «Максимальное значение в баллах» таблицы (приложение 2, 3 к заявке на участие в открытом конкурсе).

В связи с вышеизложенным, Заказчик считает, что положения закупочной документации не затронули права и законные интересы Заявителя, а также других потенциальных участников закупки.

В соответствии в пп.3 п. 23 Информационной карты документации о закупке оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

1) функциональные (потребительские) или качественные характеристики товаров, работ, услуг;

2) квалификация участника закупки:

- профессиональная компетентность,

- квалификация работников участника закупки,

- оборудование и другие материальные возможности,

- людские ресурсы, необходимые для исполнения договора, с подтверждающими документами,

- деловая репутация участника закупок, в том числе наличие у участника закупок положительного опыта по предмету закупки, в том числе поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) государственным, муниципальным учреждениям и организациям;

3) расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

4) сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;

7) предложение по созданию условий для улучшения качества оказываемой услуги (выполняемой работы), продлению и (или) удешевлению эксплуатации (эксплуатационного цикла) товара, результата услуги (работы), повышению эффективности эксплуатации (эксплуатационного цикла) товара, результата услуги (работы).

 В приложения №2 к заявке участника содержится предложение о качестве услуг (работ) в виде следующей таблицы:


п/п

Наименование показателя

Данные участника
конкурса

Примечание **

Максимальное
значение в
баллах

1

2

3

4

5

1.

Наличие у участника
опыта оказания услуг по
предмету конкурса

Есть/нет, может быть
подтверждено
соответствующими
документами

50

 

2.

Предложения участника
по составу, количеству и
профессиональному уровню
исполнителей, привлекаемых к
оказанию услуг по предмету
конкурса

Есть/нет, может быть
подтверждено копиями
документов, подтверждающих
квалификацию персонала

40

 

3.

Предложения участника
по качественным
характеристикам оказания
услуг

Если «да», то указать
какие виды работ, материалы и в
каком объеме.

10

 


**
Документы, подтверждающие сведения, приведенные в данной таблице, прилагаются участником
добровольно по своему усмотрению в целях облегчения выявления конкурсной комиссией лучшего предложения о
качественных характеристиках услуг. Не предоставление таких сведений и документов не является основанием для
отказа в допуске к участию в конкурсе.

 

В приложения №3 к заявке участника содержится следующая таблица:

            КВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКА КОНКУРСА


п/п

Наименование показателя

Данные
участника
конкурса

Примечание *

Максималь-

ное значение

в баллах

1

2

3

4

5

1

Предложения по
привлечению
квалифицированного с опытом работы персонала

Есть
(развернутое
описание),
Нет

Развернутое описание может
быть представлено по форме
Приложения № 3 к Форме 3.2
Конкурной документации, либо в иной форме по усмотрению участника.

10

 

Наличие материально
технических ресурсов

Есть
(развернутое
описание),
Нет

 

10

2

Опыт оказания услуг
по предмету конкурса за
последние три года

Есть/Нет

Развернутое описание может
быть представлено по форме
Приложения № 3 к Форме 3.2
Конкурной документации, либо в иной форме по усмотрению участника закупки.
Развернутое предложение
должно включать в себя информацию о количестве договоров по предмету, аналогичному предмету конкурса за последние три года.
Может быть подтверждено
по усмотрению участника справкой в производной форме, копиями договоров, актов оказанных услуг и др.

40

3

Деловая репутация
участника конкурса

 

Развернутое описание
может быть представлено по форме Приложения № 3 к Форме 3.2 Конкурной документации, либо
в иной форме по усмотрению
участника закупки.

30

4

Мероприятия по
охране труда,
интенсивность оказания услуг и т.д.

   

10

  * Документы, подтверждающие сведения, приведенные в данной таблице, прилагаются участником добровольно по своему усмотрению в целях облегчения выявления конкурсной комиссией лучшего предложения    о квалификации участника конкурса. Не предоставление таких сведений и документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.

 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Однако, в разделе 16 документации о закупке не предусмотрены измеримые показатели для оценки по каждому критерию, а также не раскрыт порядок присвоения баллов по критериям, кроме критерия «цена договора».

Комиссия, изучив Конкурсную документацию, установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения договора, поскольку в Конкурсной документации не установлена пропорциональная зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критериям.

В случае, если установлена количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должно быть установлено их взаимное соотношение: определенное количество присваиваемых баллов должно соответствовать определенному показателю, возможное количественное изменение показателя оценки должно изменять количество  присваиваемых баллов в соответствии с интервалами их изменений или
используемой формулой (шкала оценки).

Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимым для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, но и направлено на поддержание конкуренции между участниками закупки.

Отсутствие измеримых показателей по каждому из критериев, а также порядка начисления баллов по каждому показателю в соответствии с установленной шкалой оценки, может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении конкурсной комиссии.

Несоблюдение заказчиком требований к информационной открытости закупки, установление неизмеряемых требований к участникам закупки может привести к несоблюдению принципа равенства по отношению к участникам закупки. Ввиду отсутствия измеряемых показателей оценка заявок по нестоимостным критериям может применяться не в равной степени к участникам закупки.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что установленный в документации о закупке порядок оценки заявок участников может привести к нарушению части 1, части 6 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «________» (вх. от 23.11.2021 № 11782-эп/21) на действия Заказчика МАУ ДО Белоярского района «Дом детского (юношеского) творчества г. Белоярский» при открытого конкурса на оказание услуг по охране здания, находящегося в нем имущества, прилегающей территории, извещение № 32110811958, обоснованной.

2.  Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                         «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                    «________»

 

                                                                                                                  «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны