Решение б/н решение по жалобе № 8580/22 на действия Заказчика АУ ХМАО-Юг... от 25 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 086/07/3-1136/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 23.08.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 25.08.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя посредством видео-конференц-связи (без доверенности, допущен к участию как слушатель);

в присутствии представителей Заказчика, действующих по доверенности, посредством видео-конференц-связи;

рассмотрев Жалобу «_________» (вх. от 16.08.2022 № 8580/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Региональный аптечный склад» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на п поставку и монтаж основных средств (сплит-система), извещение № 32211579216, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 16.08.2022 № 8580/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «Региональный аптечный склад» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на п поставку и монтаж основных средств (сплит-система), извещение № 32211579216

Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке. 

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

         В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Региональный аптечный склад» (далее – Положение о закупке), утвержденным наблюдательным советом АУ «Региональный аптечный склад» (протокол № 9/2021 от 15.11.2021).

27.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32211579216. 03.08.2022 в извещение внесены изменения.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 27.07.2022 по 10.08.2022 15:00 (мск+2). Дата рассмотрения первых частей заявок – 11.08.2022. Дата подачи ценовых предложений – 12.08.2022. Дата подведения итогов – 15.08.2022.

11.08.2022 в ЕИС опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок, согласно которому на участие в закупке поступило 9 заявок. Из них три заявки допущены к участию в закупке, шесть заявок отклонены в связи с несоответствием требованиям документации о закупке.

Заявка Заявителя зарегистрирована под №7 и отклонена от участия в закупке со следующим обоснованием:

«Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению. Нарушены п.6. § 1., п.1. § 2 РАЗДЕЛА II Документации о закупке.

Основанием отклонения заявки является пп. 2 п. 5 § 5. РАЗДЕЛА II Документации о закупке. (Заявка поданная участником не соответствует форме заявки указанной в разделе IV "Образцы форм документов")».

При этом, в протоколе не указано в чем выразилось выявленное несоответствие.

Заявитель с отклонением его заявки не согласен по следующим основаниям.

Заявитель считает, что в первой части своей заявки указал все необходимые характеристики товара, предусмотренные в техническом задании.

Заявитель считает излишним требование Заказчика представить сведения о предлагаемом товаре в строгом соответствии с формой, установленной в документации о закупке, поскольку форма составлена таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение относительно ее заполнения.

В подтверждение своих доводов Заявитель ссылается на то, что три заявки из девяти поступивших были отклонены по данному основанию. 

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу.

Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с ч.6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом, такие требования должны быть указаны в документации о конкурентной закупке, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Рассмотрев документацию о закупке, в том числе техническое задание, а также заявку Заявителя Комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 23.31 Положения о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом 10 пункта 23.26. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами 1 - 9, 11 и 12 пункта 23.26. При этом предусмотренные настоящим пунктом информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с пунктом 23.26.

Согласно п.8.8 Положения о закупках в документации о закупке указываются, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; ) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме установлен в § 1 раздела II документации о закупке.

В соответствии с п.6 § 1 раздела II документации о закупке первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, подготовленное в соответствии с формами раздела IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» и с учетом требований, предусмотренных § 2 «Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) и подаче предложения о цене» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ». Не допускается указание в первой части заявки на участие в закупке в электронной форме сведений об участнике закупки, о ценовом предложении. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение, образец, пробу товара, закупка которого осуществляется.

В разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» содержится «ФОРМА 1. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ)».

Согласно Форме 1 участник закупки должен указать описание поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) в виде приведенной ниже таблицы:

 

№ п/п

Требования, установленные Заказчиком в Техническом задании (Приложение II к документации о закупке)

Предложение участника закупки*

Примечание

1.

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с документацией в ЕИС отдельным файлом размещено техническое задание, содержащее следующие характеристики товара:


п/п

Наименование товара

Описание (характеристики) объекта закупки*

Ед. изм.

Кол-во

Наименование страны происхождения товара****

 

Наименование показателя (неизменяемое)**

Значения показателей, которые не могут изменяться
(неизменя-емое)***

Максимал. и (или) минимал. значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Сплит-система в комплекте:
- внутренний блок  – 1 шт
- наружный блок   – 1 шт
- пульт управления  – 1 шт

1.1

Тип по способу размещения внутреннего блока

Кассетный

 

компл.

2

 

1.2

Мощность охлаждения, кВт

 

не менее 10,55

1.3

Мощность обогрева, кВт

 

не менее 10,55

1.4

Уровень шума внутреннего блока

 

не более 48 Дб

1.5

Потребляемая мощность

 

 не менее 3.60 кВт

1.6

Электропитание

380 В (3 фазы)

 

1.7

Режим работы

тепло-холод

 

1.8

Коэффициент
энергоэффективности
 охлаждения (ERR)

 

не менее 2,93

1.9

Рабочий диапазон температур (охлаждение)

от +18 до +43

 

1.10

Рабочий диапазон температур (обогрев)

от -7 до +24

 

1.11

Хладагент

R-410A

 

2

Сплит-система в комплекте:
- внутренний блок  – 1 шт
- наружный блок   – 1 шт
- пульт управления  – 1 шт

2.1

Тип по способу размещения внутреннего блока

Кассетный

 

компл.

1

 

2.2

Мощность охлаждения, кВт

 

не менее 16.12

2.3

Мощность обогрева, кВт

 

не менее 17.88

2.4

Уровень шума внутреннего блока

 

не более 53 Дб

2.5

Потребляемая мощность

 

не менее 5,84 кВт

2.6

Электропитание

380 В (3 фазы)

 

2.7

Режим работы

тепло-холод

 

2.8

Коэффициент энергоэффективности охлаждения (ERR)

 

не менее 2,57

2.9

Рабочий диапазон температур (охлаждение)

от +18 до +43

 

2.10

Рабочий диапазон температур (обогрев)

от -7 до +24

 

2.11

Хладагент

R-410A

 

 

Описание объекта закупки содержится в Техническом задании (представлено в виде отдельного файла в формате exel). Вместе с тем, в ЕИС с документацией размещен файл «Приложение 2. Точка доступа» в формате jpeg.

Таким образом, форма 1 содержит противоречивые сведения о том, какие сведения участник закупки должен указать в колонке 2 (характеристики, указанные в Техническом задании или чертеж быстровозводимого модульного здания, содержащиеся в приложении 2 к документации о закупке).

При этом, в документации о закупке не содержится образец заполнения первой части заявки, в том числе образец заполнения сведений о характеристиках предмета закупки, а также инструкция по заполнению сведений. 

Как следует из п.1 § 2 раздела II документации о закупке заявка на участие в аукционе в электронной форме формируется участником закупки в соответствии с формами, приведенными в разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ». Используемые при подготовке заявки формы должны быть заполнены по всем пунктам.

Пунктом 4 § 2 раздела II документации о закупке установлено, что при указании конкретных показателей участник закупки должен представить в заявке конкретные показатели предлагаемого к поставке (используемого при выполнении работ, оказании услуг) товара, в сопоставлении со всеми требованиями Заказчика.

Исходя из вышеуказанного положения документации о закупке, участнику закупки надлежало в столбце 2 указать характеристики товара в соответствии с требованиями заказчика, в столбце 3 указать характеристики предлагаемого к поставке товара, а в столбце 4 указать также примечание (содержание данного столбца в документации не регламентировано).

Заявитель представил первую часть заявки в виде технического задания, в котором указал характеристики предлагаемых к поставке товаров. Таким образом, все характеристики товара указаны в представленной Заявителем первой части заявки.

Комиссия Заказчика посчитала, что нарушение установленной в документации формы 1 является основанием для отклонения заявки Заявителя.

Согласно п.12 § 1 раздела II документации о закупке Форма заявки на участие в аукционе в электронной форме, в соответствии с которой участник закупки должен оформить заявку, представлена в разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ». В случае, если заявки на участие в аукционе в электронной форме будет оформлена не по форме, представленной в разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ», такая заявка подлежит отклонению по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 15 § 5 «Порядок проведения аукциона в электронной форме, в том числе порядок подведения итогов аукциона в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».

Рассмотрев заявки участников закупки, допущенных к участию в аукционе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Рассмотрев заявки участников закупки, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что Заявитель в первой части заявки указал сведения о характеристиках предлагаемого товара, соответствующие требованиям технического задания.

Таким образом, составленная заказчиком Форма 1 создает формальные основания для отклонения заявки участника закупки, предложившего к поставке товар, в характеристиках которого у заказчика не имеется сомнений, поскольку они соответствуют характеристикам, установленным в техническом задании.

Вместе с тем, при рассмотрении заявок участников закупки в материалах Жалобы, Комиссией Управления установлено, что схема, предусмотренная приложением 2 к документации (точка доступа) не содержится в первых частях заявок участников. Данные сведения отсутствуют также в первой части заявок участников, допущенных к участию в закупке. Однако, по данному основанию заявки участников не были отклонены от участия в закупке.

Такой подход комиссии по закупкам является формальным и не соответствует принципам, закрепленным в статье 3 Закона о закупках.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Таким образом, действия закупочной комиссии Заказчика противоречат ч.1 и ч.6 ст.3 Закона о закупках.

Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу «_________» (вх. от 16.08.2022 № 8580/22) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Региональный аптечный склад» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на п поставку и монтаж основных средств (сплит-система), извещение № 32211579216, обоснованной.

        2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

         3. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

        

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                                «_________»

                                                                                                            

                                                                                                               «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны