Решение б/н решение по жалобе № 8580/22 на действия Заказчика АУ ХМАО-Юг... от 25 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 086/07/3-1136/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 23.08.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 25.08.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_________» — «_________»;
Члены комиссии:
«_________» — «_________»;
«_________» — «_________»;
в присутствии представителя Заявителя посредством видео-конференц-связи (без доверенности, допущен к участию как слушатель);
в присутствии представителей Заказчика, действующих по доверенности, посредством видео-конференц-связи;
рассмотрев Жалобу «_________» (вх. от 16.08.2022 № 8580/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Региональный аптечный склад» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на п поставку и монтаж основных средств (сплит-система), извещение № 32211579216, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 16.08.2022 № 8580/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «Региональный аптечный склад» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на п поставку и монтаж основных средств (сплит-система), извещение № 32211579216.
Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Региональный аптечный склад» (далее – Положение о закупке), утвержденным наблюдательным советом АУ «Региональный аптечный склад» (протокол № 9/2021 от 15.11.2021).
27.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211579216. 03.08.2022 в извещение внесены изменения.
В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 27.07.2022 по 10.08.2022 15:00 (мск+2). Дата рассмотрения первых частей заявок – 11.08.2022. Дата подачи ценовых предложений – 12.08.2022. Дата подведения итогов – 15.08.2022.
11.08.2022 в ЕИС опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок, согласно которому на участие в закупке поступило 9 заявок. Из них три заявки допущены к участию в закупке, шесть заявок отклонены в связи с несоответствием требованиям документации о закупке.
Заявка Заявителя зарегистрирована под №7 и отклонена от участия в закупке со следующим обоснованием:
«Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению. Нарушены п.6. § 1., п.1. § 2 РАЗДЕЛА II Документации о закупке.
Основанием отклонения заявки является пп. 2 п. 5 § 5. РАЗДЕЛА II Документации о закупке. (Заявка поданная участником не соответствует форме заявки указанной в разделе IV "Образцы форм документов")».
При этом, в протоколе не указано в чем выразилось выявленное несоответствие.
Заявитель с отклонением его заявки не согласен по следующим основаниям.
Заявитель считает, что в первой части своей заявки указал все необходимые характеристики товара, предусмотренные в техническом задании.
Заявитель считает излишним требование Заказчика представить сведения о предлагаемом товаре в строгом соответствии с формой, установленной в документации о закупке, поскольку форма составлена таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение относительно ее заполнения.
В подтверждение своих доводов Заявитель ссылается на то, что три заявки из девяти поступивших были отклонены по данному основанию.
Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу.
Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с ч.6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
При этом, такие требования должны быть указаны в документации о конкурентной закупке, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Рассмотрев документацию о закупке, в том числе техническое задание, а также заявку Заявителя Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 23.31 Положения о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом 10 пункта 23.26. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами 1 - 9, 11 и 12 пункта 23.26. При этом предусмотренные настоящим пунктом информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с пунктом 23.26.
Согласно п.8.8 Положения о закупках в документации о закупке указываются, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; ) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Порядок подачи заявки на участие в аукционе в электронной форме, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме установлен в § 1 раздела II документации о закупке.
В соответствии с п.6 § 1 раздела II документации о закупке первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, подготовленное в соответствии с формами раздела IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» и с учетом требований, предусмотренных § 2 «Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) и подаче предложения о цене» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ». Не допускается указание в первой части заявки на участие в закупке в электронной форме сведений об участнике закупки, о ценовом предложении. Первая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение, образец, пробу товара, закупка которого осуществляется.
В разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ» содержится «ФОРМА 1. ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ (ПЕРВАЯ ЧАСТЬ)».
Согласно Форме 1 участник закупки должен указать описание поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) в виде приведенной ниже таблицы:
№ п/п |
Требования, установленные Заказчиком в Техническом задании (Приложение II к документации о закупке) |
Предложение участника закупки* |
Примечание |
1. |
|
|
|
… |
|
|
|
Вместе с документацией в ЕИС отдельным файлом размещено техническое задание, содержащее следующие характеристики товара:
№ |
Наименование товара |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование страны происхождения товара**** |
|||
|
Наименование показателя (неизменяемое)** |
Значения показателей, которые не могут изменяться |
Максимал. и (или) минимал. значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Сплит-система в комплекте: |
1.1 |
Тип по способу размещения внутреннего блока |
Кассетный |
|
компл. |
2 |
|
1.2 |
Мощность охлаждения, кВт |
|
не менее 10,55 |
|||||
1.3 |
Мощность обогрева, кВт |
|
не менее 10,55 |
|||||
1.4 |
Уровень шума внутреннего блока |
|
не более 48 Дб |
|||||
1.5 |
Потребляемая мощность |
|
не менее 3.60 кВт |
|||||
1.6 |
Электропитание |
380 В (3 фазы) |
|
|||||
1.7 |
Режим работы |
тепло-холод |
|
|||||
1.8 |
Коэффициент |
|
не менее 2,93 |
|||||
1.9 |
Рабочий диапазон температур (охлаждение) |
от +18 до +43 |
|
|||||
1.10 |
Рабочий диапазон температур (обогрев) |
от -7 до +24 |
|
|||||
1.11 |
Хладагент |
R-410A |
|
|||||
2 |
Сплит-система в комплекте: |
2.1 |
Тип по способу размещения внутреннего блока |
Кассетный |
|
компл. |
1 |
|
2.2 |
Мощность охлаждения, кВт |
|
не менее 16.12 |
|||||
2.3 |
Мощность обогрева, кВт |
|
не менее 17.88 |
|||||
2.4 |
Уровень шума внутреннего блока |
|
не более 53 Дб |
|||||
2.5 |
Потребляемая мощность |
|
не менее 5,84 кВт |
|||||
2.6 |
Электропитание |
380 В (3 фазы) |
|
|||||
2.7 |
Режим работы |
тепло-холод |
|
|||||
2.8 |
Коэффициент энергоэффективности охлаждения (ERR) |
|
не менее 2,57 |
|||||
2.9 |
Рабочий диапазон температур (охлаждение) |
от +18 до +43 |
|
|||||
2.10 |
Рабочий диапазон температур (обогрев) |
от -7 до +24 |
|
|||||
2.11 |
Хладагент |
R-410A |
|
Описание объекта закупки содержится в Техническом задании (представлено в виде отдельного файла в формате exel). Вместе с тем, в ЕИС с документацией размещен файл «Приложение 2. Точка доступа» в формате jpeg.
Таким образом, форма 1 содержит противоречивые сведения о том, какие сведения участник закупки должен указать в колонке 2 (характеристики, указанные в Техническом задании или чертеж быстровозводимого модульного здания, содержащиеся в приложении 2 к документации о закупке).
При этом, в документации о закупке не содержится образец заполнения первой части заявки, в том числе образец заполнения сведений о характеристиках предмета закупки, а также инструкция по заполнению сведений.
Как следует из п.1 § 2 раздела II документации о закупке заявка на участие в аукционе в электронной форме формируется участником закупки в соответствии с формами, приведенными в разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ». Используемые при подготовке заявки формы должны быть заполнены по всем пунктам.
Пунктом 4 § 2 раздела II документации о закупке установлено, что при указании конкретных показателей участник закупки должен представить в заявке конкретные показатели предлагаемого к поставке (используемого при выполнении работ, оказании услуг) товара, в сопоставлении со всеми требованиями Заказчика.
Исходя из вышеуказанного положения документации о закупке, участнику закупки надлежало в столбце 2 указать характеристики товара в соответствии с требованиями заказчика, в столбце 3 указать характеристики предлагаемого к поставке товара, а в столбце 4 указать также примечание (содержание данного столбца в документации не регламентировано).
Заявитель представил первую часть заявки в виде технического задания, в котором указал характеристики предлагаемых к поставке товаров. Таким образом, все характеристики товара указаны в представленной Заявителем первой части заявки.
Комиссия Заказчика посчитала, что нарушение установленной в документации формы 1 является основанием для отклонения заявки Заявителя.
Согласно п.12 § 1 раздела II документации о закупке Форма заявки на участие в аукционе в электронной форме, в соответствии с которой участник закупки должен оформить заявку, представлена в разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ». В случае, если заявки на участие в аукционе в электронной форме будет оформлена не по форме, представленной в разделе IV «ОБРАЗЦЫ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ», такая заявка подлежит отклонению по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 15 § 5 «Порядок проведения аукциона в электронной форме, в том числе порядок подведения итогов аукциона в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ».
Рассмотрев заявки участников закупки, допущенных к участию в аукционе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Рассмотрев заявки участников закупки, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что Заявитель в первой части заявки указал сведения о характеристиках предлагаемого товара, соответствующие требованиям технического задания.
Таким образом, составленная заказчиком Форма 1 создает формальные основания для отклонения заявки участника закупки, предложившего к поставке товар, в характеристиках которого у заказчика не имеется сомнений, поскольку они соответствуют характеристикам, установленным в техническом задании.
Вместе с тем, при рассмотрении заявок участников закупки в материалах Жалобы, Комиссией Управления установлено, что схема, предусмотренная приложением 2 к документации (точка доступа) не содержится в первых частях заявок участников. Данные сведения отсутствуют также в первой части заявок участников, допущенных к участию в закупке. Однако, по данному основанию заявки участников не были отклонены от участия в закупке.
Такой подход комиссии по закупкам является формальным и не соответствует принципам, закрепленным в статье 3 Закона о закупках.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, действия закупочной комиссии Заказчика противоречат ч.1 и ч.6 ст.3 Закона о закупках.
Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «_________» (вх. от 16.08.2022 № 8580/22) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Региональный аптечный склад» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на п поставку и монтаж основных средств (сплит-система), извещение № 32211579216, обоснованной.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_________»
Члены Комиссии: «_________»
«_________»