Решение №ВТ/9078/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 12415-ЭП/23 от 19 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-2008/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 19.12.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>;

в отсутствии на заседании комиссии заявителя ООО <....>, уведомленного подлежащим образом исх. № ВТ/8772/23 ОТ 08.12.2023;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика ЛГ МУП <....>,

рассмотрев жалобу посредством онлайн-видеоконференции ООО <....> (вх. № 12415-ЭП/23 от 07.12.2023) (далее – Жалоба) на действия ЛГ МУП <....> при проведении запроса ценовых предложений на оказание услуг на исследование питьевой воды по микробиологическим и радиологическим показателям; исследование очищенной сточной воды и природной воды реки Пим по микробиологическим, физико-химическим, радиологическим, патогенным и паразитологическим показателям, исследование дистиллированной воды по физико-химическим показателям (реестровый номер извещения 32312965924),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....> (вх. № 12415-ЭП/23 от 07.12.2023) (далее – Заявитель) на действия ЛГ МУП <....> (далее – Заказчик) при проведении запроса ценовых предложений на оказание услуг на исследование питьевой воды по микробиологическим и радиологическим показателям; исследование очищенной сточной воды и природной воды реки Пим по микробиологическим, физико-химическим, радиологическим, патогенным и паразитологическим показателям, исследование дистиллированной воды по физико-химическим показателям (реестровый номер извещения 32312965924).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 28.11.2023 16:30, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 07.12.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 18.12.2023.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

1. Согласно п. 5.1 части 5 «Рассмотрение и оценка заявок» Раздела II:

5.1.1. Комиссия в срок, не превышающий пяти рабочих дней, следующих за днем окончания срока подачи заявок на участие в запросе ценовых предложений, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений, и оценивает заявки.

5.1.2. Победителем в проведении запроса предложений признается участник закупки, подавший заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в документации о проведении запроса ценовых предложений и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками закупки победителем в проведении запроса предложений признается участник закупки, заявка которого поступила ранее заявок других участников закупки.

Разделом III «Информационная карта запроса ценовых предложений» установлены Единые требования к участникам запроса ценовых предложений (п. 41 табл), в том числе:

1.6.4. На основании п. 18.5 статьи 18 Положения о закупках товаров, работ и услуг соответствие дополнительным квалификационным требованиям, установленным Заказчиком в документации о закупке:

- Исполнитель, а также соисполнитель, привлекаемый Исполнителем к исполнению договора по осуществлению деятельности на проведение отбора проб на микробиологические, радиологические, паразитологические, физико-химические показатели; лабораторных исследований по микробиологическим, радиологическим, паразитологическим и физико-химическим показателям обязаны иметь лицензию на данный вид деятельности, аккредитованную лабораторию, опыт работы в данной области, квалифицированных специалистов, приборную базу (имеющую госповерку) и утвержденные методики (ГОСТы, методические указания и т.п.) для проведения отбора проб и лабораторных исследований (обязательных и в добровольной системе сертификации), (предоставление копии документов);

Целью закупки в соответствии с Техническим заданием, являющимся Приложением № 1 является исследование питьевой воды по микробиологическим и радиологическим показателям; исследование очищенной сточной воды и природной воды реки Пим по микробиологическим, физико-химическим, радиологическим, патогенным и паразитологическим показателям, исследование дистиллированной воды по физико- химическим показателям (п. 4).

Пунктом 7 Технического задания определено наличие необходимых лицензий и разрешений:

Специализированная организация, осуществляющая деятельность по проведению отбора проб на микробиологические, радиологические, паразитологические, физико-химические показатели: лабораторных исследований по микробиологическим, радиологическим, паразитологическим и физико-химическим показателям должны иметь лицензию на данный вид деятельности, аккредитованную лабораторию, опыт работы в данной области, квалифицированных специалистов, приборную базу (имеющую госповерку) и утвержденные методики (ГОСТы, методические указания и т.п.) для проведения отбора проб и лабораторных исследований ( обязательных и в добровольной системе сертификации).

Заявитель сообщает, что согласно источникам, размещенным в открытом доступе, у Общества с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория» отсутствует лицензия на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления медицинской деятельности по медицинской микробиологии и санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. По мнению Заявителя отсутствуют: аккредитованная лаборатория, квалифицированные специалисты, приборная база (имеющую госповерку) и утвержденные методики для проведения отбора проб и лабораторных исследований.

Заявитель считает, что победителем в проведении запроса предложений признан участник закупки, подавший заявку, которая не отвечает всем требованиям, установленным в документации о проведении запроса ценовых предложений.

2. Проект Договора, является Приложением № 3 к Документации о проведении запроса ценовых предложений - неотъемлемая часть.

Согласно условиям, указанным в проекте Договора:

Заказчик поручает, а Исполнитель принимает па себя обязательства по оказанию услуг на исследование питьевой воды по микробиологическим и радиологическим показателям; исследование очищенной сточной воды и природной воды реки Пим по микробиологическим, физико-химическим, радиологическим, патогенным и паразигологическим показателям, исследование дистиллированной воды по физико-химическим показателям, согласно Приложений №1 и № 2 настоящего Договора (п. 1.1).

2.2. Исполнитель обязуется:

2.2.1. Оказывать услуги указанные в п. 1.1 настоящего Договора, в соответствии с Приложениями №1 и № 2 настоящего Договора, а также в соответствии с нормативными документами (ГОСТами, методическими указаниями и т.п.), на соответствующей приборной базе, имеющую госповерку, аттестацию.

2.2.2. Предоставить Заказчику информацию о договорах, заключенных с указанными соисполнителями. Копии экземпляров договоров должны быть предоставлены Исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договоров с соисполнителем.

2.2.3. Контролировать действия соисполнителей по выполнению их обязательств.

3. Привлечение соисполнителей:

3.1. Исполнитель вправе оказывать услуги лично, а также привлекать для оказания услуг, предусмотренных настоящим Договором, соисполнителей. В случае привлечения Исполнителем соисполнителя, к исполнению договора, соисполнитель обязан иметь лицензию по осуществлению деятельности на проведение отбора проб на микробиологические, радиологические, паразитологические, физико-химические показатели; лабораторных исследований по микробиологическим, радиологическим, паразитологическим и физико-химическим показателям, аккредитованную лабораторию, опыт работы в данной области, квалифицированных специалистов, приборную базу (имеющую госповерку) и утвержденные методики (ГОСТы, методические указания и т.п.) для проведения отбора проб и лабораторных исследований (обязательных и в добровольной системе сертификации).

Таким образом, Заявитель указывает, что усматривается разночтение в Документации о проведении запроса ценовых предложений и в проекте Договора: в Документации о проведении запроса ценовых предложений стоит запрет на привлечение к исполнению договора соисполнителей.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 12711-ЭП/23 от 14.12.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) юридического лица (заказчика) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Законом о закупках антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о закупках и положения о закупке.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд <....> (утверждено директором ЛГ МУП <....> приказом № 252 от 19.04.2023) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 16.11.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 1 781 606,48 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 28.11.2023.

4. Количество заявок, поступивших на участие в запросе ценовых предложений в электронной форме — 2 заявки.

Касаясь довода № 1, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов, рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе ценовых предложений от 29.11.2023 закупочная комиссия Заказчика приняла решение признать победителем запроса ценовых предложений заявку под № 1 - Общество с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория».

Пунктом 41 Раздела III «Информационная карта запроса ценовых предложений» документации о закупке установлены Единые требования к участникам запроса ценовых предложений.

Подпунктом 1.6.4. пункта 41 Раздела III «Информационная карта запроса ценовых предложений» документации о закупке Заказчиком указано следующее требование:

1.6.4 На основании пункта 18.5 статьи 18 Положения о закупках товаров, работ и услуг соответствие дополнительным квалификационным требованиям, установленным Заказчиком в документации о закупке:

- исполнитель, а также соисполнитель, привлекаемый исполнителем к исполнению договора по осуществлению деятельности на проведение отбора проб на микробиологические, радиологические, паразитологические, физико-химические показатели; лабораторных исследований по микробиологическим, радиологическим, паразитологическим и физико-химическим показателям обязаны иметь лицензию на данный вид деятельности, аккредитованную лабораторию, опыт работы в данной области, квалифицированных специалистов, приборную базу (имеющую госповерку) и утвержденные методики (ГОСТы, методические указания и т.п.) для проведения отбора проб и лабораторных исследований (обязательных и в добровольной системе сертификации), (предоставление копии документов);

Целью закупки, в соответствии с пунктом 4 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации о закупке, является исследование питьевой воды по микробиологическим и радиологическим показателям; исследование очищенной сточной воды и природной воды реки Пим по микробиологическим, физико-химическим, радиологическим, патогенным и паразитологическим показателям, исследование дистиллированной воды по физико- химическим показателям.

Пунктом 7 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации о закупке Заказчиком определено следующее требование:

7. Специализированная организация, осуществляющая деятельность по проведению отбора проб на микробиологические, радиологические, паразитологические, физико-химические показатели: лабораторных исследований по микробиологическим, радиологическим, паразитологическим и физико-химическим показателям должны иметь лицензию на данный вид деятельности, аккредитованную лабораторию, опыт работы в данной области, квалифицированных специалистов, приборную базу (имеющую госповерку) и утвержденные методики (ГОСТы, методические указания и т.п.) для проведения отбора проб и лабораторных исследований ( обязательных и в добровольной системе сертификации).

Как было установлено Комиссией Ханты-мансийского УФАС России, в составе заявки ООО <....>, поданной на участие в запросе ценовых предложений (реестровый номер извещения 32312965924), во исполнение установленного требования Заказчиком в пункте 7 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации о закупке, имеется аттестат аккредитации Федеральной службы по аккредитации <....> (дата внесения в реестр аккредитованных лиц — 12.10.2015) (далее - аттестат).

Согласно аттестату ООО <....> аккредитована в качестве испытательной лаборатории в соответствии областью аккредитации, область аккредитации определена в приложении к аттестату.

В соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <....> выдана на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генное-инженерно-модифицированных организмов III и IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутой системе. Виды работ, выполняемых в составе лицензированного вида деятельности: диагностические исследования, хранение санитарно-показательных микроорганизмов III-IV групп патогенности.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что довод № 1 Жалобы Заявителя о том, что победителем в проведении запроса предложений Заказчиком признан участник закупки, подавший заявку, которая не отвечает требованию пункта 7 Приложения № 1 «Техническое задание» к документации о закупке, не нашел своего подтверждения.

Касаясь довода № 2 Жалобы Заявителя Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Жалоба (вх. № 12415-ЭП/23 от 07.12.2023) поступила в Ханты-Мансийское УФАС России после даты и времени окончания срока подачи заявок.

Таким образом Заявителем, в силу части 11 статьи 3 Закона о закупках, а также с учетом разъяснений ФАС России, изложенных в письме от 22.09.2022 № ДФ/87946/22, был пропущен срок для обжалования условий документации.

Спорные положения извещения о проведении запроса предложений, которые по мнению Заявителя являются необоснованными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях, указанных в извещении о проведении запроса котировок. Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в связи с чем презюмируется, что условия проведения конкурентной процедуры ему ясны и понятны.

При указанных обстоятельствах у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению довода № 2 Жалобы Заявителя, касающихся обжалования установленных Заказчиком сроков подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме в документации о закупке.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО <....> (вх. № 12415-ЭП/23 от 07.12.2023) на действия ЛГ МУП <....> при проведении запроса ценовых предложений на оказание услуг на исследование питьевой воды по микробиологическим и радиологическим показателям; исследование очищенной сточной воды и природной воды реки Пим по микробиологическим, физико-химическим, радиологическим, патогенным и паразитологическим показателям, исследование дистиллированной воды по физико-химическим показателям реестровый номер извещения 32312965924), необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны