Определение №РВ/6752/23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/17-1501/2023 О НАРУШЕН... от 26 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/17-1501/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

26 сентября 2023 года                                    г.Ханты-Мансийск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

Отделом контроля закупок Управления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) были рассмотрены жалобы на действия Заказчиков, в том числе жалоба вх.5969-ЭП/22 от 08.06.2022 ООО <<--->>р» (ИНН: <<--->>; ОГРН: <<--->>) на действия Заказчика Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «<<--->>» (далее — Заказчик, Учреждение), при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение № 0387200017522000004) по итогам рассмотрения которой в действиях ЗаказчикаКазенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «<<--->>» выявлено нарушение положений части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Как следует из содержания поступивших материалов, 26.05.2022 в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Учреждением опубликовано извещение о проведении закупки № 0387200017522000004.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 3 783 287,45 рублей.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 26.05.2022 по 08.06.2022.

Как следует из протокола подачи ценовых предложений от 08.06.2023 на участие в аукционе поступило семь заявок.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2022 одна заявка отклонена, шесть заявок признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки.

Из материалов следует, что Заказчиком установлено требование о предоставлении справок об отсутствии судимости, справок о состоянии здоровья с отметкой из наркологического, психоневрологического, туберкулезного диспансеров, на каждого охранника, также Заказчиком установлено требование о наличии действующего договора коллективного страхования от несчастных случаев и болезней на время осуществления охранниками своих служебных обязанностей на весь период действия Государственного контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 11.1. Закона № 2487-1 Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

- не являющиеся гражданами Российской Федерации;

- не достигшие восемнадцати лет;

- признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

- имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

Данный перечень продолжается в статье 11.1. Закона № 2487-1.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

Получая статус частного охранника, гражданин предоставляет все справки в уполномоченный орган в сфере частной охранной деятельности. Законодательство не обязывает частного охранника иметь какие-либо справки при оказании охранных услуг.

Таким образом наличие статуса частного охранника подтверждает факт отсутствия судимости.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 Приказа МВД России от 27.09.2019 № 660 предоставление услуги по выдаче справок об отсутствии судимости осуществляется в течении 30 календарных дней, а также срок может быть продлен еще на 30 календарных дней.

В случае необходимости проверки соответствия охранника на отсутствие судимости, на момент исполнения обязательств по контракту, Заказчик вправе затребовать справку об отсутствии судимости, однако, срок предоставления такой справки должен быть не менее 60 календарных дней со дня, следующего за днем запроса такой справки у охранника.

Кроме того, Заказчиком установлено требование о предоставлении справки о состоянии здоровья с отметкой из наркологического, психоневрологического, туберкулезного диспансеров, на каждого охранника.

Данное требование является не обоснованным и не соответствующим требованиям Закона о частной охранной деятельности и Закона о контрактной системе в сфере закупок в силу следующего:

В соответствии со статьей 11.1 Закона о частной охранной деятельности не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица в числе прочего не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.

Таким образом Законом установлено, что к состоянию здоровья сотрудника охраны установлены определенные требования. Постановлением Правительства РФ от 19.05.2007 № 300 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника» установлены заболевания, препятствующие исполнению обязанностей частного охранника к таким заболеваниям, относятся:

1. F00 - F09, Хронические и затяжные психические F20 - F79 расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями

2. F10 - F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением
психоактивных веществ

3. H52 - H54 Острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу и 0,2 на другом глазу или 0,7 на одном глазу при отсутствии зрения на другом
Никаких иных заболеваний, препятствующих осуществлению охранной деятельности не предусмотрено.

Приказом Минздрава России от 26.11.2020 № 1252н утверждены порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника.

В соответствии с пунктом 17 по результатам осмотров врачом-офтальмологом, врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом, химико токсикологических исследований, лабораторного исследования крови и (или) мочи в целях диагностики употребления алкоголя (при выявлении врачом психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, препятствующего исполнению обязанностей частного охранника) выдаются справки в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 мая 2012 г. 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» в настоящее время порядок выдачи справок регламентирован Приказом Минздрава России от 14.09.2020 972н (ред. от 12.11.2021).
Исходя из вышеизложенного следует, что справки от профильных врачей лицо, претендующее на получение статуса частного охранника, предоставляет в профильную медицинскую организацию для получения установленного заключения.

Ввиду требования Заказчиком о наличии медицинских книжек, требование о предоставлении справок о состоянии здоровья с отметкой из наркологического, психоневрологического, туберкулезного диспансеров, на каждого охранника является избыточным.

Следовательно, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Частная охранная деятельность является отдельным лицензируемым видом деятельности, а сама деятельность частных охранных организаций на территории РФ регулируется Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

В статье 19 Закона о частной охранной деятельности закреплено, что Граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.

Таким образом Закон обязывает охранную организацию проводить страхование своих работников, однако в силу положений Закона о частной охранной деятельности контроль за такой деятельностью осуществляется уполномоченным органом в сфере частной охранной деятельности в лице Войск национальной гвардии Российской Федерации.

Действующим законодательством Заказчику не предоставлена возможность осуществлять такой контроль. Таким образом требование Заказчика о предоставлении договоров страхования излишне, необоснованно и никак не отвечает основной цели закупочной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В Техническом задании установлено, что Исполнитель в 2 (двух) дневный срок со дня подачи Заказчиком устной заявки, обязан поменять сотрудников охраны, если они по той или иной причине не устраивают Заказчика.

Комиссия Управления считает, что данная формулировка не отвечает принципу объективности Технического задания и позволяет трактовать данное положение субъективным образом.

На основании вышеизложенного, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33, части 2 статьи 8, части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, установление Заказчиком требований о наличии у сотрудника охраны справки об отсутствии судимости, требование о предоставлении справок о состоянии здоровья с отметкой из наркологического, психоневрологического, туберкулезного диспансеров, на каждого охранника, также требование о предоставлении договоров страхования противоречат положениям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции, его целью являются обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупок, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене.

В соответствии с положениями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах.

При таких обстоятельствах в действиях Казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «<<--->>», выразившихся в установлении требования о наличии у сотрудника охраны справки об отсутствии судимости, требование о предоставлении справок о состоянии здоровья с отметкой из наркологического, психоневрологического, туберкулезного диспансеров, на каждого охранника, также требование о предоставлении договоров страхования, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Ханты-Мансийского УФАС России от

25.08.2023 №181/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным автономным учреждением Спортивной подготовки Спортивная школа олимпийского резерва «Олимп» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело №086/01/17-1501/2023 к рассмотрению на «29» сентября 2023 года в «15» час. «00» мин. по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. <<--->> (зал заседаний).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «<<--->>» (ИНН <<--->>, г. Сургут,<<--->>).

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

«О защите конкуренции» Казенному общеобразовательному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «<<--->>» представить в срок до «29» сентября 2023 года следующие документы (информацию):

- письменные, нормативные объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в случае ссылки на документы, отсутствующие в открытом доступе, необходимо предоставить копии таких документов);

- другие документы в обоснование своей позиции по данному делу.

- все заявки, поступившие на участие в закупке (извещение № 0387200017522000004) с приложением всех документов в составе заявок;

- журнал учета поступления заявок (извещение № 0387200017522000004)

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

Копии документов должны быть заверены надлежащим образом, направлены с приложением сопроводительного письма (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров). В случае невозможности представления какого-либо из перечисленных документов, необходимо представить письменные объяснения о причинах его отсутствия.

Сторонам направить на адрес электронной почты Ханты-Мансийского УФАС России to86@fas.gov.ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны