Определение б/н Определение о назначении дела от 3 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/17-1079/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

03 августа 2022 года                                                                        г.Ханты-Мансийск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поступило заявление Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (вх.№7512/22 от 20.07.2022), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации г.Ханты-Мансийска при проведении электронного аукциона на выполнение строительных работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа «Гимназия №1» в г.Ханты-Мансийске. Блок 2», извещение №0187300015619000305. Из анализа представленных документов (информации) установлено, что 31.10.2019 в единой информационной системе для размещения заказов www. zakupki. gov. ru уполномоченный орган – Администрация г.Ханты-Мансийска опубликовала извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение строительных работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа «Гимназия №1» в г.Ханты-Мансийске. Блок 2», извещение №0187300015619000305 (далее - аукцион). Согласно документации об аукционе, аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Заказчиком по указанному аукциону выступает Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Ханты-Мансийска» (далее – МКУ «УКС г.Ханты-Мансийска»). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 999 720 431,62 руб. Размер обеспечения гарантийных обязательств 9 997 204,32 руб. Пунктом 47 расчета начальной (максимальной) цены муниципального контракта установлена работа «авторский надзор — 0,2%» - 1 553,307 тыс.руб. Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 26.06.2020 №299-эа, на участие в аукционе поступила одна заявка от ООО «Квартал». По итогам проведенного аукциона, между МКУ «УКС г.Ханты-Мансийска» и ООО «Квартал» заключен муниципальный контракт №13 от 16.07.2020 на выполнение строительных работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа «Гимназия №1» в г.Ханты-Мансийске. Блок 2». Пунктом 12.1 муниципального контракта определено, что подрядчик обязан заключить договор с проектной организацией на ведение авторского надзора за выполнением ремонтных работ на объекте, в срок не позднее 7 рабочих дней со дня заключения настоящего контракта и в течение 1 рабочего дня после заключения договора предоставить его Заказчику. В соответствии с пунктом 12.2 муниципального контракта в цену контракта включены расходы на оказание услуг авторского надзора. Из представленных ООО «Квартал» документов установлено, что во исполнение пункта 12.1 муниципального контракта №13 от 16.07.2020 Обществом и ООО «Нетипичная инновационная компания» был заключен договор авторского надзора №АН-002-20 от 01.10.2020. Из вышеуказанного следует, что при проведении аукциона извещение 2022-6378 №0187300015619000305 на выполнение строительных работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа «Гимназия №1» в г.Ханты-Мансийске. Блок 2» в состав лотов были объединены работы по строительству и работы по оказанию услуг авторского надзора. Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями. Целями вышеуказанного закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1). В силу пункта 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Частью 2 статьи 8 Закон о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Формирование лотов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников закупки по реализации их права на участие в аукционе. В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Подпунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. При этом, Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с формированием лотов при осуществлении закупок конкурентными способами. В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг. Следовательно, при размещении заказа уполномоченный орган наделен правом самостоятельного выделения лотов. В тоже время согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В соответствии с положениями статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: 1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; 4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции). В силу части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Таким образом, законодатель определил, что нормы Закона о контрактной системе должны применяться и исполняться всеми участниками контрактной системы в полном объеме, единообразно, в целях соблюдения добросовестной конкуренции, создания возможности равного доступа участников закупок к торгам, обеспечения полноты и ясности (недвусмысленности) условий проводимых закупок, определения победителя посредством реализации конкурсных процедур. При этом из приведённого следует, что часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции прямо регулирует правоотношения в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд и в системном толковании со статьей 1 Закона о контрактной системе является составной частью законодательства о контрактной системе, равно как и Закон о контрактной системе является составной частью антимонопольного законодательства в силу статьей 2 и 3 Закона о защите конкуренции. Таким образом, формирование предмета торгов не должно входить в противоречие с общими принципами антимонопольного регулирования, должно обеспечивать соблюдение гарантий потенциальных участников по реализации их права на участие в торгах. Из буквального толкования положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: функциональной и технологической взаимосвязи между собой. При этом союз «и» означает одновременное совместное наличие признаков функциональной и технологической связи товаров (работ, услуг) между собой, не предполагает альтернативы их раздельного применения. Основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого проводится указанный выше аукцион, являются их единое неразрывное целевое использование (то есть закупаемые жилые помещения (квартиры) не могут раздельно использоваться), необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе (судебные акты по делам №№А51- 11823/2018, А51-11824/2018, №А51-11827/2018, А51-11825/2018, А51-11826/2018, А51- 11828/2018, №А52-90/2019). С учетом изложенного, из содержания частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции следует, что изложенные в них требования распространяются и на отношения, возникающие при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. С учетом изложенного, взаимозаменяемость – это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку. При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев: техническая однородность; потребительское назначение; взаимозаменяемость. Таким образом, при объединении товаров в один лот необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки выполнить тот или иной объем работ и принять участие в аукционе. Целями осуществления закупок путем проведения торгов является обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в закупках, заключение контракта по наиболее выгодной для заказчика цене. Следовательно, объединение в единый лот выполнение строительных работ и работ по авторскому надзору противоречит частям 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции и способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Таким образом, действия Администрации г.Ханты-Мансийска, выразившиеся в объединении в единый лот выполнение строительных работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа «Гимназия №1» в г.Ханты-Мансийске. Блок 2» и работ по авторскому надзору, содержат признаки нарушения частей 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции. На основании изложенного издан приказ Ханты-Мансийского УФАС России от 03.08.2022 №97/22 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией г.Ханты-Мансийска частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №086/01/17-1079/2022 к рассмотрению на 18 августа 2022 года в 11 час. 30 мин. по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.27, 2 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: Счетную палату Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Ленина ул., 54/1, г.Ханты-Мансийск, 628012).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Администрацию города Ханты-Мансийска (Дзержинского ул., д.6, г.Ханты-Мансийск, 628012).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица: Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства г.Ханты-Мансийска» (Калинина ул., д.26, г.Ханты-Мансийск, 628012).

5. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве лиц, располагающих сведениями: Общество с ограниченной ответственностью «Квартал» (Пушкина ул., д.39, г.Ханты-Мансийск, 628012); Общество с ограниченной ответственностью «Нетипичная Инновационная Компания» (Промышленная ул., д.13, кв.78, г.Ханты-Мансийск, 628011).

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрации г.Ханты-Мансийска представить в срок до 12 час. 00 мин 17 августа 2022 года следующие документы (информацию): - документы, регламентирующие деятельность Администрации г.Ханты-Мансийска в качестве уполномоченного органа при проведении аукциона (извещение №0187300015619000305), в том числе определяющие порядок согласования и утверждения аукционной документации, размещения на официальном сайте в сети «Интернет» извещения, аукционной документации, а также порядок внесения изменений в документацию; - надлежащим образом заверенные копии заявок поступивших на участие в аукционе (извещение №0187300015619000305) со всеми приложениями; - письменные пояснения по признакам нарушения частей 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства г.Ханты-Мансийска» представить в срок до 12 час. 00 мин. 17 августа 2022 года следующие документы (информацию):  надлежащим образом заверенную копию документации об аукционе, расчета начальной (максимальной) цены муниципального контракта, проекта контракта (документация должна быть согласована и утверждена с указанием даты согласования, подписью и печатью сторон), копии всех протоколов составленных в ходе проведения аукциона, извещение №0187300015619000305; - письменные и документально подтвержденные объяснения о том, чем вызвана потребность включения в состав лота, а также в расчет начальной (максимальной) цены лота, извещение №0187300015619000305 на выполнение строительных работ по объекту «Средняя общеобразовательная школа «Гимназия №1» в г.Ханты-Мансийске. Блок 2», работ по выполнению авторского надзора (правовые основания включения в состав лота работ по строительству и работ по авторскому надзору, со ссылкой на нормативно-правовые акты); - письменные объяснения о том, кем и когда разработана и утверждена аукционная документация, проектная документация и техническое задание (извещение №0187300015619000305) (приложить подтверждающие документы).

Лица, участвующие в рассмотрении дела вправе представить документы и информацию по существу рассматриваемого дела. Копии документов должны быть заверены надлежащим образом, направлены с приложением сопроводительного письма (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров).

Для скорейшего получения информации, необходимо обеспечить отправку вышеуказанных документов (информации) посредством электронной связи (to86@fas.gov.ru), либо факсимильной связи тел./факс +7 (3467) 388-081 при этом отправка почтой — обязательна.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна.

В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие. Принять дистанционное участие в рассмотрении дела возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием программной системы унифицированных коммуникаций TrueConf, перейдя по ссылке https://fas4.tconf.rt.ru/c/2002617074.

Для участия в заседании комиссии посредством интернет-видеоконференции сторонам необходимо заблаговременно направить на адрес электронной почты Ханты-Мансийского УФАС России to 86@ fas. gov. ru документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны