Решение №ВТ/4241/23 Решение по жалобе № 5731-ЭП/23 от 22 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ №086/07/3-889/2023
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 20.06.2023 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 22.06.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
Председатель комиссии:
- <....>;
Члены комиссии:
- <....>;
- <....>,
в присутствии на заседании комиссии представителя заявителя ООО «СК «ЮВ и С» <....>, действующего на основании доверенности № 3 от 09.01.2023 года;
в присутствии на заседании комиссии представителя заказчика АО «УК «Промышленные парки Югры», <....>, действующей на основании доверенности 3 5 от 14.03.2023 года,
рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО «СК «ЮВ и С» (вх. № 5731-ЭП/23 от 13.06.2023) (далее - Жалоба) на действия заказчика АО «УК «Промышленные парки Югры» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» (реестровый номер извещения 32312389306),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО «СК «ЮВ и С» (вх. № 5731-ЭП/23 от 13.06.2023) (далее - Заявитель) на действия заказчика АО «УК «Промышленные парки Югры» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» (реестровый номер извещения 32312389306).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 05.06.2023 и подведение итогов 06.06.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 13.06.2023.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 20.06.2023.
Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.
1. 17.05.2023 г. Заказчиком в лице Акционерного общества «Управляющая компания «Промышленные парки Югры» размещено на сайте www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещение об осуществлении закупки посредством открытого конкурса в электронной форме № 32312389306 на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань».
05.06.2023 г. состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок участников закупки (подведение итогов), о чем комиссией заказчика составлен протокол № ЭП3051054-02 от 05.06.2023 г. В соответствии с указанным протоколом поступила 4 заявки от участников закупки. Одна заявка участника закупки с порядковым номером № 3 отклонена комиссией Заказчика ввиду отсутствия необходимого уровня ответственности члена СРО.
3 участника допущены до процедуры оценки заявок.
Участнику с порядковым номером № 4 <....> присвоено первое место (признано победителем), участнику закупки с порядковым номером № 2 ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «ЮВ И С» присвоено 2 место, участнику закупки с порядковым номером №3 <....> присвоено 2 место и начислены следующие баллы:
<....> |
ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ «ЮВ И С» |
<....> |
|
|
|
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закупка осуществлялась заказчиком в соответствии с нормами Закона о закупках на основании Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в Акционерном обществе «Управляющая компания «Промышленные парки Югры» (далее - Положение), утвержденного Директивой от 26.09.2022 и размещенного в единой информационной системе в версии 6 от 28.09.2022.
Согласно пункту 3.2.1 Положения выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса осуществляется, если для определения победителя закупаемые товары (работы, услуги) необходимо сравнить по ценовым и неценовым (качественным, квалификационным) критериям в совокупности.
В соответствии с подпунктами 13,14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Заказчиком в документации о закупке установлены критерии оценки и сопоставления Заявок по нестоимостным критериям «Квалификация участников закупки» способом, не позволяющим участникам Закупки установить пропорциональную зависимость по показателям «наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки», «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» и, как следствие, в дальнейшем не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения договора.
В пункте 3 Приложения 1.4 конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Закупки по критериям «наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки», «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:
Оценка заявок по показателю 3.1 критерия «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки» определяется только по количеству исполненных контрактов/договоров, предмет которых предусматривает в том числе выполнение подготовительных работ для строительства объектов, заключенных и исполненных в период с 2018 года по 2023 год.
Предельно необходимое максимальное количество контрактов/договоров (К3.1пред) - 5.
Оценка осуществляется по следующей формуле:
б) в случае если К3.1max ≥ К3.1пред, - по формуле:
НЦБi3.1 = 100 x (К3.1i/ К3.1пред),
при этом НЦБmax3.1. = 100,
где:
НЦБi3.1 - количество баллов, присуждаемых i-й заявке на участие в конкурсе по показателю 3.1 критерия «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки»;
К3.1i - предложение участника конкурса, заявка на участие в конкурсе которого оценивается;
К3.1max - максимальное предложение из предложений по показателю 3.1 критерия оценки «Квалификация участников закупки», сделанных участниками конкурса;
К3.1пред - предельно необходимое Заказчику максимальное значение характеристик, которое подлежит оценке в рамках показателя 3.1 критерия «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки».
Оценка заявок по показателю 3.2 критерия «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» определяется только по тому количеству сотрудников участника конкурса, которые будут привлечены к оказанию услуг, информация о которых указана одновременно в следующих документах:
а) в копиях трудовых книжек (копии разворотов «Сведения о работе» трудовых книжек с информацией о последнем месте работы) и/или выписки из трудовых книжек и/или сведения о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации и/или копиях трудовых договоров, подтверждающих трудовые отношения с участником (на дату подачи заявки на участие в конкурсе);
б) в копиях трудовых договоров;
б) в копиях документов, подтверждающих наличие образования в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016 (2.15.01.09 - Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин; 2.08.03.01 - Строительство; 2.21.02.04 - Землеустройство; 2.23.01.06 - Машинист дорожных и строительных машин; 2.23.01.07 - Машинист крана (крановщик)); Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (8342 - Операторы землеройных и аналогичных машин; 8332 - Водители грузового транспорта; 2165 - Геодезисты, картографы и топографы; 9622 - Разнорабочие, привлекаемых к выполнению работ).
Оценка осуществляется по следующей шкале предельных величин значимости показателя 3.2 критерия «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:
НЦБi3.2 = 0 баллов, в случае если информация о сотрудниках не представлена;
НЦБi3.2 = 20 баллов, в случае если у участника конкурса от 1 до 4 сотрудников, привлекаемых к выполнению работ;
НЦБi3.2 = 50 баллов, в случае если у участника конкурса от 5 до 9 сотрудников, привлекаемых к выполнению работ;
НЦБi3.2 = 100 баллов, в случае если у участника конкурса 10 и более сотрудников, привлекаемых к выполнению работ;
НЦБi4.2 – количество баллов, присуждаемых i-й заявке на участие в конкурсе по показателю 3.2 критерия «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
Таким образом, установленная Заказчиком система оценки заявок по показателям «наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки», «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не способствует выявлению наилучшего предложения участника, поскольку:
- по критерию «Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки» участник закупки, предложивший пять договор на строительство объекта капитального строительства, в объем которых включены подготовительные работы для строительства объекта (в минимальных объемах и суммах) и участник закупки с колоссальным опытом, исполнивший крупные контракты (с ценой в несколько сотен миллионов подготовительных работ) наберут одинаковое количество баллов;
- по критерию «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» участник закупки, подавший заявку с 10 работниками и участник закупки с наличием в штате работников, требуемых Заказчику, более 100 человек наберут одинаковое количество баллов.
Согласно пункту 17 Приложения № 2 Положения показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть, в том числе - опыт Участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что наличие в штате 10 работников определенной квалификации и 5 исполненных договоров (в объем которых входит выполнение подготовительных работ в неустановленном Заказчиком объеме - может подходить и значение 1 % подготовительных работ в общем объеме договора) не являются показателями оценки участников сопоставимого объема, поскольку для исполнения договора на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» с начальной максимальной ценой 269 622 079,86 ₽ требуется в разы больше работников (предельное значение установлено 10 человек) и опыта исполнения договоров (предельное значение установлено в размере 5 штук с не регламентируемой ценой и предметом договора).
Изложенные выше обстоятельства, по мнению Заявителя, подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов (ООО СК «ЛИДЕР»), ограничение возможностей участников закупки-конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов, что, как указывает Заявитель, нарушает пункт 2 части 1 статьи 3, подпунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
2. Заявитель сообщает, что согласно пункту 3 Приложения № 2 Положения Заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена договора;
- цена договора за единицу товара, работы, услуги (в данном критерии может оцениваться коэффициент снижения стоимости);
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 17 Приложения № 2 Положения показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт Участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность Участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у Участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность Участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация Участника закупки;
е) иные подкритерии, определенные документацией.
Заказчиком в п. 3 Приложения 1.4 к конкурсной документации установлены требования к квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее в настоящем разделе – «Квалификация участников закупки»), а именно:
Квалификация участников закупки: 40%, в том числе:
3.1. Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом закупки: опыт выполнения подготовительных работ для строительства объектов, заключенных и исполненных в период с 2018 года по 2023 год – 25%.
3.2. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации: наибольшее количество сотрудников участника конкурса, имеющих образование в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016 (2.15.01.09 - Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин; 2.08.03.01 - Строительство; 2.21.02.04 - Землеустройство; 2.23.01.06 - Машинист дорожных и строительных машин; 2.23.01.07 - Машинист крана (крановщик)); Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (8342 - Операторы землеройных и аналогичных машин; 8332 - Водители грузового транспорта; 2165 - Геодезисты, картографы и топографы; 9622 - Разнорабочие, привлекаемых к выполнению работ) - 25%.
3.3. Наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, а именно для работы по транспортированию отходов I - IV классов опасности (выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) - 25%.
3.4. Срок выполнения работ - 25%.
Заявитель указывает, что требования о предоставлении срока выполнения работ и наличие у участников закупки действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности не могут прямо характеризовать квалификацию участников закупки, более того, предоставление указанных показателей нестоимостного критерия оценки «квалификация Участников закупки» не предусмотрено Положением Заказчика, что, по мнению Заявителя, нарушает часть 2 статьи 2, пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
3. Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно пункту 9 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны в том числе иные сведения, определенные положением о закупке.
В соответствии с пунктом 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе: иные сведения, определенные положением о закупке.
Согласно пункту 4.7.1 Положения заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и Положением.
Пунктом 8.8.4 Положения установлено, что Участнику закупки будет отказано в дальнейшем участии в закупке, и его заявка не будет допущена до оценочной стадии в случаях:
1) несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам конкурса, установленным конкурсной документацией;
2) несоответствия конкурсной заявки требованиям к конкурсным заявкам, установленным конкурсной документацией, в том числе непредставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе;
3) несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации;
4) непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки;
5) непредоставления документов, предоставление которых согласно документации о конкурентной закупке является обязательным, непредставление разъяснений положений конкурсной заявки по запросу комиссии по осуществлению закупок;
6) предоставления в составе конкурсной заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки;
7) подачи двух и более заявок от одного Участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны.
В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в конкурсной заявке, несоответствия Участника закупки требованиям конкурсной документации такой Участник закупки отстраняется от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (пункт 8.8.5 Положения).
Согласно пункту 8.8.6 Положения отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям, не указанным в пунктах 8.8.4 и 8.8.5 Положения, не допускается.
Вместе с тем, Заявитель сообщает, что Заказчиком в нарушение части 2 статьи 2, подпункта 16 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 8.8.6 Положения, установлены иные основания для отклонения Заявки участников закупки в пункте 3.6.6. (часть 3) конкурсной документации, а именно: участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных конкурсной документацией, в том числе следующих случаях:
3.6.6.4. несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе:
- конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации;
- документы не подписаны должным образом (в соответствии с требованиями конкурсной документации);
- техническое предложение не соответствует требованиям конкурсной документации.
Пунктом 3.6.21. (часть 3) конкурсной документации установлено, что Заказчик вправе допустить участника к участию в конкурсе в случае, если участник или его конкурсная заявка не соответствуют требованиям конкурсной документации, но выявленные недостатки носят формальный характер и не влияют на содержание и условия заявки на участие в конкурсе, а также на условия исполнения договора и не влекут рисков неисполнения обязательств, принятых таким участником в соответствии с его конкурсной заявкой.
Согласно подпунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании вышеуказанного Заявителем был сделан вывод, что закупочная документация содержит большое количество необоснованных требований к форме и порядку оформления конкурсной заявки (пункт 3.13.3 части 3 Закупочной документации все файлы, представленные в составе заявки, должны иметь наименование, соответствующее наименованию документов, содержащихся в них; пункт 3.4.8 части 3 Закупочной документации электронные документы участника конкурса должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурса; пункт 3.13.16 конкурсная заявка подается в виде документов в формате pdf (требуемое разрешение при сканировании документов составляет 75-100dpi) или в виде документов в формате word и др.), в том числе не соответствующих требованиям Положения Заказчика, отклонение Заявок участников по основанию не соответствия конкурсных заявок форме, установленной конкурсной документацией, нарушает руководящие принципы Закона о закупках, по мнению Заявителя, создает дискриминацию и необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, и преимущества для ряда участников, к которым будет применено право Заказчика допустить участника к участию в конкурсе в случае, если участник или его конкурсная заявка не соответствуют требованиям конкурсной документации, неправомерно ограничен допуск на участие в закупке.
Заказчик с доводами Жалобы не согласился, направил в Управление письменные возражения (вх. № 5973-ЭП/23 от 16.06.2023).
Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в Акционерном обществе «Управляющая компания «Промышленные парки Югры» (далее - Положение о закупке).
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):
1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 17.05.2023;
2. Начальная (максимальная) цена договора — 269 622 079,86 рублей;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 05.06.2023.
4. На участие в открытом конкурсе в электронной форме подано 4 заявки.
4. На участие в запросе котировок подана 1 заявка.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает, что ФАС России в письме от 22.09.2022 № ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 05.06.2023, однако Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 13.06.2023.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Спорные положения Документации, которые, по мнению Заявителя, являются необоснованными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях Документации.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).
При указанных обстоятельствах у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению доводов Жалобы Заявителя, касающихся обжалования спорных положений документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань».
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает, что по результатам проведения открытого конкурса, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» от 05.06.2023, заявка Заявителя была признана соответствующей требованиям документации, в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок (подведения итогов) конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» от 05.06.2023 заявка Заявителя заняла второе место.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями документации.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «СК «ЮВ и С» (вх. № 5731-ЭП/23 от 13.06.2023) на действия заказчика АО «УК «Промышленные парки Югры» при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подготовительных работ для строительства объекта «Инфраструктурный проект по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры, подготовке земельного участка для инвестиционного проекта «Промышленная площадка г. Нягань» (реестровый номер извещения 32312389306), необоснованной.