Решение №086/07/3-1394/2022 Решение по жалобе вх. от 07.10.2022 No 10383- эп/22 от 1 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе No 086/07/3-1394/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 No223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 27.10.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 28.10.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-
Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС
России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального
закона от 26.07.2006 No 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите
конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
<....> – <....>;
Члены комиссии:
<....> — <....>;
<....> - <....>;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя Заявителя -
<....>, действующего по доверенности No21 от 19.08.2022;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя Заказчика -
<....>, действующей по доверенности No4-ю от 11.01.2022;
Решение
2022-87292
рассмотрев жалобу ООО «Фирма «Аудитинформ» (вх. от 07.10.2022 No 10383-эп/22)
на действия Заказчика Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия
муниципального образования г. Ханты-Мансийск при проведении конкурса в электронной
форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности, извещение No 32211689654, в соответствии со статьей 18.1
Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому
автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в
порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба ООО «Фирма
«Аудитинформ» (далее - Заявитель) (вх. от 07.10.2022 No 10383-эп/22) (далее — Жалоба) на
действия Заказчика Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия
муниципального образования г. Ханты-Мансийск (далее - Заказчик) при проведении
конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного
аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, извещение No 32211689654.
Согласно доводам Жалобы Заявитель не согласен с положениями документации о
закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 No
135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам
настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия
(бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки,
конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов,
заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение
которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской
Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в
соответствии с Законом о закупках.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 No 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о
закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке,
установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке
товаров, работ, услуг в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением
требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или)
осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой
информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие)
организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной
комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на
участие в торгах.
В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного
нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов,
порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов,
оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть
обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или
законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения
порядка организации и проведения торгов.
С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия уполномочена рассматривать
2022-87293
данную жалобу.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-
Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.
Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским
УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении
жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение
жалобы было назначено на 17.10.2022. В ходе рассмотрения жалобы в назначенную дату
Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что для рассмотрения
Жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации, сведений, в
соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
продлила срок принятия решения по Жалобе (вх. от 07.10.2022 No 10383-эп/22) и назначила
рассмотрение жалобы на 27.10.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение
Жалобы.
Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил в документации о закупке
критерий оценки заявок «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» по
которому оценивается размер общей выручки аудиторской организации за предыдущий
отчетный период. Данный критерий не относится к предмету закупки.
Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных
возражениях.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав
представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила
следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг
заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3
настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее -
положение о закупке).
Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Закона о закупках, в
соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального дорожно-
эксплуатационного предприятия муниципального образования г. Ханты-Мансийск,
утвержденного директором Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия
муниципального образования г. Ханты-Мансийск 12.12.2018 с изменениями от 27.09.2022
(далее-Положение о закупках Заказчика).
При этом, согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что
данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора
аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности заказчика. Заказчик осуществляет отбор аудиторской
организации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 No 307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности» (далее – Закон No 307-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 5 Закона No 307-ФЗ установлено, что договор о проведении
обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном
(складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее
25 процентов, а также о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного
предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской
2022-87294
организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже
чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным
законом от 05.04.2013 No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о
контрактной системе, ФЗ No 44-ФЗ).
Таким образом, при проведении закупки по отбору аудиторской организации для
проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчику
следует применять нормы Закона No 44-ФЗ в части порядка проведения открытого
конкурса.
14.09.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на
официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении
конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного
аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, извещение No 32211689654.
В соответствии с извещением, срок подачи заявок – с 14.09.2022 в 00:00 (МСК+2) по
11.10.2022 в 10:00 (МСК+2). Дата подведения итогов – 18.10.2022.
Жалоба на положения документации о закупки поступила в Управление 07.10.2022,
то есть до окончания срока подачи заявок.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе установлено, что под
открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация
о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой
информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной
форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые
требования.
Также согласно части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что
конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были
отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в
конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе
установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении
о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме,
величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в
открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным
законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки
заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о
закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых
ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других
материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой
репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе, в документации о закупке
заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика,
исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом, количество используемых
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением
2022-87295
случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в
документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для
целей оценки заявок.
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 No 2604 «Об
оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства
Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. No 2369 и признании утратившими силу
некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской
Федерации» установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация
участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим
Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном
основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы,
оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного
уровня квалификации.
Требования к участникам закупки должны быть установлены Заказчиком в
соответствии с положениями статьи 31 Закона о контрактной системе.
Критерии оценки заявок, их содержание и значимость указаны в Приложение No 1 к
Извещению о закупке.
В п. 2 Приложения No 1 к Извещению о закупке установлен критерий оценки
«Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов,
оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном
основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой
репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
Значимость критерия оценки — 60%.
По показателю оценки «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов»
детализирующими показателями оценки являются «Общий лимит ответственности по
договору страхования профессиональной ответственности аудиторов» и «Выручка
участника».
Значимость обоих показателей, детализирующих показатель оценки составляет 50 %.
В рамках показателя «Выручка участника» оцениваются сведения о выручке
участника за год, завершившийся 31.12.2021.
Подтверждающие документы:
• если участник конкурса применяет общую систему налогообложения -
бухгалтерская (финансовая) отчетность участника за год, завершившийся 31.12.2021, с
отметкой о получении отчетности налоговыми органами, (строка «Выручка» Формы No 2
«Отчета о финансовых результатах»);
• если участник конкурса применяет упрощенную систему налогообложения -
бухгалтерская (финансовая) отчетность участника за год, завершившийся 31.12.2021, с
отметкой о получении отчетности налоговыми органами, (строка «Выручка» Формы No 2
«Отчета о финансовых результатах») или налоговая декларация участника по налогу,
уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за год,
завершившийся 31.12.2021 с отметкой о получении декларации налоговыми органами
2022-87296
(строка «Сумма полученных доходов (налоговая база для исчисления налога)»).
Таким образом, к оценке принимается общая выручка участников закупки, которая
не связана только с выполнением договоров по аудиторским проверкам, и не относится к
предмету закупки.
Общая выручка предприятия не содержит разделения на разные виды договоров и
сделок. Выручка по всем видам деятельности, вместо выручки от аудиторских услуг, не
относится к предмету договора о закупке аудита.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона No 307-Ф3, аудиторские организации,
индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие
аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской
деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей
статьей.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона No 307-Ф3, аудиторские организации,
индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие
связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление
бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового
учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) утратил силу.
4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной
деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью,
включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в
гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных
правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях,
связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на
бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для
оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации
о закупке может установить критерий «квалификация участников закупки», в том числе
наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном
основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с
предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации.
Комиссия приходит к выводу, что выручка участника за 2021 год не свидетельствует
об опыте работы, связанном с предметом контракта и не указывает на невозможность
исполнения участником закупки условий контракта на момент оказания услуг.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная
система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения
конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет
возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными
нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать
2022-87297
поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении
принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок
в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их
должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий,
участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами
специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат
требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению
конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Действия Заказчика, выразившиеся в установлении по критерию «Выручка
участника» показателя сведений об общей выручке участника закупки, приводят к
созданию неравных условий и «отсеиванию» потенциальных участников закупки,
оказывающих только аудиторские услуги по отношению к участникам, оказывающим
аудиторские услуги, а также прочие услуги, предусмотренные ч. 7 ст. 1 Закона No 307-Ф3.
Для объективной оценки финансовых ресурсов и опыта работы, связанного с
предметом контракта, целесообразно оценивать не бухгалтерский баланс, а договоры на
оказание аудиторских услуг и акты выполненных работ.
Таким образом, Комиссия Управления считает Жалобу заявителя обоснованной.
Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по
результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа
принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает
решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1
статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите
конкуренции, Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО «Фирма «Аудитинформ» (вх. от 07.10.2022 No 10383-
эп/22) на действия Заказчика Муниципального дорожно-эксплуатационного предприятия
муниципального образования г. Ханты-Мансийск при проведении конкурса в электронной
форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности, извещение No 32211689654, обоснованной.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех
месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны