Решение б/н решение по жалобе № 4880-эп/22 от 26 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-627/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 06.08.2021 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2022                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 26.05.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

         Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом;

в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи: «_________» по доверенности; и.о. директора «_________» на основании распоряжения о возложении обязанностей,

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 16.05.2022 № 4880-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МАУ «Спортивная школа Нижневартовского района» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг на объекте Лесная сказка (июнь-август), извещение № 32211351741, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

                                                            

                                                                УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба (вх. от 16.05.2022 № 4880-эп/21) «_________» (далее – Заявитель) на действия МАУ «Спортивная школа Нижневартовского района» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг на объекте Лесная сказка (июнь-август), извещение № 32211351741.

        Заявитель обжалует положения документации о закупке в части оценки и сопоставления заявок участников закупки.

        Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

         В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в то числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

         Руководствуясь частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика было направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 23.05.2022. В связи с отсутствием кворума в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 24.05.2022.

         24.05.2022 состоялось рассмотрение Жалобы в присутствии представителей Заказчика по видео-конференц-связи.

           Изучив материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

         Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг Муниципального автономного учреждения «Спортивная школа Нижневартовского района» (далее – Положение о закупке), утвержденным Протоколом наблюдательного совета МАУ «СШ НВР» (протокол №06 от 21.04.2022).

28.04.2022 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на сайте https://zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211351741. В соответствии с извещением срок подачи заявок с 29.04.2022 до 16.05.2022 10:00 (мск+2).

         Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 16.05.2022, то есть до окончания срока подачи заявок.

         Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлена формула оценки заявок участников по критерию «опыт участника», поскольку в ней не отражены предельные максимальные и минимальные количественные значения критерия.   

Заявитель в своей Жалобе указывает, что установленный Заказчиком способ оценки по критерию «опыт участника» может привести к тому, что наличие у участников избыточного опыта препятствует сохранению конкурентной среды при проведении закупки.

         Заказчик с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.

         Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

         Согласно п.п. 13, 14 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

При этом, Законом о закупках не установлен конкретный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.

Согласно ч.2 ст.2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

         Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.

Пунктом 6.1 документации о закупке установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок содержатся в разделе II документации о закупке, после информационной карты.  .

Для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает следующие критерии оценки:

1. Цена договора – 10 баллов.

2. Опыт выполнения работ, аналогичных предмету закупки – 32 балла.

3. Наличие в штате организации квалифицированных сотрудников, осуществляющих свою деятельность на территории Тюменской области и имеющих опыт оказания услуг аналогичных предмету закупки – 30 баллов.

4. Наличие согласованного в двустороннем порядке Плана о совместной деятельности (взаимодействия) с территориальными подразделениями МВД и/или УВО ВНГ по обеспечению безопасности охраняемых объектов на 2022 год – 28 баллов.

Заявитель считает, что установленные в документации о закупке неценовые критерии оценки заявок ограничивают количество участников закупки по следующим основаниям:

  1. Заказчик указывает: «Максимальное количество баллов присуждается заявке Участника, предоставившего наибольшее количество законтрактованных работ», но не указывается какое именно количество контрактов необходимо для получения максимального балла, по данному критерию.
  2. Заказчик указывает: «Максимальное количество баллов присуждается заявке Участника указавшего наибольше количество штатных сотрудников», хотя для выполнения задач согласно технического задания достаточно всего 7охранников, 2 группы
    быстрого реагирования (ГБР) и большой управленческий аппарат не требуется.
  3. Заявитель считает, что шкала оценки критерия «Наличие согласованного в двустороннем порядке Плана о совместной деятельности (взаимодействия) с территориальными подразделениями МВД и/или УВО ВНГ по обеспечению безопасности охраняемых объектов на 2022 год» ограничивает количество участников закупки так как критерий установлен для вневедомственной охраны и Росгвардии.

В соответствии с п. 17.7 Положения о закупках в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения запроса котировок, аукциона должно быть не менее чем два, одним из которых является цена договора или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с п. 17.4 Положения о закупках вес критерия «цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги» должен составлять не менее 50 (%), а в случае закупки работ, услуг без применения товаров– не менее 30 (%). Суммарное значение веса всех критериев, предусмотренных закупочной документацией, должно составлять 100 (%). Суммарное значение веса всех подкритериев одного критерия (при наличии) должно составлять 100 (%).

При этом, Заявитель не обжалует значение ценового критерия

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

Согласно п. 17.2 Положения о закупках критериями оценки заявок могут быть:

1) Цена договора, цена единицы продукции.

2) Качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг.

3) Расходы на эксплуатацию товара.

4) Расходы на техническое обслуживание товара.

5) Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

6) Срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг.

7) Деловая репутация участника закупок.

8) Наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

9) Квалификация участника закупки.

10) Квалификация работников участника закупки.

11) Сроки предоставления отсрочки платежа.

12) Заказчик имеет право дополнить указанный перечень иными критериями и установить их в Положении о закупке или в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

Принцип равноправия участников закупки, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 17.05.2022 Заявитель подал заявку на участие в закупке, является участником закупки.

Таким образом, порядок оценки заявок по неценовым критериям, установленный Заказчиком в документации о закупке, не противоречит Положению о закупке, а также требованиям Закона о закупках. Следовательно, доводы Заявителя, изложенные в Жалобе, не нашли подтверждения.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия                          

                                  

РЕШИЛА:

 

           Признать жалобу «_________» (вх. от 16.05.2022 № 4880-эп/21) на действия Заказчика МАУ «Спортивная школа Нижневартовского района» при проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг на объекте Лесная сказка (июнь-август), извещение № 32211351741, необоснованной.

         

 

           Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      «_________»

 

 

Члены Комиссии:                                                               «_________»                                      

 

                                                                                              «_________»                                                        

 

                                                                                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны