Решение б/н решение по жалобе № 369-ж от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-309/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ,  услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.03.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 12.03.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

         Председатель комиссии:

«______» — «______»;

         Члены комиссии:

«______» — «______»;

«______» — «______»;

в присутствии представителей Заявителя посредством ВКС;

в присутствии представителей Заказчика посредством ВКС;

рассмотрев жалобу «______» (вх. от 26.02.2021 № 369-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АПОУ ХМАО-Югры «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание охранных услуг объектов АУ «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» и прилегающей территории, извещение № 32110021441, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «______» (далее – Заявитель) на действия АПОУ ХМАО-Югры «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» (далее – Заказчик, АПОУ «ЮКИОР») при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание охранных услуг объектов АУ «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» и прилегающей территории, извещение № 32110021441.

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 09.03.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы с использованием видеоконференцсвязи.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

24.02.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение 32110021441 о проведении конкурса в электронной форме. В извещении о закупке установлены следующие сроки:

дата начала срока подачи заявок – 25.02.2021 (МСК+2);

дата и время окончания подачи заявок – 15.03.2021 в 09:00 (МСК+2);

дата рассмотрения первых частей заявок – 15.03.2021 (МСК+2);

дата рассмотрения вторых частей заявок – 15.03.2021 (МСК+2);

дата подведения итогов – 16.03.2021 (МСК+2).

Начальная (максимальная) цена договора составляет: 25 571 666,67 рублей.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Заявитель считает, что в документации о закупке установлены избыточные требования к участникам закупки, которые ограничивают круг участников. Заявитель обжалует требование Заказчика представить в составе заявки следующие документы:

- копию действующей лицензии в области использования ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);

- копию разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему, с приложением, в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 №150-ФЗ, разделом 1 «Перечня служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему, вносимых в государственный кадастр служебного и гражданского оружия», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 1207-р.

- справку налогового органа об отсутствии у участника задолженностей, полученную не ранее чем за месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса. 

Заказчик с доводами жалобы не согласен, считает положения документации о закупке правомерными, а доводы Жалобы необоснованными.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках Заказчик при закупке товаров, работ, услуг руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АПОУ ХМАО-Югры «ЮКИОР» в редакции от 06.02.2020 (далее – Положение о закупках), утвержденным решением Наблюдательного совета АПОУ ХМАО-Югры «ЮКИОР» (протокол от 06.02.2020 № 1).

Для осуществления конкурентной закупки Заказчик, в соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках, разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Рассмотрев документацию о закупке Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Перечень документов, которые должна включать вторая часть заявки, установлен пунктом 10.2 документации о закупке.

Согласно подпункту 16 пункта 10.2 Документации непредставление перечисленных а данном пункте документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике лишает участников размещения заказа права на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Таким образом, указанные в пункте 10.2 требования к документам, являются обязательными для всех участников закупки. 

06.03.2021 Заказчиком внесены изменения в документацию о закупке.

1. В отношении требования Заказчика предоставить копию действующей лицензии в области использования ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) Комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 1 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее - Требования), настоящие требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 5 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей.

В соответствии с пи. «д» п. 21 Требований, антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инэкенерно- техническими средствами.

Применение РТДУ при оказании охранных услуг наиболее полно отвечает характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивает комплексное обеспечение безопасности, наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности места массового пребывания людей - учреждения, повышение качества охранных услуг.

В техническом задании (приложение №3 документации), в Перечне объектов, подлежащих охране, указанных в проекте договора (приложение №5 к документации) установлено следующее требование к посту охраны «Спорткомплекс ул. Студенческая, д.31»:

«Обеспечение доступа на объект посетителей в соответствии с требованиями по антитеррористической защищенности спортивных объектов (в т.ч. с использованием специализированного досмотрового оборудования заказчика (рентгенотелевизионной установки «Инспектор 60/70Z») при проведении официальных спортивно-массовых мероприятий или по указанию Заказчика».

Пунктом 3.4.1 Санитарных правил и нормативов СП 2.6.1.2612-10. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 40, предусмотрено, что деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения, не допускается без наличия лицензии на данный вид деятельности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).

На основании указанных правовых норм Заказчик считает, что организации, оказывающие услуги охраны объектов, эксплуатирующие оборудование, являющееся источником ионизирующего излучения, вправе оказывать такие услуги только при наличии лицензии на право осуществления деятельности в области использования источников ионизирующего излучения.

2. По вопросу необходимости внесения в аукционную документацию требования об указании перечня оружия Заказчик считает, что право выбора типа (вида) оружия, Заказчик предоставил Участнику закупки, с условием, что у Заявителя имеется соответствующая лицензия.

Требование о предоставлении разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему установлено в соответствии с нормами действующего законодательства. А единственным приложением к данному документу является список номерного учета оружия, которое также

Заказчик пояснил, что в документации и в проекте договора указал требования по соблюдению правил хранения на объекте оружия и соблюдения мер безопасности. Вопросы, связанные с хранением оружия Участником закупки за пределами территории Заказчика - находятся в зоне ответственности самого Участника закупки. Обеспечение хранения оружия Участника закупки является его прямой обязанностью в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, таким образом, Заказчик считает, что внесение в документацию условий о хранении оружия будет являться избыточным требованием, так как может расцениваться как вмешательство во внутренние дела организации участника закупки и может привести к ограничению конкуренции.

3. Требование о предоставлении участником закупки «Справки налогового органа об отсутствии у Участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, подписанная налоговым органом, полученную не ранее чем за месяц до дня размещения в ЕИС извещения о проведении настоящего конкурса» предусмотрено пп. 7 п. 10.2 документации в редакции от 24.02.2021.

Заказчик пояснил, что установил данное требование к участникам закупки с целью проверить репутацию и платежеспособность участников закупки.

Комиссией установлено, что после получения Жалобы Заказчик исключил данный пункт из документации о закупке, о чем внес соответствующие изменения.

Таким образом, доводы Заявителя об избыточности требований Заказчика не нашли подтверждения. Требования Заказчика к участникам закупки установлены на основании действующего законодательства, исходя из потребностей Заказчика.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Жалобу «______» (вх. от 26.02.2021 № 369-ж) на действия Заказчика АПОУ ХМАО-Югры «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание охранных услуг объектов АУ «Югорский колледж-интернат олимпийского резерва» и прилегающей территории, извещение № 32110021441, признать необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      «______»

 

Члены Комиссии:                                                                                  «______»

 

                                                                                                                «______»

 

                                                                                              «______»

Связанные организации

Связанные организации не указаны