Решение б/н решение по жалобе № 3187-эп/22 на действия Заказчика АО «ГК ... от 14 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 086/07/3-428/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 14.04.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» «_________»;

Члены комиссии:

«_________» «_________»;

«_________» «_________»;

в присутствии представителя Заявителя посредством видео-конференц-связи;

в присутствии представителя Заказчика, посредством видео-конференц-связи;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 31.03.2022 № 3187-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по вырубке древесно-кустарниковой растительности для АО «ГК «Северавтодор», извещение № 32211204884, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 31.03.2022 № 3187-эп/22) «_________» (далее - Заявитель) на действия АО ГК «Северавтодор» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по вырубке древесно-кустарниковой растительности для АО «ГК «Северавтодор», извещение № 32211204884

Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

 4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 11.04.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в Акционерном обществе «Государственная компания «Северавтодор» (далее – Положение о закупках), утвержденным решением Совета директоров АО «ГК «Северавтодор» (протокол от 29.06.2021 № 9/2021).

Рассмотрев материалы Жалобы и заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Управления установила следующее. 

09.03.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32211204884.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 09.03.2022 до 17.03.2022 10:00 (мск+2). Дата подведения итогов - 22.03.2022.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Из протокола рассмотрения вторых частей заявок от 22.03.2022 установлено, что до окончания срока подачи заявок поступило семь заявок на участие в закупке. Все семь

Заявок были отклонены от участия в закупке в связи с несоответствием требованиям документации. Закупка признана несостоявшейся.

Установлено, что Заявитель является участником закупки (заявка №1). Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок, заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: не соответствует п.1.6 документации о закупке, а также не соответствует ч.2 пп.9.7.3. п.9.7. ст.9 Положению о закупках.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 31.03.2022.

Заявитель считает, что его Заказчик необоснованно отклонил его заявку от участия в закупке.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1.6 Документации о закупке регламентирован порядок подачи заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9.7.3 Положения о закупках Участнику закупки будет отказано в дальнейшем участии в закупке в случаях:

1) Несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам аукциона в электронной форме, установленным аукционной документацией.

2) Несоответствия аукционной заявки требованиям, установленным аукционной документацией.

3) Несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям аукционной документации.

4) Предоставления в составе аукционной заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

5) Подачи двух и более заявок от одного Участника при условии, что ранее поданные заявки не отозваны.

6) Непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки.

Следовательно, заявка Заявителя отклонена от участия в закупке в связи с несоответствием аукционной заявки требованиям, установленным аукционной документацией. При этом Заказчик в протоколе рассмотрения вторых частей заявок не указал каким именно требованиям документации не соответствует заявка.

Заявителем был направлен запрос о разъяснении причины отклонения заявки, на который 28.03.2022 поступил следующий ответ: «В соответствии с ч.8 п.12.18 ст.12 Положения о закупках и ч.8 п.1.6. Документации о закупке участнику закупки необходимо было предоставить:

8) информацию и документы об обеспечении заявки на участие и конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а)       реквизиты специального банковского счета Участника конкурентном закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется Участником такой закупки путем внесения денежных средств:

б)      банковская гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства Участником такой закупки предоставляется банковская гарантия.

Заказчик разъяснил, что обеспечение заявки на участие в закупке было предоставлено путем внесения денежных средств на специальный банковский счет Участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, однако, вместо реквизитов специального банковского счета Заявителем была предоставлена копия Выписки из лицевого счета, что противоречит требованиям документации о закупке.

Заявитель не согласен с решением закупочной комиссии Заказчика, считает отклонение заявки необоснованным, а обжалуемые действия противоречащими требованиям Закона о закупках.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона N 223-Ф3 заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения.

В соответствии с п. 8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления информации и документов об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется участником такой закупки путем внесения денежных средств;

б) банковская гарантия или ее копия, если в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства участником такой закупки предоставляется банковская гарантия.

Согласно п. 1.5.2 Документации о закупке, в настоящем аукционе в электронной форме может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель получившие аккредитацию на ЭТП, а также при наличии на счёте участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в аукционах, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по счету, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в аукционе, указанный в Информационной карте аукциона.

Согласно п.37 Информационной карты документации о закупке обеспечение заявки составляет: 2% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота), что составляет: 450 000 (четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается. Порядок обеспечения заявок проводится в соответствии с правилами и порядком ЭТП.

В соответствии с ч. 13 ст. 3.4 Закона о закупках при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - специальный банковский счет).

Согласно ч. 15 ст. 3.4 Закона о закупках в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения соответствующей информации от банка.

Комиссией Ханты-Мансийским УФАС России с целью рассмотрения Жалобы по существу направлен запрос оператору ЭТП о даче пояснений о соответствии заявки Заявителя требованиям документации о внесении обеспечения заявки.

Из пояснений оператора ЭТП установлено, что при направлении Участниками заявок в адрес Заказчика по средствам функционала электронной торговой площадки в процедурах с установленным размером обеспечения заявки на спецсчете, ЭТП предварительно проводит автоматизированную проверку т.е. направляет электронный запрос в банковскую организацию (банк) с целью проверки на наличие достаточных денежных средств в открытом на имя участника спецсчете. Соответственно, в случае получения в адрес ЭТП положительного ответа из банковской организации о наличии достаточной суммы, указанная заявка поступает Заказчику на рассмотрение.

Тот факт, что Оператор ЭТП направил Заказчику вторую часть заявки Заявителя означает, что на специальном счете Заявителя достаточно денежных средств для обеспечения заявки. 

Участником закупки в составе заявки предоставлена, и Заказчиком не отрицается, выписка из лицевого счета, в которой указаны номер расчетного (специального) счета Участника, наименование Участника, наименование банка. Также банковские реквизиты содержатся также в заявке Участника.

Таким образом, Комиссией Управления установлено, что Заявитель в составе своей заявки реквизиты специального счета не представил. За разъяснениями о том, в какой форме должны быть представлены реквизиты специального счета, Заявитель к Заказчику не обращался. 

В соответствии с пп. 8 п. 1.6 Документации о закупке вторая часть данной заявки должна содержать следующие информацию и документы, согласно Форме №2 (Приложение №1 к настоящей документации), в том числе информацию и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке:

а) реквизиты специального банковского счета Участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется Участником такой закупки путем внесения денежных средств.

Однако форма №2 (Приложение № 1 к документации) не содержит в себе соответствующих граф и полей, куда участник должен внести информацию о реквизитах специального счета обеспечения заявки на участие в аукционе, указанный в Информационной карте аукциона. Кроме того, Заказчиком в документации о закупке не установлено, какие именно сведения относятся к реквизитам специального счета.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В связи с тем, что закупка признана несостоявшейся, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу «_________» (вх. от 31.03.2022 № 3187-эп/22) на действия Заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по вырубке древесно-кустарниковой растительности для АО «ГК «Северавтодор», извещение № 32211204884, обоснованной.

2. Передать материалы Жалобы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

        

 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                             А.Ш. Барышникова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                    Л.А. Хузина

                                                                                                          

 

                                                                                                      А.С. Зырянова

Связанные организации

Связанные организации не указаны