Решение №2024-90 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 12571-ЭП/23 от 11 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-2122/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 29.12.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 11.01.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя ООО <....>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика МАУ <....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО <....> (вх. № 12571-ЭП/23 от 12.12.2023) (далее – Жалоба) на действия МАУ «<....> при проведении ценового запроса в электронном магазине по организации транспортного обслуживания муниципальных учреждений Советского района (реестровый номер извещения 32313066887),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....> (вх. № 12571-ЭП/23 от 12.12.2023) (далее - Заявитель) на действия МАУ <....> (далее - Заказчик) при проведении ценового запроса в электронном магазине по организации транспортного обслуживания муниципальных учреждений Советского района (реестровый номер извещения 32313066887).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения Жалобы по существу исх. № ВТ/8901/23 от 13.12.2023 рассмотрение Жалобы назначено на 20.12.2023.

В соответствии с уведомлением о продлении срока принятия решения по Жалобе исх. № ВТ/9154/23 от 20.12.2023 рассмотрение Жалобы назначено на 27.12.2023.

В соответствии с уведомлением о продлении срока принятия решения по Жалобе исх. № ВТ/9373/23 от 27.12.2023 рассмотрение Жалобы было назначено на 29.12.2023.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

При проведении ценового запроса в электронном магазине права и законные интересы Заявителя нарушены, следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком неправомерно осуществлена закупка неконкурентным способом.

2. Заказчиком неправомерно осуществлена закупка у единственного поставщика.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг путем проведения неконкурентных процедур, в том числе у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Рынок транспортных услуг в Советском районе ХМАО-Югры довольно конкурентный.

Заявитель считает, что осуществление закупки без проведения конкурентных процедур, независимо от наличия конкурентного рынка, создают возможность привлечения исполнителя без проведения торгов (конкурса/аукциона), что, в свою очередь, приводит к дискриминации и ограничению конкуренции.

По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно выбран неконкурентный способ проведения закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 13184-ЭП/23 от 25.12.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для Муниципального автономного учреждения <....> (протокол наблюдательного совета от 11.04.2024) (далее - Положение о закупке).

Статьей 8 Раздела 11 «Особенности участия в закупках субъектов малого и среднего предпринимательства и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые).» Положения о закупке Заказчиком определены условия проведения ценового запроса в электронном магазине с участием субъектов малого и среднего предпринимательства:

1. Ценовой запрос в электронном магазине - неконкурентный способ закупки, участниками которой могут являться только субъекты МСП, порядок проведения которой предусматривает следующее:

а) осуществление закупки в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Федерального закона;

б) цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей;

в) размещение участником закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;

г) размещение заказчиком на электронной площадке информации о закупаемом товаре, работе, услуге, требований к таким товарам, работам, услугам, к участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

д) определение оператором электронной площадки из состава предварительных предложений, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта, соответствующих требованиям заказчика, предусмотренным подпунктом «г» настоящего пункта, предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

е) определение согласно критериям оценки (цена, срок поставки, соответствие техническому заданию), утвержденным в положении о закупке, заказчиком участника (участников) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки в соответствии с подпунктом «д» настоящего пункта;

ж) заключение с использованием электронной площадки договора (договоров) с участником (участниками) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, определенным (определенными) заказчиком в соответствии с подпунктом «е» настоящего пункта, на условиях, определенных в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом «г» настоящего пункта, а также предложением соответствующего участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;

з) Извещение (проект договора, НМЦД, описание объекта закупки) о проведении ценового запроса в электронном магазине размещается заказчиком на электронной площадке и формируется в соответствии с требованиями законодательства и функционалом электронной площадки;

и) срок приема заявок не менее трех дней;

к) предложения участников в электронной форме направляются оператором электронной площадки Заказчику. Заказчик рассматривает поступившие заявки на соответствие требованиям (техническим характеристикам) и закупочной документации;

л) по итогам закупки составляется итоговый протокол рассмотрения заявок, который размещается на электронной торговой площадке в сроки установленные законодательство и статьёй 4 раздела 10 настоящего Положения;

м) победителем ценового запроса в электронном магазине признается предложение участника соответствующее требованиям заказчика, установленным к данной закупке;

н) если ценовой запрос в электронном магазине признан несостоявшимся, по причине отсутствия или отклонения поданных заявок, Заказчик вправе отказаться от проведения повторной процедуры закупки, объявить о проведении повторного ценового запроса в электронном магазине, либо принять решение о проведении закупки способом, отличным от ценового запроса в электронном магазине или о заключении договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);

о) ценовой запрос в электронном магазине признается состоявшимся при подаче одного и более предложений участников;

п) заказчик вправе отказаться от процедуры закупки в любой период до момента направления договора на подписание по средствам электронной площадки.

р) отказ от заключения договора победителем закупки, дает право Заказчику направить проект договора на подписание участнику номер два и последующим

с) договор, по результатам закупки, должен быть заключен не позднее десяти дней с момента проведения итогов процедуры закупки;

т) критериями оценки данной закупки являются цена и соответствие техническому заданию.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323 «О внесении изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352» (далее - Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323) дополнено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 20 (1) следующего содержания:

20 (1). Для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом «б» пункта 4 настоящего Положения, заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусматривает следующее:

а) осуществление закупки в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Федерального закона;

б) цена договора, заключенного с применением такого способа закупки, не должна превышать 20 млн. рублей;

в) размещение участником закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги;

г) размещение заказчиком на электронной площадке информации о закупаемом товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

д) определение оператором электронной площадки из состава предварительных предложений, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта, соответствующих требованиям заказчика, предусмотренным подпунктом «г» настоящего пункта, предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;

е) определение согласно критериям оценки, утвержденным в положении о закупке, заказчиком участника (участников) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из участников закупки, определенных оператором электронной площадки в соответствии с подпунктом «д» настоящего пункта;

ж) заключение с использованием электронной площадки договора (договоров) с участником (участниками) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, определенным (определенными) заказчиком в соответствии с подпунктом «е» настоящего пункта, на условиях, определенных в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктом «г» настоящего пункта, а также предложением соответствующего участника закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов Жалобы Заявителя в связи с соблюдением Заказчиком, при проведении при проведении ценового запроса в электронном магазине по организации транспортного обслуживания муниципальных учреждений Советского района (реестровый номер извещения 32313066887), статьи 8 Раздела 11 Положения о закупке, а также Постановления Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО <....> (вх. № 12571-ЭП/23 от 12.12.2023) на действия МАУ <....> при проведении ценового запроса в электронном магазине по организации транспортного обслуживания муниципальных учреждений Советского района (реестровый номер извещения 32313066887), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны