Решение №б/н Решение по жалобе ООО "Гигиена-М" от 06.04.2018 №482-ж от 18 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 13.04.2018                                                                                                                                                                                                                                                                 г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме 18.04.2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

Председателя комиссии:

- <<--->>;

Членов комиссии:

- <<--->>;

- <<--->>.

 

от Заявителя – <<--->> действующий от имени Заявителя без доверенности;

от Заказчика – <<--->> по доверенности от 11.04.2018, <<--->> по доверенности от 11.04.2018, <<--->> действующий от имени Заказчика без доверенности;

от Уполномоченного органа – не явились, уведомлены надлежащим образом.

 

рассмотрев жалобу ООО "Гигиена-М" (ИНН 8604020501, ОГРН 1028601257992) от 06.04.2018482-ж на действия Заказчика - МКУ КХ "СЕЗ", Уполномоченного органа – АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по дезинсекции и дератизации (извещение №0187300012818000067) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.

В доводах жалобы Заявитель указал следующее.

В требовании к участникам электронного аукциона указано - обязательное наличие действующей лицензии на оказываемые услуги, ссылаясь на тот факт, что «Оказание данного вида услуг (81.29.11.00: Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) согласно документации об электронном аукционе № 0187300012818000067 включает проведение услуг, подпадающих под действие пункта 3 Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

Каким образом этот вид деятельности подпадает? Медицинская - это значит, что есть пациент (пострадавший от укуса, больной и т.д.). В нашем случае в техническом задании не стоит задача лечить пациента (больного, пострадавшего от укуса и т.д.) - то есть никакой медицинской услуги от Исполнителя не требуется. Требуется провести такое воздействие на животных (комаров, их личинок, клещей и мышевидных грызунов), которое бы обеспечило их стопроцентное умерщвление или подавление их численности до эпидемиологически и хозяйственно-неощутимого уровня. Лицензия выдаётся на конкретное помещение, в котором должна оказываться та или иная медицинская услуга - соответствует оно или нет. Для этого помещение обследуется специалистами ФБУЗа, пожнадзором, вневедомственной охраной и по итогам выдаются заключения. На основании этих заключений выдаётся лицензия.

Но у нас помещение - это всего лишь офис и склад. Никого мы в помещении не уничтожаем. Мы уничтожаем у Заказчика - на открытых стациях, на конкретных территориях школ, детских садов, придомовых участках, на землях общего пользования. То есть мы свои услуги оказываем не у себя в помещении, а вне помещения, на объектах Заказчика! И мы никого не лечим - мы лишь воздействуем при помощи ядов (не лекарств!) на целевые аудитории, к которым человек не относится.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 года №1664н в соответствии со статьёй 14 закона №323-Ф3 утверждена номенклатура медицинских услуг, в которой отсутствуют услуги по дератизации, дезинсекции, дезинфекции и дезинфектологии.

09.06.2016г. Министерство здравоохранения РФ издало Письмо №14-5/993, из которого следует, что мероприятия по дератизации, дезинсекции и дезинфекции не проводятся в рамках оказания медицинской помощи, поэтому не требуют наличия лицензии.

Наша деятельность относится к ОКВЭДу 81.29.11.000 с названием «Услуги дезинфекции дезинсекции и дератизации» и не является лицензируемым видом деятельности.

В ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме и дополнительно пояснил, что в техническом задании установлены неправомерные требования о выполнении работ в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)» и Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», кроме того, в соответствии с извещением размер обеспечения заявки составляет 5% в то время как в документации размер обеспечения заявки 1%.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и пояснили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе.

В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно- противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно- противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее — Закон №52-ФЗ).

Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме должны проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона № 52-ФЗ).

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Следовательно, если объект закупки связан с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, документация должна содержать требование к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, а участник закупки должен представить соответствующие документы, подтверждающие право на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Перечень лицензируемых видов деятельности определен Законом о лицензировании, в частности, в соответствии с пунктом 46 пункта 1 статьи 12 Закона лицензированию подлежит медицинская деятельность.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция – уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация – уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 № 131 (далее – СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 «Дезинфектология».

Медицинская помощь – это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.

В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно- противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".

С учетом изложенного Комиссия Управления полагает, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе

Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по дезинсекции и дератизации (извещение №0187300012818000067) размещены на официальном сайте единой информационной системы 22.03.2018.

Подпунктом 1 пункта 4 части 1 аукционной документации установлено требование о наличии действующей лицензии на оказание услуг по дезинсекции и дератизации в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ;».

На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.

2. Техническим заданием установлены требования технических регламентов, стандартов и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в том числе:

- Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)»;

- Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней».

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

04.04.2018 Заказчику поступил запрос разъяснений положений документации: В пункте 3.3.6. указаны санитарные правила СП 1.3.3118-13 "Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)" и СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней", которыми Исполнитель должен руководствоваться при оказании услуг. Согласно определения "Микроорганизмы это собирательное название группы животных, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом. Характерный размер микроорганизмов - менее 0,1 мм" Исходя из текста Проекта муниципального контракта целью оказания услуг является оказание воздействия на живые организмы (дератизация, дезинсекция, ларвицидная обработка), которые невооружённым глазом - видны и гораздо больше 0,1 мм! Прошу разъяснения и внесения изменений в Документацию.

05.04.2018 Заказчиком были размещены разъяснения положений документации, согласно которым Санитарные правила СП 1.3.3118-13 устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим), инженерно-техническим мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами I - II групп: патогенными для человека микроорганизмами (бактериями, вирусами, риккетсиями, хламидиями, грибами, прионами), включая генно-инженерно-модифицированные, ядами биологического происхождения (токсинами), любыми объектами и материалами (включая полевой, клинический, секционный), подозрительными на содержание перечисленных агентов и обязательны для юридических и физических лиц, проводящих такие виды работ с патогенными биологическими агентами как зоолого-энтомологические, включая сбор полевого материала на эндемичных по природно-очаговым инфекциям территориях и его транспортирование. При оказании услуг по дезинсекции и дератизации исполнитель обязан осуществлять работы, относящиеся к зоолого-энтомологическим, так например, при эпизоотологических выездах проводится сбор и утилизация грызунов и сбор иксодовых клещей. Значительная часть энтомологической работы неразрывно связана со сбором и определением численности иксодовых клещей, определение их видового состава и направление в зависимости от их вида на лабораторное исследование. К энтомологической работе также относится учет численности кровососущих двукрылых (слепней и комаров) на дневках, поиск мест их активного выплода, разработка мер борьбы с ними с учетом современной динамики численности и распространения.

Санитарные правила СП 1.3.2322-08 устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами III - IV групп - патогенными для человека микроорганизмами и гельминтами, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных патогенных биологических агентов. Санитарные правила предназначены для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, проводящих на территории Российской Федерации работы с объектами и материалами, содержащими или подозрительными на содержание патогенных биологических агентов III - IV групп. Соблюдение требований санитарных правил является обязательным для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальных предпринимателей, проводящих работу с патогенными биологическими агентами при проведении исследований по контролю объектов окружающей среды.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что выполнение работ по сбору полевого материала на эндемичных по природно-очаговым инфекциям территориях и его транспортирование входит в предмет контракта.

Рассмотрев доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что данные Заказчиком разъяснения уточняют порядок выполнения работ и обосновывают наличие в техническом задании ссылки на Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)» и Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней».

На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.

3. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно извещению 0187300012818000067 начальная (максимальная) цена электронного аукциона составляет 5 916 451,00 руб.

Размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе в извещении установлен в размере 295 822,56 руб., что равняется 5% от начальной (максимальной) цены электронного аукциона.

В соответствии с пунктом 14 части 3 аукционной документации размер обеспечения заявок на участие в электронном аукционе составляет 1 % от начальной максимальной цены контракта.

На основании вышеизложенного, в действиях Уполномоченного органа установлено нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По мнению Комиссии Управления, нарушение Уполномоченным органом части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе не повлияло на результаты электронного аукциона в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует.

Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

решила:

1. Признать жалобу ООО "Гигиена-М" (ИНН 8604020501, ОГРН 1028601257992) от 06.04.2018482-ж на действия Заказчика - МКУ КХ "СЕЗ", Уполномоченного органа – АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по дезинсекции и дератизации (извещение №0187300012818000067) частично обоснованной.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.

5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).

 

Председатель Комиссии                                                                                                                                                                                                  <<--->>

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                                             <<--->>

 

                                                                                                                                                                                                                                        <<--->>

 

Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны