Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 086/01/10-833/2023 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПО... от 21 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения объявлена 06.03.2024                                                            г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 21.03.2024

 

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

- <......> — <......>;

Члены комиссии:

- <......> - <......>;

- <......> - <......>;

в отсутствии на заседании комиссии представителя ООО "Юграпромбезопасность", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в присутствии на заседании комиссии, посредством онлайн-видеконференции, представителей ответчика по делу АО «Югра-Экология» <......>, <......>;

в отсутствии на заседании комиссии представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Администрации г.Нижневартовска, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании комиссии представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в присутствии на заседании комиссии, посредством онлайн-видеконференции, представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах ООО «Гранит» <......>;

в присутствии на заседании комиссии, посредством онлайн-видеконференции, представителя юридического лица ООО «КомТрансАвто» - <......>;

рассмотрев дело № 086/01/10-833/2023 по признакам нарушения АО «Югра-Экология» ИНН 8601065381 (ул. Привольная д.15, г. Ханты-Мансийск, 628011) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее — Ханты-Мансийское УФАС России) поступило обращение ООО «Юграпромбезопасность»  на действия АО «Югра-Экология» по неисполнению договорных обязательств, связанных с отказом вывоза ТКО с объекта ООО «Юграпромбезопасность».

На основании приказа Ханты-Мансийского УФАС России от 01.06.2023 № 95/23 в отношении АО «Югра-Экология» возбуждено дело №086/01/10-833/2023 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Определением о назначении дела №086/01/10-833/2023 (исх. №ВТ/3857/23 от 08.06.2023) рассмотрение дела назначено на 29.06.2023.

В соответствии с определением (исх. №ВТ/4579/23 от 03.07.2023) об отложении рассмотрения дела №086/01/10-833/202 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 15.08.2023.

В соответствии с определением (исх. №ВТ/5702/23 от 15.08.2023) об отложении рассмотрения дела №086/01/10-833/202 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 05.09.2023.

В соответствии с определением (исх. №ВТ/5839/23 от 18.08.2023) о продлении срока рассмотрения дела №086/01/10-833/202 о нарушении антимонопольного законодательства срок рассмотрение дела продлен до 08.03.2024.

В соответствии с определением (исх. №02/6241/23 от 06.09.2023) об отложении рассмотрения дела №086/01/10-833/202 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 25.09.2023.

ООО «Юграпромбезопасность» в материалы дела представлено ходатайство об отзыве жалобы (от 04.09.2023 №2201) в связи с урегулированием спора и достижением примирения сторон, просит прекратить производство по делу.

Также ООО «Юграпромбезопасность» предоставило письменные пояснения (от 11.09.2023 №2227), из которых следует, что Обществом были совершены действия по регистрации контейнерной площадки для решения вопроса урегулирования вывоза ТКО.

Заявитель также сообщил, что АО «Югра-Экология» возобновило вывоз ТКО.

Так же из пояснений ООО «Юграпромбезопасность» следует, что Общество убытков не понесло.

Кроме того, Общество предоставило копию дополнительного соглашения №001 от 17.17.2023 к договору на оказание услуг по обращению с ТКО №ЮЭ01КОСУ00000239 от 01.09.2019.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что основания, по которым может быть прекращено рассмотрение дела указаны в статье 48 Закона о защите конкуренции. При этом обстоятельства, на которые ссылается ООО «Юграпромбезопасность» не перечислены в статье 48 Закона о защите конкуренции в качестве оснований для прекращения настоящего дела.

25.09.2023 в ходе рассмотрения дела №086/01/10-833/2023 Комиссия Ханты- Мансийского УФАС России, в целях всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных сведений.

В соответствии с определением (исх. № ВТ/6746/23 от 26.09.2023) об отложении рассмотрения дела №086/01/10-833/202 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 09.10.2023.

09.10.2023 в ходе рассмотрения дела №086/01/10-833/2023 Комиссия Ханты- Мансийского УФАС России, в целях всестороннего и объективного рассмотрения данного дела, пришла к выводу о необходимости привлечь к рассмотрению дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах ООО «КомТрансАвто», ООО «Гранит» и получения дополнительных сведений.

В соответствии с определением (исх. №ВТ/7192/23 от 11.10.2023) рассмотрение дела №086/01/10-833/202 отложено на 02.11.2023, к участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах привлечены ООО «КомТрансАвто» и ООО «Гранит», у которых запрошена необходимая информация.

02.11.2023 в ходе рассмотрения дела было установлено, что запрошенная информация не поступила от ООО «КомТрансАвто», в связи с чем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости рассмотрения дела отложить.

Определением (исх. №ВТ/7832/23 от 02.11.2023) рассмотрение дела №086/01/10-833/202 отложено на 23.11.2023.

23.11.2023 в ходе рассмотрения дела было установлено, что запрошенная информация не поступила от ООО «КомТрансАвто», в связи с чем Комиссия Ханты- Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости рассмотрения дела отложить на 14.12.2023.

Определением об отложении рассмотрения дела №086/01/10-833/2023 от 14.12.2023 рассмотрение дела было назначено на 24.01.2024.

24.01.2024 в ходе рассмотрения дела Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 29.01.2024 года.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Из представленных документов следует, что между ООО «Юграпромбезопасность» и АО «Югра-Экология» заключен договор №ЮЭ01КОСУ00000239 от 01.09.2019 (далее - Договор №ЮЭ01КОСУ00000239), в соответствии с которым Региональный оператор (АО «Югра-Экология») оказывает Потребителю (ООО «Юграпромбезопасность») услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из обращения ООО «Юграпромбезопасность» следует, что АО «Югра- Экология» в нарушение условий указанного договора неоднократно отказывалось по заявкам производить вывоз ТКО с объекта Потребителя, расположенного в г.Нижневартовске.

При этом АО «Югра-Экология» в свою очередь указывает, что, поскольку ООО «Юграпромбезопасность» не имеет собственную, зарегистрированную контейнерную площадку, потребитель имеет право пользоваться любой ближайшей общедоступной контейнерной площадкой, с которой АО «Югра-Экология» осуществляет ежедневный сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, без заявок, согласно Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарноэпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.

Также АО «Югра-Экология» предлагало не раз ООО «Юграпромбезопасность» зарегистрировать собственную контейнерную площадку для расчета платы исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, после чего внести изменения в договор.

Указанные обстоятельства следуют из переписки между ООО «Юграпромбезопасность» и АО «Югра-Экология», имеющейся в материалах дела.

Также из материалов дела следует, что в период действия Договора №ЮЭ01 КОСУ00000239 транспортирование твердых коммунальных отходов на территории г.Нижневартовска осуществлялось ООО «Гранит» и ООО «КомТрансАвто» на основании заключенных договоров с АО «Югра-Экология» на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно представленной ООО «Гранит» информации (письмо от 18.10.2023 №303), вывоз ТКО с адреса ООО «Юграпромбезопасность» (г.Нижневартовск, ул.<......>) был осуществлен 31.10.2019 (объем 8 мЗ) и 11.12.2019 (объем 8 мЗ).

В соответствии с представленной информацией ООО «КомТрансАвто» (письмо от <......>) вывоз ТКО по указанному адресу осуществлялось с период с 14.07.2023 по 25.08.2023.

АО «Югра-Экология» в материалы дела представило письменные объяснения (от 28.06.2023), в которых общество выразило не согласие с доводами ООО «Юграпромбезопасность», указав при этом, что у ООО «Юграпромбезопасность» отсутствует зарегистрированная контейнерная площадка, которая не внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО и не включена в схему потока, предусмотренную Территориальной схемой обращения с отходами, в связи с чем потребитель вправе осуществлять складирование ТКО в любую близлежащую общедоступную контейнерную площадку. При этом АО «Югра-Экология» отмечает, что Договором №ЮЭ01КОСУ00000239 не предусмотрено оказание услуг по вывозу ТКО исключительно по заявкам потребителя.

Также АО «Югра-Экология» указывает, что предложило ООО «Юграпромбезопасность» зарегистрировать в установленном порядке собственную контейнерную площадку, обратившись с соответствующим обращением в администрацию города Нижневартовска.

Таким образом, АО «Югра-Экология» считает, что в действиях общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В ходе рассмотрения дела 29.01.2024 Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России принято заключение об обстоятельствах дела, в связи с чем, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Определением об отложении рассмотрение дела было назначено на 28.02.2024.

28.02.2024 в ходе рассмотрения дела Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что ООО «КомТрансАвто» не получило, и, соответственно, не ознакомилось с заключением об обстоятельствах дела. В связи с чем, Комиссия посчитала невозможным рассмотрение дела по существу в назначенную дату.

Определением об отложении рассмотрение дела было назначено на 06.03.2024.

В назначенную дату рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 086/01/10-833/2023 состоялось.

На заключение об обстоятельствах дела от Ответчика поступили следующие пояснения.

АО «Югра-Экология» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим свои обязательства в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641" (далее - Правила № 1156).

АО «Югра-Экология» приступило к осуществлению своей деятельности в качестве регионального оператора на территории города Нижневартовска с 02.07.2019 года.

Из пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 № 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Порядок заключения договора с региональным оператором предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила № 1156).

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, и (в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях) лицом, владеющим такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченным им лицом (пункт 5, подпункт "в" пункта 8 (1) Правил № 1156).

По смыслу приведенных выше норм права обязанность по заключению договора с региональным оператором лежит на собственнике ТКО, у которого неизбежно образуются отходы в ходе осуществления своей деятельности.

Согласно п. 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

ООО «Юграпромбезопасность» направило в адрес АО «Югра-Экология» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, с указанием объектов образования ТКО, расположенных по следующим адресам: г. Сургут, <......>; г. Нижневартовск, <......>.

На основании заявления потребителя между АО «Югра-Экология» и ООО «Юграпромбезопасность» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с юридическим лицом - собственником/владельцем нежилого помещения/объекта № ЮЭ01КОСУ00000239 от 01.09.2019 (далее - Договор № ЮЭ01КОСУ00000239 от 01.09.2019), при заключении которого применяются Правила № 1156.

Согласно условиям Договора № ЮЭ01КОСУ00000239 от 01.09.2019 АО «Югра- Экология» обязуется оказывать потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 Договора).

Согласно пункту 9 Правил № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

Таким образом, обязанность по оказанию услуг по вывозу ТКО возникает у регионального оператора с 02.07.2019, то есть с момента начала осуществления АО «Югра-Экология» деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории «Северной зоны» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1156 накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Законодательство Российской Федерации в сфере обращения ТКО устанавливает императивные требования для регионального оператора, как лица, осуществляющего деятельность по обращению с ТКО, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических норм.

В соответствии со ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах и (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

В силу пункта 25 Правил № 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по обращению с ТКО являются места приема и передачи ТКО, а также периодичность вывоза ТКО.

Периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать срокам временного накопления несортированных ТКО, установленным санитарными правилами и нормами. Периодичность сбора и вывоза ТКО закреплена требованиями санитарного законодательства, в частности СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий", в пункте 11 которых указано, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °С и выше - не более 1 суток; плюс 4 °С и ниже - не более 3 суток.

Согласно пункту 2 Договора № ЮЭ01КОСУ00000239 от 01.09.2019, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) ТКО определяются согласно Приложению к Договору.

Пунктом 3 Договора определено, что способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, в том числе крупногабаритных отходов - на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, при отсутствии специальных площадок - по заявке.

Данный пункт Договора раскрывает способ складирования твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов. Правилами № 1156 (пунктами 11, 12) установлено, потребители складируют крупногабаритные отходы следующими способами, указанными в п. 11 Правил обращения с ТКО: в бункеры (мусоросборники, предназначенные для складирования крупногабаритных отходов), расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством РФ региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки отходов на площадку для их складирования (п. 12).

В пункте 10 Договора указано, потребитель обязан, в том числе, осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных Договором в соответствии с территориальной схемой и приложением к Договору.

Между АО «Югра-Экология» и ООО «Юграпромбезопасность» подписан протокол разногласий от 24.10.2019, которым в Договор № ЮЭ01КОСУ00000239 от 01.09.2019 внесены изменения в Приложение № 1 к Договору, изложив графу адреса объекта п/п № 3 в следующей редакции: «Ханты-Мансийский автономный округ - Югра г. Нижневартовск, ул.<......>».

Исходя из чего следует, что протоколом разногласий изменения в графу «Место (площадка) накопления ТКО» (столбец 13) не вносились, и в данной части, действует редакция Договора, согласно которой место (площадка) накопления ТКО расположено по адресу: ХМАО- Югра, г Нижневартовск, ул. <......>, с периодичностью вывоза ТКО согласно СанПин.

Приложением № 2 к Территориальной схеме определены источники образования отходов на территории «Северной зоны» деятельности регионального оператора. В графе 12509 указанного Приложения № 2, определено, что потребитель ООО «Юграпромбезопасность», расположенный по адресу: 628616, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовск г, <......> является источником образования отходов, при этом, Приложением № 2 к Территориальной схеме адрес контейнерной площадки для потребителя не определен, так как Приложение № 2 к Территориальной схеме не определяет перечень контейнерных площадок.

Приложением № 4 к Территориальной схеме определены места (площадки) накопления ТКО на территории «Северной зоны» деятельности регионального оператора. Согласно указанного Приложения № 4, по адресу потребителя: ХМАО-Югра, Нижневартовск г, <......> (место накопления ТКО согласно условиям договора), а также по адресу потребителя: ХМАО- Югра, Нижневартовск г, <......> (адрес нахождения объекта согласно условиям договора) места накопления ТКО отсутствуют.

Учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее - Правила № 505), расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

Согласно Приложения № 1 к Договору, способ расчета объема ТКО установлен исходя из норматива накопления ТКО (столбец 4), периодичность вывоза ТКО установлена согласно СанПин (столбец 15).

Расчет платы за услугу «Обращение с ТКО» исходя из нормативов накопления ТКО не предусматривает право потребителя на подачу заявок и индивидуальный вывоз ТКО в отсутствие зарегистрированной контейнерной площадки. Также, с учетом требований пунктов 11,12 Правил № 1156, вывоз по заявкам возможен только для крупногабаритных ТКО, заявки на вывоз которых ООО «Юграпромбезопасность» не подавались.

Ввиду того, что адресу: ХМАО-Югра, Нижневартовск г, <......>, отсутствует зарегистрированная контейнерная площадка, которая не внесена в реестр мест (площадок) накопления ТКО и не включена в схему потока, предусмотренную Территориальной схемой обращения с отходами, которую региональный оператор обязан соблюдать в соответствии с Законом № 89-ФЗ, потребитель вправе осуществлять складирование ТКО в любую близлежащую общедоступную контейнерную площадку.

ООО «Юграпромбезопасность» обращалось в адрес регионального оператора о не вывозе ТКО с адреса объекта: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <......> (который не является местом накопления ТКО согласно условиям договора, а является адресом местонахождения объекта согласно условиям договора). АО «Югра-Экология» в адрес потребителя направлен ответ, которым разъяснено, что расчет услуг исходя из норматива накопления ТКО предусматривает право потребителя на складирование ТКО в любую близлежащую общедоступную контейнерную площадку, которой, например, является контейнерная площадка, расположенная по адресу: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <......>. С указанной контейнерной площадки сбор и транспортирование ТКО производится ежедневно, без заявок, в соответствии с нормами СанПин.

Также АО «Югра-Экология» рекомендовано ООО «Юграпромбезопасность» для установления индивидуального графика вывоза ТКО с адреса объекта: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <......> (является адресом местонахождения объекта согласно условиям договора), зарегистрировать собственную контейнерную площадку по данному адресу. Для этого потребителю необходимо, в рамках Правил № 1039, обратиться в орган местного самоуправления, уполномоченный по созданию мест (площадок) накопления ТКО. Контейнерная площадка должна быть внесена в реестр и схему мест (площадок) накопления ТКО, которые согласовываются органами местного самоуправления. Данный реестр мест (площадок) накопления ТКО ведет Департамент городского хозяйства Администрации города Нижневартовска, который опубликован на сайте администрации города. Однако, в своем письме ООО «Юграпромбезопасность» сообщает о своем не намерении регистрировать собственную контейнерную площадку и требует осуществлять вывоз ТКО с адреса объекта: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск, <......> (является адресом местонахождения объекта согласно условиям договора), оказание услуг с которого не предусмотрено Договором.

Кроме того, разделом V Договора предусмотрен порядок фиксации нарушений по Договору, который предусматривает в случае нарушения региональным оператором обязательств по Договору, составление потребителем с участием регионального оператора соответствующих актов. При этом, указанные акты потребителем не составлялись. 

Исходя из вышеуказанного следует, что АО «Югра-Экология» оказывает услуги по обращению с ТКО в рамках Договора № ЮЭ01 КОСУ00000239 от 01.09.2019 в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, потребитель с претензиями о не вывозе ТКО по адресу: ХМАО-Югра, г Нижневартовск, <......> согласно условиям Договора не обращался, так как потребитель вправе осуществлять складирование ТКО в любую близлежащую общедоступную контейнерную площадку.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-Ф3) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно абзацу второму пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление Пленума ВС РФ № 2) при возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1-11 части 1 статьи 10 Закона № 135- ФЗ, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

Таким образом, АО «Югра-Экология считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев доводы сторон по делу пришла к следующим выводам.

В соответствии с нормами пунктов 5 и 7 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89- ФЗ) региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам конкурса на выбор регионального оператора на срок не более чем 10 лет.

АО «Югра-Экология» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории всего Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на основании соглашений №25 от 02.04.2018 и №35 от 24.07.2019 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенными с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В соответствии с указанными соглашениями АО «Югра-Экология» является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 лет с даты заключения указанных соглашений.

Согласно пункту 2.1.1 Соглашений, региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно пункту 2.1.2 Соглашения региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и на местах (площадках) накопления отходов, которые определены в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а также уборку мест погрузки ТКО от оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).

В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 №309-ЭС 15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила №156).

В соответствии с пунктом 5 Правил №1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил. На основании пункта 8 (4) Правил №1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 8 (17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Югра-Экология» размещено в установленном порядке.

Как следует из условий Договора №ЮЭ01КОСУ00000239, заключенного между ООО «Юграпромбезопасность» и АО «Югра-Экология», объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.

Согласно приложению №1 к Договору №ЮЭ01 КОСУ00000239, с учетом протокола разногласий к указанному договору от 24.10.2019, на объекте «Административно-ремонтный комплекс», расположенного по адресу: Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, г.Нижневартовск, ул.<......> установлен график вывоза ТКО в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями СанПин 2.1.3684-21 от 28.01.2021г. Норматив ТКО на одну единицу в год - 164,98 (кг), 2,56 (мЗ ). Объем принимаемых твердых коммунальных отходов в год (мЗ ) - 25.41, стоимость услуг с учетом НДС в год-17 724,50.

Пунктом 3 Договора №ЮЭ01 КОСУ00000239 установлено, что способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, в том числе крупногабаритных отходов - на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, при отсутствии специальных площадок - по заявке.

В соответствии с пунктом 25 Договора №ЮЭ01 КОСУ00000239 под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке тарифа.

В соответствии с пунктом 6 Договора №ЮЭ01 КОСУ0000023 9, Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании части 1 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона №89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с пунктом 9 Правил №1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 №559-рп утверждена Территориальная схема обращения с отходами в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — Территориальная схема). В приложении 2 к Территориальной схеме содержится полный перечень контейнерных площадок, зарегистрированных в установленном порядке Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В указанный перечень как источник образования отходов включена контейнерная площадка ООО «Юграпромбезопасность», расположенная по адресу: 628616, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, ул.<......>, т.е., адрес являющийся предметом Договора №ЮЭ01 КОСУ00000239.

Кроме того, в приложении №4 к Территориальной схеме указанная контейнерная площадка ООО «Юграпромбезопасность» указана как место (площадка) накопления отходов на территории «Северной» зоны деятельности регионального оператора по обращению ТКО ХМАО-Югры.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пункт 10 статьи 24.6 Закона №89-ФЗ предусматривает, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов.

предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Как следует из документов, в рамках Договора №ЮЭ01КОСУ00000239 ООО «Юграпромбезопасность», начиная с 05.12.2022 направляло заявки на вывоз ТКО с контейнерной площадки, расположенной по адресу: 628616, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск, <......>. Также, ООО «Юграпромбезопасность» неоднократно направляло в адрес АО «Югра-Экология» претензии, связанные с нарушением обязательств по Договору №ЮЭ01ШСУ00000239 по вывозу ТКО.

Однако, АО «Югра-Экология» в ответ на указанные заявки и претензии указывало, что ООО «Юграпромбезопасность» не имеет собственную, зарегистрированную контейнерную площадку, потребитель имеет право пользоваться любой ближайшей общедоступной контейнерной площадкой, с которой АО «Югра-Экология» осуществляет ежедневный сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, без заявок.

Также согласно представленным документам, АО «Югра-Экология» выставляло счета ООО «Юграпромбезопасность» за оказание услуг по обращению с ТКО по указанному адресу, которые оплачивались ООО «Юграпромбезопасность» в полном объеме.

Указанные обстоятельства фактически свидетельствует о прекращении со стороны АО «Югра-Экология» исполнения обязательств по Договору №ЮЭ01КОСУ00000239.

Между тем Законом №89-ФЗ, Правилами №1156 не предусмотрена возможность отказа регионального оператора в вывозе ТКО при наличии заключенного договора, в котором стороны согласовали место с которого осуществляется транспортировка ТКО.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами по делу, что по адресу, указанному в Договоре №ЮЭ01 КОСУ00000239 размещались мусорные контейнеры, с которых АО «Югра-Экология» как региональный оператор до определенного времени осуществляло транспортировку ТКО ООО «Юграпромбезопасность», однако в последствии фактически отказалось транспортировать ТКО, сославшись лишь на то, что ООО «Юграпромбезопасность» не зарегистрировало собственную контейнерную площадку.

Ссылка АО «Югра-Экология» на положения статьи 13.4 Закона №89-ФЗ и Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018г. №1039 в качестве основания для отказа в вывозе ТКО с адреса, указанного в Договоре №ЮЭ01КОСУ00000239, по причине невнесения объекта (контейнерной площадки) в реестр мест (площадок) ТКО, ведение которого осуществляется органом местного самоуправления, является несостоятельной, ввиду нижеследующего.

Согласно статье 24.7 Закона №89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.

В статье 24.8, 24.9 Закона №89-ФЗ определен перечень видов предельных тарифов в области обращения с ТКО и порядок регулирования указанных тарифов.

Согласно статье 13.4 Закона №89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ.

Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018г. №1039.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Закона №89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 2 статьи 13.3 Закона №89-ФЗ установлено, что территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

Установление порядка разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем относится к полномочиям Российской Федерации (статья 5 Закона №89-ФЗ).

Согласно пункту 2 Правил разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 (далее - Правила), территориальная схема это текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов.

Территориальная схема включает разделы, указанные в пункте 5 Правил, в том числе, места нахождения источников образования отходов с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации, в соответствии со схемами размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и реестрами мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (подпункт «а»), мест накопления отходов (пункт «г»), объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов с указанием сведений о согласованной санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности (пункт «д»), сведения о зонах деятельности региональных операторов (пункт «л»).

Согласно подпункту «а» пункта 40 Правил №1156 юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, если в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения названных Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором.

Исходя из системного толкования законодательства, в случае если территориальная схема субъекта Российской Федерации содержит сведения о месте нахождения источников образования отходов, сведения о месте накопления отходов, при наличии заключенного между оператором по обращению ТКО и потребителем договора на оказание услуг по обращению ТКО, в котором стороны согласовали способ, порядок, место с которого должен осуществляться вывоз ТКО, то региональный оператор по обращению с ТКО обязан осуществлять такой вывоз, обработку и (или) утилизацию самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

При этом каким образом не внесение ООО «Юграпромбезопасность» сведений о контейнерных площадках в схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями статьи 13.4 Закона №89-ФЗ и Правилами №1130 объективно препятствовало АО «Югра-Экология» исполнять условия Договора №ЮЭ01КОСУ00000239 по вывозу ТКО Обществом не пояснило, в материалы дела доказательств не представило.

Согласно письму ФАС России от 11.08.2021 №ВК/67016/21 «О применении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3» за нарушение в сфере обращения с ТКО, в том числе за неисполнение договорных обязательств (отказ от вывоза ТКО, отказ в изменении способа коммерческого учета ТКО, необоснованное изменение периодичности вывоза ТКО) к региональному оператору, являющемуся доминирующим субъектом на данном рынке услуг, могут применяться меры антимонопольного реагирования.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно абзацу 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа) проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ханты- Мансийского автономного округа-Югры.

С учетом целей исследования и особенностей рынка услуг по обращению с ТКО, временным интервалом исследования является 2022-2023гг.

Продуктовые границы товарного рынка определены, как услуги по обращению с ТКО. Данная услуга является комплексной и включает в себя несколько подуслуг: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов.

Географическими границами исследуемого рынка следует признать границы, в которых осуществляет деятельность региональный оператор по обращению с ТКО, которые совпадают с границами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Действующее законодательство в сфере обращения с ТКО, имеющиеся документы и сведения свидетельствуют о том, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по обращению с ТКО в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в пределах срока исследования рынка, является АО «Югра-Экология», имеющее статус регионального оператора.

Указанное Общество является победителем конкурсного отбора, проведенного Департаментом промышленности ХМАО-Югры, по результатам конкурса между сторонами заключено соглашение от 24.07.2019г.

С учетом целей исследования, положений нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности обращения с ТКО, обстоятельств, рассматриваемых антимонопольным органом, имеющихся документов и сведений покупателями, приобретающими у АО «Югра-Экология» услуги по обращению с ТКО, являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города Нижневартовска.

По результатам анализа установлено, что рынок услуг по обращению с ТКО в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре является высококонцентрированным и характеризуется неразвитой конкуренцией. На рынке с 2019 г. по настоящее время осуществляет деятельность единственный хозяйствующий субъект АО «Югра- Экология», доля которого составляет 100%.

Таким образом, АО «Югра-Экология» занимает доминирующее положение на проанализированном товарном рынке.

На территории г. Нижневартовска АО «Югра-Экология» является единственным региональным оператором по обращению с ТКО, доля АО «Югра-Экология» на рынке услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на данной территории равна 100%.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, письменные пояснения заявителя по делу ООО «Юграпромбезопасность», ответчика по делу АО «Югра-Экология», лиц, располагающих сведениями Администрации г. Нижневартовска, Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ООО «КомТрансАвто» и ООО «Гранит», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «Югра-Экология» ИНН 8601065381 (ул. Привольная д.15, г. Ханты-Мансийск, 628011) по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 1 статьи 48, части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции, у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, комиссия при принятии решения по делу о нарушения антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи АО «Югра-Экология» обязательного для исполнения предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с урегулированием спора и достижением примирения сторон в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, ,

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела 086/01/10-833/2023, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

2. Признать в действиях АО «Югра-Экология» ИНН 8601065381 (ул. Привольная д.15, г. Ханты-Мансийск, 628011) нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Не выдавать АО «Югра-Экология» ИНН 8601065381 (ул. Привольная д.15, г. Ханты-Мансийск, 628011) предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с наличием подтвержденной информации о прекращении нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Представителю АО «Югра-Экология» надлежит явиться 17.04.2024 в 11 часов 00 минут по адресу: г. Ханты-Мансийск ул. Мира. д. 27, для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении по факту совершения административного нарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в данном административном производстве (в доверенности должны быть указаны: признаки административного правонарушения; статья КоАП РФ, по которой привлекается к ответственности; орган исполнительной власти, осуществляющий рассмотрение дела; дата, время и место составления протокола), включая полномочия на подписание протокола об административном правонарушении в соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.1, 25.4 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае явки защитника (ст. 25.5 КоАП РФ), обязательно наличие доверенности (от имени юридического и должностного лица, в отношении которого составляется протокол).

Неявка лица до истечения указанного срока не препятствует дальнейшему движению дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии указанного лица (ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ).

Также Ханты-Мансийское УФАС России сообщает, что принять участие в процедуре составления протокола возможно посредством интернет-видеоконференции с использованием системы TrueConf, перейдя по ссылке <......>

В случае участия в процедуре составления протокола посредством интернет-видеоконференции необходимо заблаговременно направить на электронную почту Ханты-Мансийского УФАС России документы, подтверждающие полномочия представителя, либо защитника на представление интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в административном органе.

Кроме того, Ханты-Мансийское УФАС России рекомендует представить расписку о выборе формы получения процессуальных документов (указать реквизиты сопроводительного письма к данному документу) путем их направления по адресу электронной почты, указанной в расписке, с подтверждением того, что такой способ получения процессуальных документов будет являться надлежащим уведомлением (расписка должна быть заполнена физическим лицом, должностным лицом лично либо законным представителем юридического лица с приложением надлежащим образом заверенной копии документа, подтверждающего полномочия).

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Председатель комиссии

 

 

<......>

 

Члены комиссии:

 

 

<......>

 

 

 

 

 

 

<......>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны