Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №05-06-34/2018 от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-34/2018

 

 

резолютивная часть решения оглашена «16» мая 2019 года

решение в полном объеме изготовлено «30» мая 2019 года                                                г. Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

–  <<___>> – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

– <<___>> – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

–  <<___>> – специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

рассмотрев дело №05-06-34/2018 по признакам нарушения Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» (ИНН 8615007380, ул.Гастелло, 17, г.Советский, Советский район, ХМАО-Югра, 628240) и Индивидуальным предпринимателем <<___>> (ИНН <<___>>, <<___>>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании представителя ответчика от Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании ответчика индивидуального предпринимателя <<___>>, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

        В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре (далее Ханты-Мансийское УФАС России) поступило заявление ООО «Центр технической поддержки», содержащее сведения о заключении ОМВД России по Советскому району договоров на перемещение и хранение задержанных транспортных средств без проведения конкурсных процедур.

        Указанное заявление оставлено без рассмотрения по существу, как не соответствующее требованиям частей 1, 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции, а также пункта 3.6. Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. №339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации».

        Вместе с тем, в рамках полномочий Ханты-Мансийского УФАС России, предусмотренных статьями 22, 23, 25 Закона о защите конкуренции у ОМВД России по Советскому району истребованы документы, из которых установлено следующее.

       Между ОМВД России по Советскому району между ОМВД России по Советскому району и индивидуальным предпринимателем <<___>> (далее - ИП <<___>>) заключен договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу от 11.04.2018 года (далее – договор от 11.04.2018).

        В соответствии с предметом договора, ОМВД России по Советскому району в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 №759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» передает задержанное транспортное средство, а ИП <<___>> осуществляет их транспортировку, хранение и выдачу. Хранение транспортных средств осуществляется на специализированной стоянке, расположенной по адресу: г.Советский, <<___>>.

        Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2018 года.

        В соответствии с соглашением от 31.05.2018 года, договор от 11.04.2018 между ОМВД России по Советскому району и ИП <<___>> расторгнут.

        В ходе анализа документов установлено, что Постановление Правительства Российской Федерации от 18.12.2003 №759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации» признано утратившим силу Постановлением Правительства российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 1496.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 2  Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012г. № 84-ОЗ «О перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение, возврате транспортных средств» перемещение и хранение задержанного транспортного средства на территории городского округа, муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими специализированной стоянкой на праве собственности или ином законном основании, определяемыми конкурсной комиссией, создаваемой и осуществляющей деятельность в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

       Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012г. № 296-п утверждено Положение о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее – Положение).

        Настоящее Положение устанавливает порядок создания и деятельности комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

        Конкурсная комиссия создается при администрациях городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (пункт 2.1 Положения).

        В соответствии с пунктом 3.9 победителем конкурсного отбора признается участник, набравший наибольшее суммарное количество баллов, выставленных в экспертном листе по всем критериям.

        Победитель вправе заключать соответствующий договор с органами, уполномоченными осуществлять задержание транспортного средства (пункт 3.13 Положения).

        Таким образом, из приведенного выше следует, что право оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств в определенном городском округе (районе) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры возникает у хозяйствующего субъекта после проведения конкурсного отбора и признания его победителем такого конкурсного отбора.

        Вместе с тем, как следует из объяснений ОМВД России по Советскому району, представленных по запросу Ханты-Мансийского УФАС России правовые основания для заключения договора от 11.04.2018г. с ИП Мажара А.С., отсутствовали.

        Таким образом, из приведенного выше следует, что договор от 11.04.2018г. заключен между ОМВД России по Советскому району и ИП <<___>> без проведения конкурсного отбора.

        На основании приказа Ханты-Мансийского УФАС России от 07.11.2018г. №121 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ОМВД России по Советскому району и ИП <<___>> возбуждено дело №05-06-34/2018 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

        В соответствии с определением о назначении дела к рассмотрению от 22.11.2018г. №05-06/ТВ-6385, рассмотрение дела назначено на 18.12.2018г., у ОМВД России по Советскому району и ИП <<___>> запрошены необходимые документы и объяснения по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

        Согласно представленным ОМВД России по Советскому району объяснениям (вх.№02-7761 от 10.12.2018) переписка с ИП <<___>> по вопросу заключения договора хранения транспортных средств не осуществлялась, вопросы обсуждались при личной встрече представителя общества с бывшим начальником тыла ОМВД России по Советскому району <<___>>, который уволен с выходом на пенсию. Проект договора был предоставлен ИП <<___>> в адрес ОМВД России по Советскому району с пакетом учредительных документов, который прошел правовую экспертизу врио старшего юрисконсульта ОМВД России по Советскому району <<___>>. При этом нарушений Закона о защите конкуренции при проведении экспертизы выявлено не было.

        В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела от 18.12.2018г. №05-06/ТВ-7225, рассмотрение дела отложено на 07.02.2019г., у ИП <<___>> повторно запрошены необходимые документы и письменные объяснения по существу рассматриваемого дела.

        Определением об отложении рассмотрения дела от 07.02.2019г. №05-06/ТВ-814, рассмотрение дела отложено на 12.03.2019, у ИП <<___>> повторно запрошены необходимые документы и письменные объяснения по существу рассматриваемого дела.

        На основании определения от 07.02.2019г. №05-06/ТВ-815 срок рассмотрения дела 05-06-34/2018 продлен до 22.08.2019 года.

        Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 12.03.2019г. №28 в состав комиссии внесены изменения.

        На основании определения об отложении рассмотрения дела от 12.03.2019г. №05-06/ТВ-1614 рассмотрение дела отложено на 11.04.2019г., у ИП <<___>> повторно запрошены необходимые документы и письменные объяснения по существу рассматриваемого дела.

        Для рассмотрения дела у межрайонной ИФНС России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры истребована копия выписки из Единого реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ИП <<___>>.

        В связи с тем, что ИП <<___>> намерено не представлял документы и информацию для рассмотрения настоящего дела, которые неоднократно истребовались у предпринимателя, Комиссия Ханты-Мансийского России сочла возможным рассмотреть настоящее дело и установить все обстоятельства по документам, имеющимся в материалах дела.

        В связи с принятием Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дело отложено на 16.05.2019, о чем комиссией вынесено соответствующее определение. В адрес лиц, участвующих в деле направлено заключение об обстоятельствах дела.

        Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

        В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

        В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

        Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

        При этом, приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

        Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

        В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

        Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

       Предоставление ОМВД России по Советскому району права осуществлять услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств без применения конкурентных процедур обеспечивает ИП <<___>> более выгодные условия в осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с иными организациями (хозяйствующими субъектами), оказывающими аналогичные услуги, ограничивает их доступ к соответствующему товарному рынку.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 10.8 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 18026) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

        а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

        б) определение продуктовых границ товарного рынка;

        в) определение географических границ товарного рынка.

        Данный анализ носит ретроспективный характер. В ходе анализа временной интервал исследования товарного рынка определен с 11.04.2018 по 31.05.2018 года, т.е. с момента заключения договора от 11.04.2018г. между ОМВД России по Советскому району и ИП <<___>> до подписания между ними 31.05.2018г. соглашения о расторжении указанного договора.

        Продуктовые границы товарного рынка, принимая во внимание предмет договор от 11.04.2018г., заключенного между ОМВД России по Советскому району и ИП <<___>>, определены как деятельность стоянок для транспортных средств (ОКВЭД – 52.21.24), деятельность по буксировке автотранспортных средств (ОКВЭД – 52.21.25).

        Географические границы определены как Советский район, ХМАО-Югра, Тюменская область исходя из границы территории, на которой осуществляет свои полномочия ОМВД России по Советскому району (пункт 4 Положения об Межмуниципальном Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский», утвержденного Приказом УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 29.06.2011 №594).

        В случае объявления торгов любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации, мог стать участником таких торгов, и соответственно, получить возможность выхода на рассматриваемый товарный рынок. Но учитывая то, что фактически ОМВД России по Советскому району и ИП Мажара А.С. заключили договор от 11.04.2018г. без проведения торгов, то указанное свидетельствует о создании преимущественных условий для указанного хозяйствующего субъекта и заключении антиконкурентного соглашения.

        Факт осуществления деятельности ИП <<___>> в рамках заключенного договора от 11.04.2018г. подтверждается копиями протоколов задержания транспортных средств.  

        Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что действия ОМВД России по Советскому району и ИП <<___>> по заключению договора от 11.04.2018г., в соответствии с которым предприниматель без проведения торгов получил право осуществлять деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела от 11.04.2019г. (исх.№05-06/ТВ-2660 от 17.04.2019) в адрес лиц, участвующих в деле для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

Однако, представленным правом лица, участвующие в деле не воспользовались, а именно не представили свои пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания, поскольку установленное нарушение является оконченным, так как в соответствии с соглашением от 31.05.2018 года, договор от 11.04.2018 между ОМВД России по Советскому району и ИП <<___>> расторгнут.

        Руководствуясь статьей 23, часть. 1 стати 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

РЕШИЛА:

       

        1. Основания для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

        2. Признать действия Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» и индивидуального предпринимателя <<___>>, выразившиеся в заключении договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу от 11.04.2018 года без проведения торгов в порядке, предусмотренном Положением о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденного  Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012г. № 296-п нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать, в связи с расторжением между Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» и индивидуальным предпринимателем <<___>> договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу от 11.04.2018 года.

        4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.         

 

 

Председатель Комиссии                                                                    <<___>>

        

 

Члены Комиссии:                                                                                   <<___>>

                                                                                                                                                                  

                                                                                                                      

                                                                                                                   <<___>>

       

 

                                                                                                                  

 

 

        Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны