Решение б/н Решение по жалобе на действия Заказчика АО "СПОПАТ" от 14 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1627/2020

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.10.2020                                      г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<<--->> — заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<<--->> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<<--->> — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии заявителя <<--->>, надлежащим образом уведомленного о месте, времени и дате рассмотрения жалобы;

в присутствии представителей заказчика АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС) — <<--->>, действующей по доверенности от 10.07.2020 № 01-06/750; <<--->>, действующей по доверенности от 07.10.2020 № 01-06/1049/1;

рассмотрев жалобу <<--->> (вх. от 02.10.2020 № 1968-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» при проведении открытого конкурса в электронной форме оказание охранных услуг, извещение 32009493549, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <<--->> (далее — Заявитель) на действия Заказчика АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» (далее — Заказчик, АО «СПОПАТ») при проведении открытого конкурса в электронной форме оказание охранных услуг, извещение 32009493549.

Заявитель обжалует положения документации о закупке, так как считает, что установленные в документации о закупке требования неправомерны, противоречат действующему законодательству. В своей жалобе Заявитель просит внести изменения в закупочную документацию. Кроме того, Заявитель указывает на несоответствие сведений, указанных в извещении и в документации о закупке. По мнению Заявителя, указанные действия Заказчика вводят в заблуждение участников закупки и могут привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов, либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 09.10.2020.

Рассмотрение жалобы состоялось в назначенную дату при участии представителей Заказчика посредством ВКС.

Заказчик с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу. Считает, что при проведении закупочных процедур действовал правомерно, на основании Закона о закупках, Положения о закупках и в соответствии с закупочной документацией.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АО «СПОПАТ» (далее — Положение о закупках).  Положение о закупках утверждено Советом директоров АО «СПОПАТ», Протокол от 23.10.2018 № 78.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.

15.09.2020 на официальном сайте Единой информационной системы https://zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение 32009493549 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг.

17.09.2020 Заказчиком внесены изменения в документацию о закупке в связи с технической ошибкой. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 15.09.2020;

- дата и время окончания подачи заявок – 01.10.2020 в 09:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 02.10.2020.

Извещение о проведении закупки и вся документация опубликованы также на федеральной электронной площадке НЭП-Фабрикант www.fabrikant.ru.

Заявитель обратился в Федеральную антимонопольную службу России с жалобой на действия Заказчика 29.09.2020, то есть до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Так как Заказчик находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, жалоба Заявителя была направлена по подведомственности в Ханты-Мансийское УФАС России для рассмотрения по существу (вх. от 02.10.2020 № 1968-ж).

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев документацию о закупке, а также доводы Заявителя и Заказчика, установила следующее.

На основании части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона. Участники закупки представляют заявки на участие в конкурентной закупке согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что на дату рассмотрения жалобы в ЕИС и на Федеральной электронной площадке НЭП-Фабрикант Заказчиком размещено извещение № 32009493549 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание охранных услуг.

Наряду с извещением Заказчиком размещена документация о закупке, а также Техническое задание (раздел № 2 документации) и проект договора по оказанию охранных услуг (раздел № 3 документации) в виде отдельных файлов (текстовых документов). В документации указано, что закупка проводится в форме запроса котировок в электронной форме на оказание охранных услуг (номер закупки 37 3К/20).

При этом, в части 6 документации о закупке содержатся критерии оценки заявок участников: цена договора, численность работников, материально-техническое оснащение. Участник в письменной форме сообщает о предложении по каждому из критериев с указанием точного количества предлагаемых характеристик с обязательным приложением подтверждающих документов по каждому критерию согласно части 4 документации. А в части 5 документации предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, оценки заявок и подведения итогов закупки:

«При поступлении с электронной торговой площадки заявок участников, Комиссия по закупкам в срок, установленный Извещением и Документацией о закупке, рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в Документации о закупке, и оценивает заявки. На основании результатов оценки и сопоставления конкурсных заявок Комиссией каждой конкурсной заявке относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Конкурсной заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких конкурсных заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается конкурсной заявке, которая поступила ранее других конкурсных заявок, содержащих такие условия. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора, и конкурсной заявке которого присвоен первый номер».

Конкурентные закупки осуществляются в соответствии с порядком, установленным статьей 3.2 Закона о закупках.

Согласно части 16 статьи 3.2. Закона о закупках под конкурсом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 20 статьи 3.2. Закона о закупках под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Извещение и документация о закупке размещены Заказчиком в порядке и сроки, установленные для проведения открытого конкурса, в части 5, 6 документации о закупке содержится указание на порядок рассмотрения заявок, оценки заявок и подведения итогов закупки, применяемых для открытого конкурса.

Исходя из положений Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что сроки, требования, порядок рассмотрения и оценки заявок, установленные в документации, не соответствуют установленному порядку проведения запроса котировок в электронной форме, вместе с тем, соответствуют порядку проведения открытого конкурса в электронной форме.

Также установлено, что начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦ), указанная в извещении в первоначальной редакции – 7 675 248 рублей; в то же время согласно документации о закупке НМЦ составляет 7 344 384 рублей, с НДС 20%.    

Заказчик пояснил, что отличие НМЦ договора, установленной в извещении и документации о закупке не противоречит требованиям Закона о закупках и Положению о закупках, так как НМЦ - 7 675 248 рублей при формировании извещения была сгенерирована из плана закупок, размещенного в ЕИС в декабре 2019 года. На момент размещения закупки НМЦ договора составила 7 344 384 рублей. Согласно пункту 3 статьи 7 Положения о закупках АО «СПОПАТ» не требуется корректировка Плана начальной максимальной цены при условии, если НМЦ отличается от плановой стоимости закупки не более чем на 10%.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает довод Заказчика необоснованным, поскольку положение пункта 3 статьи 7 Положения о закупках относится к порядку изменения Заказчиком Плана закупок, а не извещения и (или) документации по конкретной конкурентной закупке.

В соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение, документацию о закупке (в том числе изменения НМЦ договора), размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. Аналогичное положение предусмотрено в части 11 статьи 7 Положения о закупках Заказчика.

В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Представители Заказчика на заседании комиссии Ханты-Мансийского УФАС России пояснили, что до окончания срока подачи заявок 01.10.2020 не поступило ни одной заявки на участие в закупке. В связи с этим Заказчиком 01.10.2020 было принято решение о продлении срока подачи заявок до 08.10.2020. На дату рассмотрения жалобы на ЭТП поступило три заявки на участие в закупке.

При этом, сведения об изменении срока проведения закупочных процедур опубликованы только на ЭТП. На дату рассмотрения жалобы 09.10.2020 указанные изменения не внесены Заказчиком в документацию о закупке, а также в извещение, размещенное заказчиком в единой информационной системе.

Как пояснили представители Заказчика, разночтения между извещением о закупке и закупочной документацией вызваны ошибкой сотрудника при размещении извещения в ЕИС и на ЭТП в сети интернет.               

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Таким образом, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и документация о проведении запроса котировок в электронной форме содержат противоречащие сведения относительно способа проведения закупки, начальной (максимальной) стоимости, сроков проведения закупочных процедур, что не позволяет участникам закупки определить способ и сроки проведения закупки, НМЦ договора и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик своими действиями, выразившимися в размещении противоречивой информации о закупке, вводит в заблуждение участников закупки, нарушает части 5, 8 статьи 4 Закона о закупках, часть 11 статьи 7 Положения о закупках.

Несоблюдение требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе указывает, что техническое задание, являющееся частью закупочной документации (раздел 2 документации), составлено некорректно: в документацию о закупке на оказание охранных услуг Заказчиком неправомерно включены положения, предполагающие оказание охранной организацией одновременно как услуг в сфере охраны, так и услуг по обеспечению транспортной безопасности.

По мнению Заявителя, положения документации об обеспечении частной охранной организацией транспортной безопасности противоречат статье 15.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1), согласно которой частная охранная организация не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.

Заказчик с доводом Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу, считает, что требования к участникам закупки установлены в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев документацию о закупке Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно п. 1.4 Документации о закупке предметом договора является оказание охранных услуг (код ОКПД 2 – 80.10.12; код ОКВЭД 2 – 80.10). Объем и условия оказания услуг определены в Техническом задании на оказание услуг (Раздел 2 Документации). В соответствии с Техническим заданием Заказчик передает, а Исполнитель принимает под охрану объекты транспортной инфраструктуры АО «СПОПАТ», расположенные по адресу: г. Сургут, ул. Производственная, д.16, ул. Производственная, 14/1. Под охраной состоят: сотрудники и производственная территория Заказчика, включая здания, сооружения и имущество.

В пункте 1.2.5 Технического задания предусмотрены обязанности охранников на посту и маршруте патрулирования. На трех постах охранники должны выполнять следующие обязанности:

  1. Обеспечение контрольно-пропускного режима, путём контроля за проходом граждан и сотрудников предприятия через калитку, турникет, ворота по удостоверениям, пропускам, а также письменным заявкам оформленным в соответствии с установленными руководством АО «СПОПАТ» требованиями.
  2. Пропуск на территорию транспортных средств предприятия в соответствии с Инструкцией об организации пропускного и внутриобъектового режимов с досмотром транспортных средств в соответствии с транспортной безопасностью.
  3. Осуществление контроля за въездом и выездом автотранспорта с территории предприятия с досмотром транспортных средств в соответствии с транспортной безопасностью.
  4. Обеспечение сохранности принятых под охрану помещений и имущества.
  5. Обеспечение защиты здоровья и жизни работников предприятия.
  6. Видеоконтроль за объектами и территорией предприятия, используя систему видеонаблюдения на посту.
  7. Осуществление круглосуточного контроля за работоспособностью систем охранно-пожарной сигнализации и видеонаблюдения.
  8. Осуществление особого контроля выноса - вноса (вывоза – ввоза) материальных ценностей.
  9. Обеспечение охраны денежных средств во время проведения инкассации.
  10. Своевременная передача информации о выявленных нарушениях пропускного и внутриобъектового режимов старшему смены и ответственным лицам Заказчика.

Согласно пункту 1.1 Проекта Договора (раздел № 3 Документации о закупке) Исполнитель по заданию Заказчика обязуется оказать услуги по физической охране своими силами и средствами: жизни и здоровья сотрудников Заказчика на объекте; имущества (движимого и недвижимого), принадлежащего Заказчику или находящегося у Заказчика на ответственном хранении; территории и имущества, принадлежащих Заказчику на праве собственности и/или аренды; общественного порядка, на территории объекта Заказчика.

Законом № 2487-1 частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Согласно статьи 3 Закона № 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

В соответствии с абзацем 6 статьи 11 Закона № 2487-1, частные охранные организации вправе оказывать охранные услуги в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

Частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Объекты транспортной инфраструктуры не включены в Перечень объектов, на которые охранная деятельность не распространяется в соответствии с Постановлением Правительства от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Таким образом, частные охранные организации имеют право осуществлять охранную деятельность объектов транспорта и при этом они обязаны защищать их от актов незаконного вмешательства и от любых противоправных посягательств, руководствуясь при этом пунктом 3 части 3 статьи 12.1 Закона № 2487-1.

Деятельность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляют субъекты транспортной инфраструктуры. Она направлена на реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) установлено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 12.2 Закона № 16-ФЗ организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиков. При этом, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.

Согласно п. 7.1 статьи 1 Закона № 16-ФЗ подразделения транспортной безопасности – это осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Частные охранные организации не относятся к подразделениям транспортной безопасности, следовательно, не проводят досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии со ст. 12.2 Закона № 16-ФЗ. Оказывая охранные услуги на объектах транспорта, частные охранные организации осуществляют охранную деятельность, а не деятельность по обеспечению транспортной безопасности и поэтому на них не могут распространяться требования, предъявляемые к субъектам обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, довод Заявителя обоснован частично: частные охранные организации имеют право оказывать услуги по охране на объектах транспорта в соответствии с Законом № 2487-1. При этом, частные охранные организации не относятся подразделениям транспортной безопасности и не могут осуществлять деятельность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в порядке Закона № 16-ФЗ.

Следовательно, требование Заказчика о наличии у участника одновременно лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Законом № 2487-1 и требования о наличии у руководителей и сотрудников удостоверений о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности, документов о получении  знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для иных работников, субъектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности неправомерно, поскольку участник закупки, являющийся частной охранной организацией, не является подразделением транспортной безопасности, так же как подразделение транспортной безопасности не является частной охранной организацией.

В связи с вышеизложенным, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает неправомерными следующие положения закупочной документации:

  1. Обязанности охранников осуществлять действия, связанные с досмотром транспортных средств в соответствии с транспортной безопасностью (пункт 1.2.5 Технического задания, Пост № 1, подпункт 3; Пост № 2, подпункт 7).
  2. Требования к участникам закупки о наличии у участника одновременно лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Законом № 2487-1 и требования о наличии у руководителей и сотрудников удостоверений о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности, документов о получении  знаний, умений, навыков, являющихся обязательными для иных работников, субъектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности (пп. 6 п. 1.20; пп. 14, 14.1, 14.2 п. 14 для юридических лиц; пп. 10, 10,1, 10,2 п. 14 для физических лиц и индивидуальных предпринимателей).

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС приходит к выводу, что действия Заказчика при проведении закупки № 32009493549 нарушают часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 3, части 5, 8, 11 статьи 4 Закона о закупках, часть 11 статьи 7 Положения о закупках.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, могут ограничить количество участников закупки и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОО «Беркут» (вх. от 02.10.2020 № 1968-ж) на действия Заказчика АО «Сургутское производственное объединение пассажирского автотранспорта» при проведении открытого конкурса в электронной форме оказание охранных услуг, извещение 32009493549, частично обоснованной.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание.

3. Передать материалы жалобы № 086/07/3-1627/2020 уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    <<--->>

 

 

Члены Комиссии:                                                                <<--->>                                                                                                

 

                                                                                                                              <<--->>

Связанные организации

Связанные организации не указаны