Решение №АМ/4577/21 РЕШЕНИЕ по делу №086/01/16-1451/2020 от 10 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/16-1451/2020

 

 

резолютивная часть решения оглашена «03» июня 2021 года

решение в полном объеме изготовлено «10» июня 2021 года г. Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

<<___>> – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

<<___>> – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

<<___>> – заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

рассмотрев дело №086/01/16-1451/2020 по признакам нарушения Администрацией Белоярского района и Фондом развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствии представителя заявителя от прокуратуры г.Белоярский, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей ответчика по делу от Администрации Белоярского района <<___>>, действующего по доверенности №02-1-05-3317 от 12.10.2020,

в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ответчика по делу – директора Фонда развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» <<___>> (согласно сведениям ЕГРЮЛ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) поступили заявление и материалы прокуратуры города Белоярский (вх.№02-4577 от 02.06.2020), содержащие сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Администрации Белоярского района (далее – Администрация) при предоставлении субсидии некоммерческой организации в целях финансового обеспечения затрат, связанных с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории.

По результатам рассмотрения заявления и материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №086/01/16-145/2020 по признакам нарушения Администрацией и Фондом развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» (далее – Фонд) статьи 16 Закона о защите конкуренции, что подтверждается приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 02.09.2020 №223.

В соответствии с определением о назначении дела №086/01/16-1451/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 17.09.2020, рассмотрение дела назначено на 22.10.2020, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы (информация) и объяснения по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Определением об отложении рассмотрения дела от 22.10.2020 рассмотрение дела №086/01/16-1451/2020 назначено на 24.12.2020, у Администрации и Фонда запрошены необходимые документы.

В соответствии с определением о продлении срока рассмотрения дела от 22.10.2020 срок рассмотрения дела №086/01/16-1451/2020 продлен до 17.06.2021.

Определением об отложении рассмотрения дела от 24.12.2020 рассмотрение дела №086/01/16-1451/2020 назначено на 05.02.2021, у лиц, участвующих в деле, запрошены необходимые документы.

Определением от 05.02.2021 рассмотрение дела №086/01/16-1451/2020 отложено на 12.03.2021, у Администрации запрошены необходимые документы.

Определением об отложении рассмотрения дела от 12.03.2021 рассмотрение дела №086/01/16-1451/2020 назначено на 08.04.2021, у Администрации запрошены необходимые документы.

Определением от 08.04.2021 рассмотрение дела №086/01/16-1451/2020 отложено на 26.04.2021, у Администрации и Фонда запрошены необходимые документы.

В связи с отсутствием кворума определением от 26.04.2021 рассмотрение дела №086/01/16-1451/2020 отложено на 31.05.2021.

31.05.2021 в рассмотрении дела №086/01/16-1451/2020 объявлен перерыв до 03.06.2021.

03.06.2021 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

Постановлением Администрации Белоярского района от 17.09.2018 №819 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Белоярского района некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в целях финансового обеспечения затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся многоквартирных домов на территории Белоярского района (далее – Порядок №819 от 17.09.2018).

Согласно абзацу 2 пункта 1 Порядка №819 от 17.09.2018 целью субсидирования является финансовое обеспечение затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся многоквартирных домов на территории Белоярского района, осуществляемого некоммерческой организацией, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.

Пунктом 5 Порядка №819 от 17.09.2018 установлено, что размер предоставляемой субсидии на указанные цели определяется Администрацией в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Думы Белоярского района от 24.11.2017 №72 «О бюджете Белоярского района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Администрации на цели, указанные в абзаце 2 пункта 1 настоящего Порядка, и не может превышать сумму 10 470 000 рублей.

17.12.2018 между Администрацией и Фондом заключено соглашение о предоставлении из бюджета Белоярского района субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее – Соглашение от 17.12.2018).

Предметом Соглашения от 17.12.2018 является предоставление Фонду из бюджета Белоярского района в 2018 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся жилых домов на территории Белоярского района (далее – субсидия) в рамках подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства на территории Белоярского района» муниципальной программы Белоярского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Белоярского района в 2014-2020 годах» (пункт 1.1 Соглашения от 17.12.2018).

Размер субсидии составил 10 470 000 рублей (пункт 2.1 Соглашения от 17.12.2018).

18.12.2018 на основании распоряжения Администрации Белоярского района от 17.12.2018 №372-р «О перечислении субсидии Фонду развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» субсидия в размере 10 470 000 рублей перечислена на расчетный счет Фонда, что подтверждается платежным поручением №366.

Из представленных в материалы дела платежных поручений, а также карточки счета 86.01 за 2018 год следует, что средства субсидии направлены Фондом на оплату работ по следующим договорам:

- договору подряда №11/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по устройству наружной сети газоснабжения объекта «Многоквартирный дом <<___>> г.Белоярский», цена договора – 122 123,52 рубля, платежное поручение №868 от 21.12.2018;

- договору подряда №12/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по устройству наружной сети газоснабжения объекта «Многоквартирный дом <<___>> г.Белоярский», цена договора – 122 660,70 рублей, платежное поручение №869 от 21.12.2018;

- договору подряда №13/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по выносу сети газоснабжения с пятна застройки объекта «Многоквартирный дом <<___>> в п.Сосновка Белоярского района», цена договора – 609 186,81 рублей, платежное поручение №866 от 21.12.2018;

- договору подряда №14/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по устройству наружных сетей водоснабжения объекта «20-ти квартирный жилой дом <<___>> п.Верхнеказымксий Белоярского района», цена договора – 533 403,45 рублей, платежное поручение №864 от 21.12.2018;

- договору подряда №15/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по выносу сети канализации с пятна застройки объекта «Многоквартирный дом <<___>> в п.Сосновка Белоярского района», цена договора – 752 259,44 рублей, платежное поручение №865 от 21.12.2018;

- договору подряда №16/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по устройству наружной сети тепловодоснабжения объекта «Многоквартирный дом <<___>> г.Белоярский», цена договора – 402 353,68 рубля, платежное поручение №867 от 21.12.2018;

- договору подряда №17/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по устройству наружных сетей тепловодоснабжения объекта «42-х квартирный жилой дом <<___>> п.Верхнеказымксий Белоярского района», цена договора – 798 743,65 рубля, платежное поручение №862 от 21.12.2018;

- договору подряда №18/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по устройству наружных сетей тепловодоснабжения объекта «24-х квартирный жилой дом <<___>> п.Верхнеказымксий Белоярского района», цена договора – 2 664 413,47 рубля, платежное поручение №861 от 21.12.2018;

- договору подряда №19/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по устройству наружных сетей тепловодоснабжения объекта «20-ти квартирный жилой дом <<___>> п.Верхнеказымксий Белоярского района», цена договора – 364 133,08 рублей, платежное поручение №863 от 21.12.2018;

- договору подряда №20/18 от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по благоустройству придомовой территории жилого <<___>> в с.Полноват Белоярского района, цена договора – 2 152 844,49 рубля, платежное поручение №860 от 21.12.2018;

- договору подряда от 10.09.2018, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по устройству наружных сетей тепловодоснабжения объекта «Жилой дом <<___>> в с.Казым Белоярского района», цена договора – 1 347 541,71 рубль, платежное поручение №850 от 20.12.2018;

- договору подряда от 03.09.2018, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по строительству подводящих инженерных сетей газоснабжения к жилому дому <<___>> г.Белоярский, цена договора – 600 336 рублей, платежное поручение №260 от 12.04.2019.

Постановлением Администрации Белоярского района от 22.04.2019 №364 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета Белоярского района некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в целях финансового обеспечения затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся многоквартирных домов на территории Белоярского района (далее – Порядок №364 от 22.04.2019).

Согласно абзацу 2 пункта 1 Порядка №364 от 22.04.2019 целью субсидирования является финансовое обеспечение затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся многоквартирных домов на территории Белоярского района, осуществляемого некоммерческой организацией, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.

Пунктом 5 Порядка №364 от 22.04.2019 установлено, что размер предоставляемой субсидии на указанные цели определяется Администрацией в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Думы Белоярского района от 29.11.2018 №52 «О бюджете Белоярского района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Администрации на цели, указанные в абзаце 2 пункта 1 настоящего Порядка, и не может превышать сумму 8 000 000 рублей.

26.04.2019 между Администрацией и Фондом заключено соглашение о предоставлении из бюджета Белоярского района субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями (далее – Соглашение от 26.04.2019).

Предметом Соглашения от 26.04.2019 является предоставление Фонду из бюджета Белоярского района в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся жилых домов на территории Белоярского района (далее – субсидия) в рамках подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства на территории Белоярского района» муниципальной программы Белоярского района «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Белоярского района в 2019-2024 годах» (пункт 1.1. Соглашения от 26.04.2019).

Размер субсидии составил 8 000 000 рублей (пункт 2.1 Соглашения от 26.04.2019).

30.04.2019 на основании распоряжения Администрации Белоярского района от 26.04.2019 №112-р «О перечислении субсидии Фонду развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» субсидия в размере 8 000 000 рублей перечислена на расчетный счет Фонда, что подтверждается платежным поручением №332.

09.08.2019 между Администрацией и Фондом заключено дополнительное соглашение к Соглашению от 26.04.2019 (далее – Дополнительное соглашение от 09.08.2019), которым внесены изменения в пункт 2.1 Соглашения от 26.04.2019, размер субсидии увеличен до 13 134 428,02 рублей (пункт 1.1 Дополнительного соглашения от 09.08.2019).

09.08.2019 на основании распоряжения Администрации Белоярского района от 09.08.2019 №225-р «О перечислении субсидии Фонду развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» субсидия в размере 5 134 428,02 рублей перечислена на расчетный счет Фонда, что подтверждается платежным поручением №713.

03.12.2019 между Администрацией и Фондом заключено дополнительное соглашение №2 к Соглашению от 26.04.2019 (далее – Дополнительное соглашение №2 от 03.12.2019), которым внесены изменения в пункт 2.1 Соглашения от 26.04.2019, размер субсидии увеличен до 15 046 137,02 рублей (пункт 1.1 Дополнительного соглашения №2 от 03.12.2019).

12.12.2019 на основании распоряжения Администрации Белоярского района от 09.12.2019 №348-р «О перечислении субсидии Фонду развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище» субсидия в размере 1 911 709 рублей перечислена на расчетный счет Фонда, что подтверждается платежным поручением №515.

Из представленных в материалы дела платежных поручений, а также карточки счета 86.01 за 2019 год следует, что средства субсидии направлены Фондом на оплату работ по следующим договорам:

- договору подряда №6/19 от 17.05.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по устройству внутридворового проезда жилого дома <<___>> г.Белоярский, стоимость выполненных работ в соответствии с соглашением о расторжении договора подряда от 02.08.2019 – 3 499 077 рублей, платежные поручения - №398 от 04.07.2019, №408, №409 от 09.07.2019, №439 от 25.07.2019, №479 от 13.08.2019;

- договору подряда №7/19 от 20.05.2019, заключенному с <<___>>, на выполнение работ по благоустройству территории объекта (устройство тротуара), расположенного по адресу: г.Белоярский, <<___>>, цена договора – 2 821 207 рублей, платежное поручение - №410 от 09.07.2019;

- договору подряда №11/19 от 07.06.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по озеленению придомовой территории жилых домов <<___>> г.Белоярский, цена договора – 727 308 рублей, платежное поручение - №477 от 09.08.2019;

- договору подряда №15/19 от 15.07.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по вертикальной планировке и озеленению застраиваемой территории жилого дома, расположенного по адресу: г.Белоярский, <<___>>, цена договора – 600 389 рублей, платежное поручение - №476 от 09.08.2019;

- договору подряда №17/19 от 15.07.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по устройству внутридворового проезда и тротуара возле жилого дома <<___>> в п.Сорум Белоярского района, цена договора – 1 469 016 рублей, платежное поручение - №489 от 20.08.2019;

- договору подряда №13/19 от 07.06.2019, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по монтажу сетей наружного освещения объекта, расположенного по адресу: г.Белоярский, <<___>>, цена договора – 300 972 рубля, платежное поручение - №509 от 06.09.2019;

- договору подряда №18/19 от 12.08.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по вертикальной планировке и озеленению застраиваемой территории жилого дома, расположенного по адресу: г.Белоярский, <<___>>, цена договора – 276 000 рублей, платежное поручение - №511 от 13.09.2019;

- договору подряда №14/19 от 17.06.2019, заключенному с <<___>>, на выполнение работ по благоустройству территории объекта (устройство тротуара), расположенного по адресу: г.Белоярский, <<___>>, цена договора – 748 073 рубля, платежное поручение - №522 от 20.09.2019;

- договору подряда №20/19 от 03.09.2019, заключенному с АО <<___>>, на выполнение работ по переносу инженерных сетей электроснабжения с пятна застройки объекта «5-ти этажный жилой дом <<___>> г.Белоярский», цена договора – 59 486 рублей, платежное поручение - №536 от 01.10.2019;

- договору подряда №21/19 от 03.09.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по вертикальной планировке и озеленению застраиваемой территории жилого дома, расположенного по адресу: Белоярский район, <<___>>, цена договора – 386 926 рублей, платежное поручение - №535 от 01.10.2019;

- договору подряда №22/19 от 10.09.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по изготовлению и монтажу ограждения площадки с навесом в районе жилого дома <<___>>, г.Белоярский, цена договора – 100 000 рублей, платежное поручение - №580 от 07.11.2019;

- договору подряда №9/19 от 28.05.2019, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по благоустройству жилого дома <<___>> в п.Лыхма Белоярского района (второй этап), цена договора – 1 441 453,02 рубля, платежное поручение - №592 от 26.11.2019;

- договору подряда №СУ926-246-СП-08.19 от 15.08.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение комплекса работ по устройству внутридворового проезда «5-ти этажный жилой дом <<___>> г.Белоярский», стоимость выполненных работ в соответствии с соглашением о расторжении договора подряда от 29.10.2019 – 1 065 323 рубля, платежное поручение - №611 от 13.12.2019;

- договору подряда №12/19 от 07.06.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по благоустройству придомовой территории жилого дома <<___>> в с.Казым Белоярского района, цена договора – 463 570 рублей, платежное поручение - №612 от 13.12.2019;

- договору подряда №24/19 от 02.10.2019, заключенному с ООО <<___>>, на выполнение работ по отсыпке территории на объекте «5-ти этажный жилой дом <<___>> г.Белоярский», цена договора – 269 765 рублей, платежые поручения - №624 от 20.12.2019;

- договору подряда №23/19 от 10.09.2019, заключенному с ИП <<___>>, на выполнение работ по устройству наружных сетей тепловодоснабжения к объекту «Жилой дом <<___>> г.Белоярский», цена договора – 817 571 рубль, платежное поручение - №629 от 24.12.2019.

В соответствии с платежным поручением №77 от 07.02.2020 неиспользованный остаток субсидии в размере 1 рубля возвращен на расчетный счет Администрации.

Таким образом, в 2018-2019 годах Фондом заключено 28 договоров с хозяйствующими субъектами на осуществление работ, связанных с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся жилых домов на территории Белоярского района на общую сумму 25 516 136 рублей.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к полномочиям муниципального района.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов также обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении», полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункты 4.2, 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ).

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09.11.2017 №2516-О, решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.

Таким образом, строительство подводящих инженерных сетей и благоустройство придомовой территории строящихся жилых домов относится к потребностям муниципального образования, так как способствует достижению целей организации в границах муниципального района электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, а также благоустройства территорий.

Порядок №819 от 17.09.2018 и Порядок №364 от 22.04.2019, в соответствии с которыми Фонду предоставлены субсидии в 2018-2019 годах, разработаны в соответствии с частью 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ).

Согласно части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Частью 2 статьи 78.1 БК РФ установлено, что в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Однако из вышеизложенного следует, что субсидии направлены на оплату выполненных работ (строительство подводящих инженерных сетей и благоустройство придомовой территории строящихся жилых домов) для муниципальных нужд, что регулируется статьей 72 БК РФ, согласно которой закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 54 Федерального закона №131-ФЗ.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе).

Действующее законодательство связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросов местного значения, следовательно, к данным правоотношениям должны применяться процедуры закупок, направленные на обеспечение единства экономического пространства, эффективного использования средств бюджета, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в конкурентных процедурах отбора исполнителя работ, развитие добросовестной конкуренции.

Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджетов, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Исходя из законодательного определения муниципальных услуг, получателем (приобретателем) муниципальных услуг (работ) являются физические и юридические лица, а не орган местного самоуправления.

Предоставление субсидий некоммерческим организациям производится в случае выполнением ими муниципальных заданий по оказанию услуг или выполнению работ для физических и юридических лиц, а не в отношении тех услуг (работ), которые оказываются для органа местного самоуправления в целях обеспечения муниципальных нужд.

К тому же, согласно сведениям ЕГРЮЛ строительство инженерных коммуникаций и благоустройство территорий к видам деятельности, осуществляемым Фондом, не отнесены.

Уставом Фонда указанные виды деятельности также не предусмотрены.

Таким образом, строительство подводящих инженерных сетей и благоустройство территории, относящиеся к муниципальным нуждам, осуществлены без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 названной нормы.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции.

Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществление действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Выделение органами местного самоуправления бюджетных средств некоммерческой организации на выполнение работ (услуг) в случаях, когда такие работы и (или) услуги обращаются на функционирующих товарных рынках или торгах, и могут осуществляться другими хозяйствующими субъектами, уже реализующими или имеющими возможность реализовать такой товар или услугу на соответствующем товарном рынке или торгах, является нарушением требований пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Из представленных в материалы дела договоров подряда, карточек счета 86.01 следует, что работы по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству территории по указанным договорам оплачены за счет средств предоставленной Фонду субсидии из средств бюджета Белоярского района.

Вместе с тем, по сведениям Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу (вх.№02-3163 от 14.04.2021) на территории Белоярского района зарегистрирована только одна некоммерческая организация с видом экономической деятельности строительство жилых и нежилых зданий.

При этом Порядок №819 от 17.09.2018 и Порядок №364 от 22.04.2019 регулируют предоставление субсидии в целях финансового обеспечения затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся многоквартирных домов на территории Белоярского района, осуществляемого некоммерческой организацией, не являющейся государственным (муниципальным) учреждением.

Из представленных в материалы дела Фондом договоров подряда (№20/18 от 03.09.2018 с ИП <<___>>, №б/н от 10.09.2018 с ООО <<___>>, №17/19 от 15.07.2019 с ООО <<___>>, №22/19 от 10.09.2019 с ООО <<___>>, №9/19 от 28.05.2019 с ИП <<___>>) и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (№86-ru86509000-544-2017 от 24.11.2017, №86-ru86509000-540-2017 от 01.11.2017, №86-ru86509000-520-2016 от 20.10.2016, №86-ru86509000-557-2018 от 22.06.2018, №86-ru86509000-563-2018 от 06.11.2018) следует, что строительство жилых домов <<___>> в с.Полноват Белоярского района; <<___>> в с.Казым Белоярского района; <<___>> в п.Сорум Белоярского района; <<___>>, г.Белоярский; <<___>> в п.Лыхма Белоярского района завершено задолго до начала работ по договорам (от одного года до трех лет).

Помимо того, что указанные многоквартирные дома введены в эксплуатацию и не попадают под действие Порядка №819 от 17.09.2018 и Порядка №364 от 22.04.2019, в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом многоквартирном доме, которые в соответствии с частью 2 этой же статьи владеют, пользуются и в установленных действующим законодательством пределах распоряжаются указанным имуществом.

Таким образом, правомерность проведения Фондом работ по благоустройству на территории указанных земельных участков с последующим получением субсидии на финансовое обеспечение соответствующих затрат Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России ставится под сомнение.

Также в материалы дела Фондом не представлено документов, подтверждающих владение Фондом на праве аренды или ином вещном праве земельными участками, на которых проводились работы по договорам №13/18 от 03.09.2018, №15/18 от 03.09.2018 и №18/18 от 03.09.2018, заключенных с ИП <<___>>, на дату заключения указанных договоров и дату предоставления субсидии (17.12.2018). Также Фондом в пояснениях (вх.№3729/21 от 26.04.2021) указано, что разрешения на строительство на указанных земельных участках Фонду не выдавались.

В ходе рассмотрения представитель Администрации пояснил, что Порядком №819 от 17.09.2018 (как и Порядком №364 от 22.04.2019) не установлено требование о предоставлении некоммерческой организацией вышеуказанных документов, а также требование о проверке Администрацией нахождение земельного участка у некоммерческой организации на законных основаниях, наличие у такой организации разрешения на строительство на соответствующем земельном участке, а также установление факта нахождения многоквартирного дома на стадии строительства (отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).

Установив отсутствие в Порядке №819 от 17.09.2018 и Порядке №364 от 22.04.2019 требований о предоставлении некоммерческой организацией документов, подтверждающих нахождение земельного участка у некоммерческой организации на законных основаниях, наличие у такой организации разрешения на строительство на соответствующем земельном участке, а также отсутствие у Администрации полномочий по проверке названных обстоятельств, в том числе нахождение многоквартирного дома на стадии строительства (отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию), Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации и Фонда по предоставлению последнему субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся жилых домов на территории Белоярского района нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку Фонд является единственной некоммерческой организацией, осуществляющей строительство многоквартирных жилых домов на территории Белоярского района, и конкуренция на указанном рынке среди некоммерческих организаций отсутствует.

В то же время Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что из материалов дела, а также представленных Администрацией пояснений (вх.№02-10692 от 15.12.2020) следует, что указанные субсидии в 2018 – 2019 годах получал только Фонд, иные лица за получением субсидии не обращались.

Как указывалось ранее, Фонд является единственной некоммерческой организацией на территории Белоярского района, осуществляющей деятельность по строительству жилых и нежилых зданий, и подпадающей под категории получателей субсидии, установленные пунктом 4 Порядка №819 от 17.09.2018 и пунктом 4 Порядка №364 от 22.04.2019.

Указанные Порядки также не содержат критерий определения получателя субсидии в случае поступления заявок от нескольких претендентов.

Данные обстоятельства, по мнению Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России, свидетельствуют об установлении в Порядке №819 от 17.09.2018 и Порядке №364 от 22.04.2019 таких условий, при которых на получение субсидии может претендовать только Фонд.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, принятие Администрацией Порядка №819 от 17.09.2018 и Порядка №364 от 22.04.2019, предусматривающих получение субсидии из местного бюджета определенному хозяйствующему субъекту – Фонду, свидетельствует о наличии в действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.

В силу подпункта «г» пункта 3 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2017 №541, действовавшего на дату утверждения Порядка №819 от 17.09.2018 и Порядка №364 от 22.04.2019, в нормативно-правовом акте указываются категории и критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса, с указанием в правовом акте способов и порядка проведения такого отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

В данном случае, как было указано выше, Порядками не установлены критерии определения получателя субсидии, следовательно, невозможно установить, каким образом уполномоченный орган выбирает получателя субсидии, в том числе, кому и в каком отношении, будут предоставлены субсидии в случае наличия нескольких претендентов.

Таким образом, в действиях Администрации по принятию Порядка №819 от 17.09.2018 и Порядка №364 от 22.04.2019, предусматривающих условия предоставления субсидии, которым соответствует единственное лицо (Фонд), усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что 27.05.2021 постановлением Администрации Белоярского района №419 «О признании утратившими силу отдельных актов администрации Белоярского района» Порядок №819 от 17.09.2018 и Порядок №364 от 22.04.2019 признаны утратившими силу, в связи с чем основания для выдачи предупреждения в порядке статьи 39.1 Закона о защите конкуренции отсутствуют.

Таким образом, на основании представленных в материалы дела №086/01/16-1451/2020 документов и доказательств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Администрации и Фонда по предоставлению последнему субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с организацией и проведением мероприятий по строительству подводящих инженерных сетей и благоустройству придомовой территории строящихся жилых домов на территории Белоярского района нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, а также об отсутствии в действиях Администрации по Порядка №819 от 17.09.2018 и Порядка №364 от 22.04.2019, предусматривающих условия предоставления субсидии, которым соответствует единственное лицо (Фонд), нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в связи с признанием указанных Порядков утратившими силу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, часть 1 стати 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/16-1451/2020 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Администрации Белоярского района и Фонда развития жилищного строительства Белоярского района «Жилище».

 

 

Председатель Комиссии <<___>>

 

 

Члены Комиссии: <<___>>

 

 

<<___>>

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Решение может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны