Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу №05-06-33/2018 от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-33/2018

 

 

резолютивная часть решения оглашена «16» мая 2019 года

решение в полном объеме изготовлено «30» мая 2019 года                                                г. Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

–  <<___>> – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

– <<___>> – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

–  <<___>> – специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

рассмотрев дело №05-06-33/2018 по признакам нарушения Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» (ИНН 8615007380, ул.Гастелло, 17, г.Советский, Советский район, ХМАО-Югра, 628240) и Обществом с ограниченной ответственностью «Центр технической поддержки» (ИНН 8622024058, ул.Железнодорожная, 53 «А», оф.243, г.Югорск, ХМАО-Югра, 628260) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии на заседании представителя ответчика от Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

в отсутствии на заседании представителя ответчика от ООО «Центр технической поддержки», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

        В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре (далее Ханты-Мансийское УФАС России) поступило заявление ООО «Центр технической поддержки», содержащее сведения о заключении ОМВД России по Советскому району договоров на перемещение и хранение задержанных транспортных средств без проведения конкурсных процедур.

        Указанное заявление оставлено без рассмотрения по существу, как не соответствующее требованиям частей 1, 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции, а также пункта 3.6. Административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. №339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации».

        Вместе с тем, в рамках полномочий Ханты-Мансийского УФАС России, предусмотренных статьями 22, 23, 25 Закона о защите конкуренции у ОМВД России по Советскому району истребованы документы, из которых установлено следующее.

       Между ОМВД России по Советскому району и ООО «Центр технической поддержки» заключен договор о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу от 17.03.2017 года (далее – договор от 17.03.2017г.).

        В соответствии с предметом договора, ОМВД России по Советскому району в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.06.2012г. №84-оз «О перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении, оплате стоимости перемещения и хранения, возврате транспортных средств» передает задержанное транспортное средство, а ООО «Центр технической поддержки» осуществляет их транспортировку, хранение и выдачу. Хранение транспортных средств осуществляется на специализированной стоянке, расположенной по адресу: г.Югорск, <<___>>.

       Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2017 года. Если за 1 (один) месяц до окончания срока, установленного настоящим пунктом договора, стороны не выразили намерения о расторжении договора, договор автоматически пролонгируется.

        В соответствии с пунктом 1 статьи 2  Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012г. № 84-ОЗ «О перемещении транспортных средств на специализированную стоянку, их хранении, оплате расходов на перемещение и хранение, возврате транспортных средств» перемещение и хранение задержанного транспортного средства на территории городского округа, муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры осуществляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими специализированной стоянкой на праве собственности или ином законном основании, определяемыми конкурсной комиссией, создаваемой и осуществляющей деятельность в порядке, установленном Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

       Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012г. № 296-п утверждено Положение о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее – Положение).

        Настоящее Положение устанавливает порядок создания и деятельности комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

        Конкурсная комиссия создается при администрациях городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (пункт 2.1 Положения).

        В соответствии с пунктом 3.9 победителем конкурсного отбора признается участник, набравший наибольшее суммарное количество баллов, выставленных в экспертном листе по всем критериям.

        Победитель вправе заключать соответствующий договор с органами, уполномоченными осуществлять задержание транспортного средства (пункт 3.13 Положения).

        Таким образом, из приведенного выше следует, что право оказания услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств в определенном городском округе (районе) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры возникает у хозяйствующего субъекта после проведения конкурсного отбора и признания его победителем такого конкурсного отбора.

        Вместе с тем, как следует из объяснений ОМВД России по Советскому району, правовые основания для заключения договора от 17.03.2017г. с ООО «Центр технической поддержки», отсутствовали.

        С целью установления всех обстоятельств, Ханты-Мансийским УФАС Росии у Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса Администрации г.Югорска истребованы документы о проведении в 2017 году конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в городе Югорске.

       Из представленных документов следует, что на основании постановления Администрации г.Югорска от 26.06.2017г. №1548 принято решение о проведении конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в городе Югорске.

        На основании протокола от 03.08.2017 года победителем конкурсного отбора признано ООО «Центр технической поддержки».

                                                                              При этом из объяснений ОМВД России по Советскому району, представленных по запросу Ханты-Мансийского УФАС России следует, что услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств ООО «Центр технической поддержки» осуществляет в рамках действующего договора от 17.03.2017г.

        Таким образом, из приведенного выше следует, что договор от 17.03.2017г. заключен между ОМВД России по Советскому району и ООО «Центр технической поддержки» без проведения конкурсного отбора.

        На основании приказа Ханты-Мансийского УФАС России от 07.11.2018г. №120 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ОМВД России по Советскому району и ООО «Центр технической поддержки» возбуждено дело №05-06-33/2018 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

        В соответствии с определением о назначении дела к рассмотрению от 22.11.2018г. №05-06/ТВ-6384, рассмотрение дела назначено на 18.12.2018г., у ОМВД России по Советскому району и ООО «Центр технической поддержки» запрошены необходимые документы и объяснения по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

        Согласно представленным ОМВД России по Советскому району объяснениям (вх.№02-7762 от 10.12.2018) переписка с ООО «Центр технической поддержки» по вопросу заключения договора хранения транспортных средств не осуществлялась, вопросы обсуждались при личной встрече представителя общества с бывшим начальником тыла ОМВД России по Советскому району <<___>>, который уволен с выходом на пенсию. Проект договора был предоставлен ООО «Центр технической поддержки» в адрес ОМВД России по Советскому району с пакетом учредительных документов, который прошел правовую экспертизу старшим юрисконсультом ОМВД России по Советскому району <<___>>. При этом нарушений Закона о защите конкуренции при проведении экспертизы выявлено не было.

        В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела от 18.12.2018г. №05-06/ТВ-7224, рассмотрение дела отложено на 07.02.2019г., у ООО «Центр технической поддержки» запрошены необходимые документы и письменные объяснения по существу рассматриваемого дела.

        Определением об отложении рассмотрения дела от 07.02.2019г. №05-06/ТВ-807, рассмотрение дела отложено на 12.03.2019, у ООО «Центр технической поддержки» повторно запрошены необходимые документы и письменные объяснения по существу рассматриваемого дела.

        На основании определения от 07.02.2019г. №05-06/ТВ-808 срок рассмотрения дела 05-06-33/2018 продлен до 22.08.2019 года.

        Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 12.03.2019г. №27 в состав комиссии внесены изменения.

        На основании определения об отложении рассмотрения дела от 12.03.2019г. №05-06/ТВ-1613 рассмотрение дела отложено на 11.04.2019г., у ООО «Центр технической поддержки» повторно запрошены необходимые документы и письменные объяснения по существу рассматриваемого дела.

        Для рассмотрения дела у межрайонной ИФНС России №4 по Ханты-Мансийскому автономного округу-Югре истребована копия выписки из Единого реестра юридических лиц в отношении ООО «Центр технической поддержки».

        В связи с тем, что ООО «Центр технической поддержки» намерено не представляло документы и информацию для рассмотрения настоящего дела, которые неоднократно истребовались у общества, Комиссия Ханты-Мансийского России сочла возможным рассмотреть настоящее дело и установить все обстоятельства по документам, имеющимся в материалах дела.

        В связи с принятием Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дело отложено на 16.05.2019, о чем комиссией вынесено соответствующее определение. В адрес лиц, участвующих в деле направлено заключение об обстоятельствах дела.

        Согласно части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции. Данная конституционная гарантия реализована в законодательстве о конкуренции.

        В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

        В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

        Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

        При этом, приведенный перечень признаков ограничения конкуренции не носит закрытый характер.

        Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

        В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

        Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 ноября 2011г. № 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

       Предоставление ОМВД России по Советскому району права осуществлять услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств без применения конкурентных процедур обеспечивает ООО «Центр технической поддержки» более выгодные условия в осуществлении хозяйственной деятельности по сравнению с иными организациями (хозяйствующими субъектами), оказывающими аналогичные услуги, ограничивает их доступ к соответствующему товарному рынку.

На основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. В соответствии с пунктом 10.8 Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 (ред. от 20.07.2016) «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

        а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

        б) определение продуктовых границ товарного рынка;

        в) определение географических границ товарного рынка.

        Данный анализ носит ретроспективный характер. В ходе анализа временной интервал исследования товарного рынка определен с 17.03.2017 по 03.08.2017 года, т.е. с момента заключения договора от 17.03.2017г. до признания ООО «Центр технической поддержки» победителем конкурсного отбора на основании протокола от 03.08.2017 года.

        Продуктовые границы товарного рынка, принимая во внимание предмет договора от 17.03.2017г., заключенного между ОМВД России по Советскому району и ООО «Центр технической поддержки», определены как деятельность стоянок для транспортных средств (ОКВЭД – 52.21.24), деятельность по буксировке автотранспортных средств (ОКВЭД – 52.21.25).

        Географические границы определены как Советский район, ХМАО-Югра, Тюменская область исходя из границы территории, на которой осуществляет свои полномочия ОМВД России по Советскому району (пункт 4 Положения об Межмуниципальном Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский», утвержденного Приказом УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 29.06.2011 №594).

        В случае объявления торгов любой хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на территории Российской Федерации, мог стать участником таких торгов, и соответственно, получить возможность выхода на рассматриваемый товарный рынок. Но учитывая то, что фактически ОМВД России по Советскому району и ООО «Центр технической поддержки» заключили договор от 17.03.2017г. без проведения торгов, то указанное свидетельствует о создании преимущественных условий для указанного хозяйствующего субъекта и заключении антиконкурентного соглашения.

        Факт осуществления деятельности ООО «Центр технической поддержки» в рамках заключенного договора от 17.03.2017г. подтверждается копиями протоколов задержания транспортных средств, а также журналом учета задержанных транспортных средств, журналом учета пробега транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

        Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что действия ОМВД России по Советскому району и ООО «Центр технической поддержки» по заключению договора от 17.03.2017г., в соответствии с которым общество без проведения торгов получило право осуществлять деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств, нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать:

1) фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства;

2) доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Указанное заключение подлежит направлению лицам, участвующим в деле (в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, при этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела), а само дело подлежит отложению для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы (часть 3 и 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 5 и 6 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии. В случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) ответчика по делу признаков иного нарушения антимонопольного законодательства, чем нарушение, по признакам которого принято заключение об обстоятельствах дела, комиссия на основании пункта 1 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции принимает решение об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В этом случае рассмотрение дела продолжается по правилам, предусмотренным главой 9 Закона о защите конкуренции.

Комиссия на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае, если представленные лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) нарушения антимонопольного законодательства (часть 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было направлено заключение об обстоятельствах дела от 11.04.2019г. (исх.№05-06/ТВ-2659 от 17.04.2019) в адрес лиц, участвующих в деле для представления таким лицам возможности проанализировать выводы комиссии, представить пояснения и привести комиссии свои доводы.

Однако, представленным правом лица, участвующие в деле не воспользовались, а именно не представили свои пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Таким образом, оснований для прекращения настоящего дела по основаниям, указанным в части 7 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания, поскольку установленное нарушение является оконченным, так как договор от 17.03.2017г. фактически прекратил свое действие после того как Администрацией г.Югорска в период с июня по август 2017 года проведен конкурсный отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в городе Югорске, по результатам проведения которого ООО «Центр технической поддержки» признано его победителем (протокол от 03.08.2017г.).

Руководствуясь статьей 23, часть. 1 стати 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

       

        1. Основания для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

        2. Признать действия Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Советский» и Общества с ограниченной ответственностью «Центр технической поддержки», выразившиеся в заключении договора о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу от 17.03.2017 года без проведения торгов в порядке, предусмотренном Положением о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденного  Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012г. № 296-п нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать ввиду того, что установленное нарушение является оконченным.

        4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.         

 

 

Председатель Комиссии                                                                    <<___>>

        

 

Члены Комиссии:                                                                                   <<___>>

                                                                                                                                                                  

                                                                                                                      

                                                                                                                   <<___>>

       

 

                                                                                                                 

 

 

        Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны