Решение №РВ/5771/23 Решение по делу №086/01/17-1194/2023 от 17 августа 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу №086/01/17-1194/2023

 

резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2023 года

решение в полном объеме изготовлено 17 августа 2023 года г.Ханты-Мансийск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

"---" – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

"---" – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

"---" – заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

"---" – главный государственный инспектор отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

"---" – специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления.

Рассмотрев дело №086/01/17-1194/2023 по признакам нарушения Муниципальным автономным учреждением Спортивной подготовки Спортивной школы олимпийского резерва «Олимп» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании представителя ответчика от Муниципального автономного учреждения Спортивной подготовки Спортивной школы олимпийского резерва «Олимп» "---"., действующего на основании распоряжения от 11.07.2023 "---"

 

УСТАНОВИЛА:

 

Отделом защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) были рассмотрены жалобы на действия Заказчиков, в том числе жалоба вх.№5741-ЭП/22 от 03.06.2022 ООО "---" на действия Муниципального автономного учреждения Спортивной подготовки Спортивной школы олимпийского резерва «Олимп» (далее – МАУ СП СШОР «Олимп», Заказчик) города Сургута при проведении комплексной закупки на оказание услуг на объектах на 2 полугодие 2022 года, извещение № 32211431970, по итогам рассмотрения которой в действиях Заказчика установлены нарушения Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

По результатам рассмотрения материалов, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела №086/01/17-1194/2023 по признакам нарушения МАУ СП СШОР «Олимп» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.07.2023 №122/23.

Определениями о назначении дела №086/01/17-1194/2023 (исх.№ВТ/5428/23 от 02.08.2023), рассмотрение дела назначено на 14.08.2023.

В ходе анализа поступивших документов, представленных ОЗК и СРЗ, 31.05.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 30011431970.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 31.05.2022 по 08.06.2022 10:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 08.06.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 03.06.2022, то есть до окончания срока подачи заявок.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд МАУ СП СШОР «Олимп» (далее – Положение о закупке), утвержденным решением наблюдательного совета МАУ СП СШОР «Олимп», протокол от 29.04.2021 № 8.

Согласно пп.3 п. 6 Технического задания (приложение №1 к документации о закупке) каждый работник Исполнителя (далее – сотрудник охраны) при оказании услуг на объекте охраны (посту охраны) должен иметь личную медицинскую книжку с допуском для работы в детских организациях в соответствии с требованиями ст.34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»,  Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

Так в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №1010н от 11.12.2015 «Об утверждении профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» установлены особые условия допуска к работе охранников, а именно: наличие личной медицинской книжки с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения.

Данный приказ является действующим, подлежит применению в образовательных организациях.  Следовательно, образовательная организация при допуске охранника на пост охраны должна проверить, что у него есть личная медицинская книжка с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Вместе с тем, частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон №2487-1).

В соответствии со статьей 11.1. Закона № 2487-1 Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

- не являющиеся гражданами Российской Федерации;

- не достигшие восемнадцати лет;

- признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

- не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

- имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

Данный перечень продолжается в статье 11.1. Закона № 2487-1.

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.

В соответствии со статьей 3 Закона № 2487-1 существует только 7 (семь) видов оказания охранных услуг и их перечень, расширенному толкованию не подлежит.

Видами охранных услуг в соответствии со статьей 3 «Закона об охранной деятельности» являются:

1. Защита жизни и здоровья граждан;

2. Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3. охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4. Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6. Обеспечение внутри объектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7. Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутри объектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Каждый из вышеперечисленных видов охранных услуг в соответствии с положением о лицензировании утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 имеет лицензионные требования отдельно определенные для каждого вида охранных услуг.

В пункте 12 Положения о лицензировании указаны лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно:

а) копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;

в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии;

г) копия документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии пассивных средств защиты;

д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных транспортных средств;

е) копия заключения о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки;

ж) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих стаж работы работников по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам;

з) опись прилагаемых документов.

Как следует из представленных документов и пояснений Заказчика, на этапе сбора заявок с 31.05.2022 до 10 часов 08.06.2022 от участников не поступало на адрес Заказчика и на официальный сайт ЕИС www.zakupki.gov.ru запросов на разъяснения документации о проведении закупки путем проведения комплексной закупки в электронной форме №5/22 на оказание охранных услуг на объекте на 2 е полугодие 2022 года.

В соответствии с техническим заданием Заказчик осуществляет контроль соответствия качества оказываемых Исполнителем услуг требованиям настоящего Технического задания и условиям Договора путем проведения плановых, внеплановых и скрытых проверок. Для осуществления такого контроля Заказчик вправе привлекать независимых экспертов.

 В случае грубых нарушений сотрудниками охранного предприятия обязанностей по охране объектов, Заказчик имеет право на применение штрафных санкций в размере 3% от месячной стоимости услуг охраны поста, на котором зафиксировано нарушение.

Техническое задание является также приложением № 1 к проекту договора, заключаемого по результатам закупки. Следовательно, Заказчик оставляет за собой право при проведении проверки исполнения договора проверить наличие медицинских книжек у сотрудников охранной организации.

Из протокола рассмотрения и оценки заявок от 08.06.2022 установлено, что на участие в закупке поступило три заявки. Заявитель является участником закупки, по результатам закупки занял второе место.

14.06.2022 года Заказчику Ханты-Мансийским УФАС России было выдано предписание об устранении нарушений, а именно: отменить процедуру заключения договора, внести изменения технического задания, направить проект договора (с изменениями) победителю закупки в срок до 29.06.2026 года.

МАУ ДО СШОР «Олимп» требования предписания были исполнены в срок.

Согласно правовой позиции Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 года по делу №А75-12726/2022, следует:

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 № 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" (далее - Приказ № 402), утвердившим форму личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, также Приказом Минтруда России от 11.12.2015 № 1010н "Об утверждении профессионального стандарта "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" утвержден профессиональный стандарт работника по обеспечению охраны образовательных организаций (далее — Стандарт).

В части 1 Стандарта указано следующее, "Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования".

В части 1 Стандарта указано следующее, "Требования настоящего стандарта предназначены для применения образовательными организациями, а также частными охранными организациями и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, которые обеспечивают охрану и (или) оказывают охранные услуги на объектах образования".

Согласно пункту 3.2 Профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательной организации», утвержденного приказом Минтруда России от 11.12.2015 №1010н, к частному охраннику применяются особые условия допуска к работе, которые содержатся в документации об аукционе в соответствии с данным Стандартом, а именно: личная медицинская книжка с отметками о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, выполняющих любые виды работ в образовательных организациях, указанных в нормативных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, что не противоречит нормам законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом требование о наличии медицинской книжки являются условием исполнения контракта, и не относится к требованиям к участнику закупки на момент проведения аукциона. При этом изложенное выше обосновывает потребность заказчика в закупке услуги, имеющей характеристики, установленные в аукционной документации в части необходимости, чтобы услугу оказывали охранники, имеющие медицинскую книжку. Ввиду чего включение указанного условия в описание объекта закупки не нарушает положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а позволяет удовлетворить потребности заказчика в услугах с необходимыми заказчику характеристиками.

На основании представленных в материалы дела №086/01/17-1194/2023 документов и доказательств, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России не подтверждено нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции МАУ ДО СШОР «Олимп» при проведении аукционов, извещение 32211431970.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №086/01/17-1194/2023, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Муниципальным автономным учреждением Спортивной подготовки Спортивной школы Олимпийского резерва «Олимп».

 

 

Председатель Комиссии "---"

 

 

Члены Комиссии"---"

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны