Решение б/н решение по жалобе № 351-ж от 23 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-299/2021

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 18.03.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 23.03.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_______» – «_______»;

Члены комиссии:

«_______» — «_______»;

«_______» — «_______»;

в отсутствии Заявителя, уведомленного о рассмотрении жалобы надлежащим образом;

в присутствии представителей Заказчика по ВКС «_______»;

рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 25.02.2021 № 351-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «ЮРЭСК» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки средств индивидуальной защиты (СИЗ) для защиты от воздействия электрической дуги электротехнического персонала АО «ЮРЭСК», извещение № 32109955430, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 25.02.2021 № 351-ж) «_______» (далее - Заявитель) на действия АО «Югорская региональная электросетевая компания» (далее – Заказчик, АО «ЮРЭСК») при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки средств индивидуальной защиты (СИЗ) для защиты от воздействия электрической дуги электротехнического персонала АО «ЮРЭСК», извещение № 32109955430

Заявитель обжалует отклонение Заказчиком его заявки от участия в закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 3 Закона о закупках, в том числе:

- при осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

- при предъявлении к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

 В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 18.03.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг в АО «Югорская региональная электросетевая компания» (АО «ЮРЭСК»)» (далее - Положение о закупках), утвержденным Советом директоров АО «ЮРЭСК» (Протокол от 20.12.2018 года № 11).

03.02.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) Заказчиком опубликовано извещение № 32109955430 о проведении запроса котировок.

Предметом договора является поставка средств индивидуальной защиты (СИЗ) для защиты от воздействия электрической дуги электротехнического персонала АО «ЮРЭСК».

Начальная (максимальная) цена договора – 3 095 929,60 рублей, кроме того НДС 20%, в размере 619 185,92 рублей.

В соответствии с Извещением о закупке установлены следующие сроки подачи заявок: с 03.02.2021 до 11.02.2021 10:00 (мск+2). Дата рассмотрения заявок – 17.02.2021.

Согласно выписке из протокола № 9 от 17.02.2021, размещенной в ЕИС, на участие в закупке поступило четыре заявки. Три из них отклонены закупочной комиссией Заказчика в связи с несоответствием заявок требованиям извещения о закупке. К участию в закупке допущена одна заявка.

Из протокола рассмотрения заявок № 9 от 17.02.2021 следует, что заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:

1. Заявка не соответствует требованиям подп.1.15 п. 14, п. 15 извещения Техническому заданию (ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ извещения о проведении запроса котировок в электронной форме - Приложение № 9 к извещению о проведении открытого запроса котировок):

К заявке не приложена декларация о соответствии участника закупки требованиям, указанным в подпунктах 1.1. - 1.15 пункта 14 извещения о проведении открытого запроса котировок в электронной форме.

2. Предложенные заявителем товары (костюм зимний для защиты от термических рисков электрической дуги, пониженных температур; костюм летний ЭЛЕКТРА ЛН-13; куртка-накидка ЭЛЕКТРА КН-31; куртка-рубашка ЭЛЕКТРА АРДО; ремешок подбородочный) не соответствуют техническим характеристикам, установленным Заказчиком в технической части извещения.

Заявитель считает, что его заявка подана в соответствии с документацией о закупке, так как им представлена выписка из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что является надлежащим подтверждением соответствия Заявителя требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Кроме того, Заявитель указывает, что предложенные им товары соответствуют действующим ГОСТам, в то время как Заказчик предъявляет неосбоснованные требования к техническим характеристикам товара. Таким образом, Заявитель обжалует решение Заказчика отклонить его заявку от участия в закупке, считает указанные действия ограничением конкуренции.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что с доводами Жалобы не согласен, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

Частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 В соответствии с частью 6 статьи 3 Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 Пунктом 11.4.3 Положения о закупках определен состав документов, которые должны быть поданы участником-юридическим лицом в составе котировочной заявки.

Иные требования к заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, устанавливаются в самом извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в зависимости от предмета закупки (согласно п. 11.4.4. Положения о закупках).

Перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, содержится в пункте 15 Извещения о закупке.

Так, участник должен представить с заявкой, среди прочего, следующие документы:

Подпункт 11 - предложение о качественных, технических, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (по форме, указанной в Приложении № 4);

Подпункт 14 - декларация о соответствии участника закупки требованиям, указанным в подпунктах 1.1. - 1.15 пункта 14 настоящего извещения о проведении открытого запроса котировок в электронной форме.

В отношении подтверждения участником закупки статуса субъекта малого и среднего предпринимательства: участник закупки по своему усмотрению может подтвердить статус субъекта СМСП, предоставив документ из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащий информацию об участнике закупки, (заверенный участником закупки или нотариально) или декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (по форме, согласно приложению к Положению об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352)), если сведения об участнике закупки отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с тем, что участник является вновь созданным юридическим лицом (или индивидуальным предпринимателем).

Непредставление обязательных документов, является риском участника закупки, подавшего котировочную заявку, и является основанием для не допуска участника закупки к участию в запросе котировок в электронной форме.  

В пункте 14 Извещения указаны общие требования к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что участникам закупки в соответствии с извещением надлежит представить оба документа:

- декларацию о соответствии участника закупки требованиям, указанным в подпунктах 1.1. - 1.15 пункта 14 извещения;

- Декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (или заверенный документ из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащий информацию об участнике закупки).

Таким образом, представление выписки из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства не отменяет обязанность участника закупки представить также декларацию о соответствии участника закупки требованиям, указанным в подпунктах 1.1 - 1.15 пункта 14 извещения. Однако, Заявителем такая декларация не была представлена.

Согласно п. 11.6.3.3. Положения о закупках заявка участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в случае несоответствия котировочной заявки требованиям к заявкам, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

В связи с вышеизложенным, довод Заявителя о необоснованном отклонении его заявки в связи с представлением всех требуемых документов, не нашел подтверждения. 

Заявитель не оспаривает указанные в протоколе рассмотрения заявок несоответствия предложенного им товара требованиям Заказчика. Однако, Заявитель считает излишними требования Заказчика о полном соответствии товаров требованиям, указанным в технической части извещения о закупке.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев, предусмотренных пп. а)-г) п.3 настоящей статьи.

Согласно п. 11.2.2. Положения о закупках в извещении о проведении запроса котировок должны быть указаны в том числе следующие сведения:

Требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Если Заказчиком в извещении о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, размерам, упаковке, отгрузке товара, результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Руководствуясь указанными требованиями Положения о закупках Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИЗВЕЩЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ЗАПРОСА КОТИРОВОК» (Приложение № 9 к извещению) и в ПРОЕКТЕ ДОГОВОРА (Приложение № 8 к извещению).

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (с изменениями на 28 мая 2019 года) TP ТС 019/2011, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 (далее по тексту - «Регламент») разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к средствам индивидуальной защиты, обеспечения свободного перемещения средств индивидуальной защиты, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

В п. 3 раздела «Предисловие» Регламента указано, что если в отношении средств индивидуальной защиты будут приняты иные технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к средствам индивидуальной защиты, то средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям этих технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

В п. 1.2. раздела 1 «Область применения» Регламента дополнительно указано, что Регламент распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.          союза.

Таким образом Регламент содержит минимальные требования к средствам индивидуальной защиты которые ранее не находились в эксплуатации (новые), а все что не регулируется положениями Регламента устанавливается законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, то есть ГОСТ.

В Приложении № 2 к Техническому заданию (ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИЗВЕЩЕНИЯ о проведении запроса котировок в электронной форме - Приложение № 9 к извещению о проведении открытого запроса котировок) установлены требования о соответствии поставляемых товаров следующим нормативно-правовым актам:

    1. Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» TP ТС 019/2011 утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878;
    2. ГОСТ Р 12.4.234-2012 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги. Общие технические требования и методы испытаний (Переиздание);
    3. ГОСТ ISO 11612-2014 (межгосударственный стандарт система стандартов безопасности труда одежда для защиты от тепла и пламени);
    4. ГОСТ 18976-73 Ткани текстильные. Метод определения стойкости к истиранию (с Изменениями № 1, 2, с Поправкой);
    5. ГОСТ 20272-2014 Ткани подкладочные из химических нитей и пряжи. Общие технические условия;
    6. Иным нормативно-правовым актам (указаны в Приложениях №№ 8 и 9 к извещению).

Тем не менее, Заявитель в своей заявке предложил ряд товаров, не соответствующих требованиям, указанным в ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИЗВЕЩЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ЗАПРОСА КОТИРОВОК» (Приложение № 9 к извещению), что послужило основанием для отклонения заявки.

В обоснование своих требований к предмету закупки Заказчик пояснил что при описании в документации о закупке предмета закупки, технических и функциональных свойств товаров, требований к безопасности и качеству товаров, Заказчик руководствовался отчетом, составленным ООО «Проммаштест» по результатам проведения оценки профессиональных рисков для АО «ЮРЭСК» в 2020 году. Кроме того, Заказчиком представлено письмо ООО «Пермь-Восток-Сервис» от 01.07.2019 № 997 о расчетах уровня защиты от воздействия термических рисков электродуги для мужских термостойких костюмов.

Указанные в документации о закупке требования к техническим и функциональным характеристикам товара, а также требования к безопасности и качеству товара обусловлены потребностями Заказчика. Установленные в извещении требования к товарам в равной степени применяются ко всем участникам закупки.

Таким образом, доводы Заявителя о необоснованном отклонении его заявки от участия в закупке в связи с соответствием предлагаемого товара требованиям Заказчика, не нашли подтверждения.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. 

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «_______» (вх. от 25.02.2021 № 351-ж) на действия Заказчика АО «ЮРЭСК» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки средств индивидуальной защиты (СИЗ) для защиты от воздействия электрической дуги электротехнического персонала АО «ЮРЭСК», извещение № 32109955430, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                         «_______»

 

Члены Комиссии:                                                                                    «_______»

                                                                                                           

                                                                                                                  «_______»

Связанные организации

Связанные организации не указаны