Решение б/н решение по жалобе № 8203-эп/22 на действия Заказчика АО «Рос... от 18 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1111/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.08.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 18.08.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителей Заявителя посредством видео-конференц-связи;

в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 08.08.2022 № 8203-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении запроса котировок на поставку трансформаторного масла для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети в электронной форме, извещение № 32211544557, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_________» (далее - Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку трансформаторного масла для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети в электронной форме, извещение № 32211544557

Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочная комиссия Заказчика необоснованно отклонила его заявку на участие в закупке в связи с несоответствием требованиям, установленным в закупочной документации.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 15.08.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

13.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32211544557. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- срок подачи заявок – с13.07.2022 до 14:30 (мск+2) 21.07.2022;

- дата подведения итогов – 04.08.2021 (мск+2).

Жалоба поступила посредством электронной почты в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области и была перенаправлена в Ханты-Мансийское УФАС России для рассмотрения по подведомственности. Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 08.08.2022, с соблюдением десятидневного срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 01.08.2022 на участие в закупке поступило десять заявок, из них четыре заявки отклонены от участия в закупке.

Заявка «_________» отклонена от участия в закупке в соответствии с п. 5.3.4 (б) извещения о закупке, а именно: Предлагаемое к поставке масло изготовлено согласно СТО 77820966-060-2017, что не соответствует п.2.1.3 Технического задания, в котором указано соответствие ТУ 38.1011025-85, что не соответствует п. 1 приложения № 3 к извещению «Требования к участникам».

По мнению Заявителя, отклонение поданной им заявки по вышеуказанному основанию является необоснованным ввиду следующего.

«_________» предложило в заявке трансформаторное масло Gazpromneft ГК марка 2, которое является эквивалентным типом продукции. Эквивалентное масло трансформаторное ГК Gazpromneft ГК марка 2 изготовляется не по ТУ 38.1011025-85 (Роснефти), а по СТО 77820966-060-2017 (Газпромнефти).

Трансформаторное масло ГК (Роснефть) и трансформаторное масло Gazpromneft ГК марка 2 могут смешиваться, что не приводит к ухудшению работы оборудования. Это подтверждается проведенными испытаниями (письмо от 17.04.2019, отчет № 1-20 от 11.11.2020). На стр. 4 отчета указано: смеси масла трансформаторного Gazpromneft ГК марка 2 с маслом трансформаторным гидрокрекинга ГК (Роснефть) устойчивы, склонности к образованию осадка и расслоению не установлено. Все измеряемые показатели находятся в нормах, установленных стандартом ПАО «Россети» СТ-ИА-30.2- 2.1-27-02-2016 «Область применения и порядок смешения трансформаторных масел».

Согласно заключению Аттестационной комиссии ПАО «Россети» № 13-126/21 от 20.08.2021 предложенное трансформаторное масло соответствует техническим требованиям ПАО «Россети».

Требование технического задания о том, что товар должен соответствовать ТУ 38.1011025-85, без возможности предложения эквивалентного товара, является незаконным и ограничивает конкуренцию среди участников закупки.

Заказчик с доводами Заявителя не согласен, считает отклонение заявки Заявителя обоснованным и правомерным по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Рассмотрев материалы Жалобы и заявку Заявителя, Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик в том числе указывает функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно п. 7.4.4 Единого стандарта закупок Документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку. В Документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные стандартом, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

В разделе 2 Технического задания, являющегося приложением к документации о закупке, Заказчик установил следующие требования к закупаемому товару:

- товар должен быть заводского изготовления, должен соответствовать требованиям ТУ 38.1011025-85, ТР ТС 030/2012, ГОСТ Р 54331-2011, должен быть расфасован в новую, ранее неиспользованную тару (бочка металлическая 216,5л/175 кг) завода-изготовителя без повреждений с обязательной маркировкой по всем стандартам, должен соответствовать Стандарту СТ-ИА-30.2-2.1-27-02-2016, требованиям МЭК (IEC 60296) и быть поставленным с приложением оригиналов документов, подтверждающих качество товара (паспортов качества, паспортов безопасности, сертификатов);

- упаковка и маркировка согласно ГОСТ 15846-2002, транспортировка, условия и сроки хранения товара должны соответствовать требованиям, указанным в технических условиях изготовителя;

- предлагаемый товар должен иметь аттестацию в ПАО «Россети» на момент поставки товара. Перечень аттестованного и подлежащего аттестации оборудования, технологий, материалов и систем указан на сайте ПАО «Россети» в информационно–телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.rosseti.ru/investment/science/attestation.

По указанной ссылке Раздел I. Первичное оборудование, материалы и системы, допущенные к применению на объектах ПАО «Россети» на 15.08.2022 в п. 801 указано, что масло трансформаторное Gazpromneft ГК марка 2, изготавливаемое по СТО 77820966-060-2017, (изм.4 от 15.06.2021) РЕКОМЕНДУЕТСЯ для применения на объектах ДЗО ПАО «Россети» (не предназначено для смешения с маслами Т1500У, Nytro 11GX, Nytro 11GBX, Nytro 10XN).

Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» под техническими условиями понимается вид стандарта организации, утвержденного изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги. В силу п. 3 ст. 21 названного закона технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

Согласно представленным документам ТУ 38.1011025-85 является документом Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. Как следует из вводной части указанных ТУ 38.1011025-85 «производство масла трансформаторного ГК допускается только на предприятиях, согласовавших настоящие технические условия и внесенных как производитель в каталожный лист продукции, зарегистрированный в установленном порядке».

Таким образом, ТУ 38.1011025-85 не являются техническими условиями конкретного производителя продукции, а являются документом, при условии согласования которого неограниченный круг производителей продукции может выпускать трансформаторное масло с заданными такими ТУ характеристиками. В связи с этим, довод Заявителя о том, что установленное в Документации о закупке требование о соответствии товара ТУ 38.1011025-85 ограничивает конкуренцию поскольку данное ТУ является ТУ конкретного производителя, не нашел подтверждения.

Согласно п. 3.5.6 Извещения о закупке, если иное не установлено извещением о закупке ссылки в извещении о закупке на конкретный тип продукции, производителя, носят лишь рекомендательный, а не обязательный характер. Участник закупки может представить в своей заявке иные типы продукции, при условии, что произведенные замены совместимы между собой, по существу равноценны (эквивалентны) или превосходят по качеству требуемую продукцию, указанную в Техническом задании. В силу п. 3.5.7 Извещения о закупке при описании продукции участник закупки обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям извещения о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены, в своём техническом предложении.

Заказчик пояснил, что предложенное Заявителем в техническом предложении масло трансформаторное Gazpromneft ГК (марка 2), изготовленное согласно СТО 77820966-060-2017, хотя и имеет аттестацию ПАО «Россети», но в отличии от запрашиваемого АО «Россети Тюмень» товара (масла трансформаторного, изготавливаемого по ТУ 38.1011025-85) не предназначено для смешения с маслами Т-1500У, Nytro 11GX, Nytro 11GBX, Nytro 10XN (подтверждается заключением аттестационной комиссии ПАО «Россети» от 20.08.2021 №I3-126/21, а также пп. 801 перечня «Оборудование, материалы и системы, допущенные к применению на объектах ПАО «Россети»).

Необходимость закупки масла трансформаторного ГК, изготовленного именно по ТУ 38.1011025-85, связана с тем, что в филиале АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети имеется маслонаполненное оборудование с залитым трансформаторным маслом марок ГК, Т-1500У, Nytro 11GX, а также их смесями Nytro 11GX/ГК и Т-1500У/ГК. Ограничения по смешиванию, имеющиеся у предлагаемого Заявителем масла трансформаторного Gazpromneft ГК (марка 2), изготовленного согласно СТО 77820966-060-2017, делают невозможным его применение на объектах филиала АО «Россети Тюмень» по причине высокого риска поломок оборудования.

Таким образом, утверждение Заявителе об эквивалентности предложенного им масла трансформаторного, безосновательно. Напротив, имеющиеся у сторон документы подтверждают обратное: масла изготовляемы по СТО 77820966-060-2017 и по ТУ 38.1011025-85 не являются эквивалентами, поскольку масло, изготавливаемое по СТО 77820966-060-2017 не является универсальным.

Согласно п. 5.3.4 документации о закупке Закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

  • участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным извещением о закупке;
  • заявка участника не соответствует требованиям, установленным извещением о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено извещением о закупке);
  • участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным извещением о закупке.

Подавая заявку на участие в закупке, Заявитель согласился с положениями документации о закупке, в том числе с требованиями к обеспечению заявки. Так же Заявитель был ознакомлен с основаниями для отклонения заявки участника закупки.

Учитывая, что Заявитель не обжаловал положения закупочной документации в части установленных требований к характеристикам товара, нарушения в действиях конкурсной комиссии отсутствуют и действия Заказчика по отклонению от участия в конкурсе заявки Заявителя не противоречат закупочной документации и положениям Закона № 223-ФЗ.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком АО «Россети Тюмень» Закона о закупках, не нашли подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «_________» (вх. от 08.08.2022 № 8203-эп/22) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении запроса котировок на поставку трансформаторного масла для нужд филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети в электронной форме, извещение № 32211544557, необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                             «_________»

                                                                                                             

                                                                                                           «_________»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны