Решение б/н решение по жалобе 236-ж от 20 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-213/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 17.02.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 20.02.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_______» – «_______»;
Члены комиссии:
«_______» — «_______»;
«_______» — «_______»;
в присутствии представителя Заявителя по ВКС;
в присутствии представителей Заказчика по ВКС;
рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 09.02.2021 № 236-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Аэропорт Сургут» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_______» (далее - Заявитель) на действия АО «Аэропорт Сургут» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579.
Заявитель обжалует положения закупочной документации, а именно подпункт 5 пункта 4.2. раздела 4 документации в части оценки заявок участников по подкритерию «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и сопоставимого объема».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе, а также в дополнениях к жалобе, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Аэропорт Сургут», утвержденным Советом директоров ОАО «Аэропорт Сургут», протоколом от 25.12.2018 № 137 (далее – Положение о закупках).
07.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009655579 о проведении конкурса в электронной форме. Указанное извещение о проведении запроса предложений, документация о закупке размещены также на Единой электронной торговой площадке РТС-тендер.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата начала срока подачи заявок – 07.11.2020 (мск+2);
- дата и время окончания подачи заявок – 20.02.2021 в 08:00 (мск+2);
- дата подведения итогов – 03.03.2021 (мск+2).
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 116 520 099 рублей, без учета НДС.
17.12.2020 по жалобе Заявителя (вх. от 10.12.2020 № 2485-ж) Ханты-Мансийским УФАС России было вынесено предписание Заказчику о необходимости внести изменения в документацию о закупке (решение и предписание по жалобе № 086/07/3-2235/2020).
Заказчик выполнил требования антимонопольного органа и внес изменения в документацию о закупке в части критериев оценки и сопоставления заявок участников.
Заявитель обратился в Ханты-Мансийское УФАС России с жалобой (вх. от 09.02.2021 № 236-ж) с жалобой на подпункт 5 пункта 4.2. раздела 4 документации в части оценки заявок участников по подкритерию «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и сопоставимого объема». Заявитель считает, что данное положение закупочной документации неправомерно, так как не предусмотрено Положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.
Как указано в п. 2.17 Приложения №1 к Положению о закупках, Комиссия по закупкам осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Документацией о закупке на основании Положения о закупках.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке содержатся в разделе 4 документации о закупке.
№ критерия |
Критерии оценки |
Значимость критериев в процентах
|
1. |
Стоимостной критерий (цена договора) |
50% |
2. |
Нестоимостной критерий (Качество товара (работ, услуг) и (или) квалификация участника закупки) |
50% |
Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
100% |
Для оценки заявок по критерию «качество услуг и (или) квалификация участника закупки» Заказчиком установлены три подкритерия. Каждой заявке выставляется значение по 100-балльной шкале, распределяется в следующем порядке:
1. Наличие в собственности или на ином законном основании у участника закупки автомобильного парка (транспортных средств (ТС) на момент подачи заявки на участие в закупке – максимум 20 баллов;
2. Наличие в собственности или на ином законном основании (в аренде и др.) объектов недвижимости (теплых боксов, мест стоянок, ремонтных мастерских), находящихся в г. Сургуте либо Сургутском районе - максимум 10 баллов;
3. Период хозяйственной деятельности Участника закупки - максимум 20 баллов;
4. Наличие у Участника закупки официальных положительных отзывов, благодарственных писем - максимум 20 баллов;
5. Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и сопоставимого объема за период с 01.01.2018 до момента подачи заявки на участие в закупке - максимум 30 баллов.
В документации о закупке указано, что при оценке опыта участника услугами сопоставимого характера являются транспортные услуги, оказанные Заказчиком, по перевозке пассажиров и/или багажа и/или грузов автомобильным и/или автобусным транспортом на регулярной и нерегулярной основе. Услугами сопоставимого объема являются транспортные услуги, оказанные Заказчиком, по перевозке пассажиров и грузов автомобильным (автобусным) транспортом, заключенные Участником закупки, с ценой договора (контракта) не менее 70 % начальной (максимальной) цены договора текущей закупки (т.е. закупки, объявленной АО «Аэропорт Сургут» в соответствии с настоящей Документацией).
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако, при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. В случае непредоставления документов (информации), непредоставления копий контрактов, непредоставления копий актов оказанных услуг, несоответствия копий контрактов копиям актов, несоответствия цены предоставленного контракта критерию: не менее 70 % начальной (максимальной) цены договора текущей закупки (т.е. закупки, объявленной в соответствии с настоящей Документацией), иных несоответствий, участнику закупки присуждается 0 баллов по данному критерию.
Таким образом, Заказчик установил в документации о закупке порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе для каждого критерия.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком в документации о закупке должны быть указаны в том числе:
- требования к участникам такой закупки;
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. При этом, не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Предусмотренные Заказчиком в документации о закупке документы и сведения, необходимые участнику для подтверждения своей квалификации, не являются обязательными требованиями к участнику закупки, перечисленными в пункте 2 статьи 10 Положения о закупках АО «Аэропорт Сургут».
Обжалуемые Заявителем критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установлены Заказчиком в документации о закупке, применяются в равной степени ко всем участникам закупки и не нарушают положения Закона о закупках.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу «_______» (вх. от 09.02.2021 № 236-ж) на действия Заказчика АО «Аэропорт Сургут» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579, необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_______»
Члены Комиссии: «_______»
«_______»