Решение №086/07/3-1853/2022 Решение по жалобе №13049-эп/22 от 29 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-1853/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при
закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 26.12.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 29.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-
Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского
УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1
Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее -
Закон о защите конкуренции) в составе:
Председатель комиссии:
- <....> - <....>;
Члены комиссии:
- <....> - <....>;
-<....> - <....>,
в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи
представителя заявителя ООО «Фирма Аудитинформ» <....>,
в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи
представителя заказчика АО «Управление производственно-технического
обеспечения и комплектации» <....>,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО «Фирма
Аудитинформ» (вх. №13049-эп/22 от 16.12.2022) на действия АО «Управление
производственно-технического обеспечения и комплектации» при проведении
открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового
аудита, извещение № 1000700002522000001,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому
автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «Фирма
Аудитинформ» (вх. №13049-эп/22 от 16.12.2022) (далее – Заявитель) на действия АО
«Управление производственно-технического обеспечения и комплектации» (далее –
Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на услуги по
проведению финансового аудита, извещение №1000700002522000001.
Так, согласно доводу №1, Заявитель указывает, что в извещении о проведении
открытого конкурса №1000700002522000001 на оказание услуг по проведению
финансового аудита (Далее - Конкурс) Заказчиком установлен показатель оценки
«Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного
уровня квалификации», ограничивающий конкуренцию и не соответствующий
Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2604 «Об оценке заявок
на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства
Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу
некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства
Российской Федерации» (Далее Положение, Постановление 2604).
Так, Заявитель сообщает, что Заказчик неправомерно одновременно применяет
и формулу, и шкалу оценки, установив шкалу оценки показателя оценки «Наличие у
участников закупки финансовых ресурсов» на основании следующего.
Из Приложения № 4 «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в
конкурсе в электронной форме» следует, что по установленному показателю
заказчик оценивает количественное значение (количественный показатель размера
выручки в единицах измерения - человек), что исключает возможность применения
шкалы.
При этом учитывая, что Детализирующие показатели № 3 определяются
количественным значением, Заказчику вместо шкалы оценки присвоения баллов
необходимо установить одну из формул, предусмотренных подпунктами «а»-«з»
пунктом 20 Постановления.
Пунктом 8 Постановления 2604 установлено, что если характеристика,
предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным
значением, в документе, предусмотренном приложением № 1 к настоящему
Положению, указывается единица ее измерения в соответствии с Общероссийским
классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное
минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в
случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых
будет осуществляться оценка заявок. Вместе с тем, Заявитель указывает, что
единица измерения Заказчиком не задана.
Также, Заявитель сообщает, что согласно пункту 22 Постановления № 2604 в
случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики
объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества
присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется
количественным значением, значение количества баллов по детализирующему
показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным
законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале
оценки. То есть согласно вышеназванному пункту шкала оценки может быть
использована только при оценке критерия «характеристики объекта закупки»,
однако, как указывает заявитель, Заказчик использует шкалу оценки для критерия
«квалификация», что, по мнению Заявителя, является нарушением положений
Постановления № 2604.
В соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства № 2604
использование шкалы оценки возможно исключительно в случае отсутствия
функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки,
определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых
баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным
значением, при этом в вышеуказанном случае очевидно оценивается количественное
значение, а также присутствует функциональная зависимость между количеством
баллов и количественным значением. При этом необходимо указать формулу, по
которой рассчитываются показатели участника.
В соответствии с изложенным, Заявитель считает, что Заказчиком нарушены
часть 8 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и
наличии в действиях Заказчика признаков состава административного
правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу №2 Жалобы, Заявитель указывает, что Заказчиком установлен
показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации» только по основному месту работы, который,
по мнению Заявителя не соответствует положениям Постановления 2604 и является
дискриминационным, так как ограничивает количество участников.
Заявитель указывает, что в соответствии с подпунктом б) пункта 30
Постановления 2604 установлен перечень обязательных документов и требований:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные
статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных
технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его
специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с
профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный
стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с
законодательством Российской Федерации), (в ред. Постановления Правительства
РФ от 31.10.2022 № 1946).
В Постановлении 2604 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022
№ 1946) не установлено ограничение к характеру трудовых отношений (основное
место работы/совместительство), Заказчик вправе указать лишь требования к
квалификации, которой должен обладать специалист для оказания услуги.
Таким образом, Заявитель сообщает, что Заказчиком необоснованно
установлено требование о наличии аудиторов только по основному месту работы.
Так, исходя из довода №2, Заявитель указывает, что согласно статье 4
Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее
- Закон об аудиторской деятельности):
«Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании
трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в
осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в
оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона
(часть 3 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности).
Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора,
выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ
«Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности
(осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у
него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении
обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно
значимых организаций (часть 3.1 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности).
Руководитель аудита - аудитор, отвечающий в аудиторской организации за
оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор,
возглавляющий аудиторскую группу (часть 5 статьи 4 Закона об аудиторской
деятельности).»
Таким образом, в соответствии с частью 3.1 статьи 4 Закона об аудиторской
деятельности в состав группы могут входить аудиторы в соответствии с типом
аттестата (общий или единый). Требование об основном месте работы
распространяется только на руководителя аудита, но не на всю аудиторскую группу
(часть 1 статьи 5.2 Закона об аудиторской деятельности).
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчик одним из требований показателя
оценки указал наличие у руководителя организации единого аттестата.
Вместе с тем, Заявитель ссылается на Закон об аудиторской деятельности,
который дает четкие понятия «руководитель аудита» (часть 5 статьи 4 Закона об
аудиторской деятельности) и «руководитель организации».
Руководитель аудита - аудитор, отвечающий в аудиторской организации за
оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор,
возглавляющий аудиторскую группу, (ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности).
Руководитель организации назначает руководителя аудита.
Таким образом, по мнению Заявителя, требование Заказчика к наличию в штате
именно руководителя организации нацелено на уменьшение количества участников.
Исходя из довода №3 Заявитель сообщает, что Заказчиком установлен перечень
документов для подтверждения наличия аудиторов, который не соответствуют
подпункту б) пункта 30 Постановления 2604.
Так, Заявитель указывает на то, что согласно пункту 3 Приложения № 4
документальным подтверждением считается предоставление копий
квалификационных аттестатов, копий дипломов об образовании, копий трудовых
книжек или трудовых договоров, а также декларация об опыте проведения аудита
бухгалтерской (финансовой) отчетности аналогичных компаний соответствующей
отраслевой принадлежности.
Согласно подпункту б) пункта 30 Постановления 2604 перечень должен
включать:
- трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные
статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информацию (в том числе данные), результаты применения информационных
технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его
специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с
профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный
стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с
законодательством Российской Федерации), (в ред. Постановления Правительства
РФ от 31.10.2022 № 1946).
Однако, как обращает внимание Заявитель, документация не содержит
требования к таким обязательным документам как трудовая книжка или сведения о
трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса
Российской Федерации.
В соответствии с уведомлением Ханты-Мансийского УФАС России от
20.12.2022 №ВТ/9556/22 Заказчиком представлены возражения относительно
фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также копии запрашиваемых документов
(вх. от 23.12.2022 N 13355-ЭП/22; от 13417-ЭП/22 от 26.12.2022).
На заседании комиссии 26.12.2022 представитель Заказчика с доводами жалобы
Заявителя не согласился, высказался согласно пояснениям, представленным в
материалы настоящего дела, отметив следующее.
Так, в опровержение довода №1 Заказчик сообщает, что по показателю оценки
«Наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного
уровня квалификации» установлен детализирующий показатель характеристики
квалификации участников закупки «Опыт и квалификация руководителей и
специалистов». Оценка детализирующего показателя осуществляется в соответствии
с п.8 Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 №2604 оценка определяется
путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми
принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по
осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на
значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее
количество баллов определяется путем суммирования количества баллов,
присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и
последующего деления на количество таких членов.
Оценка по показателю «Наличия у участников закупки специалистов и иных
работников определенного уровня квалификации» осуществляется в соответствии и.
26 и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.
Согласно доводу №2 Заказчик указывает, что по показателю оценки «Наличия у
участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня
квалификации» в соответствии с подпунктом б) пунктом 30 Постановления
Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 и в целях исполнения договора было
установлено для получения аттестованных аудиторов, для которых данная
аудиторская организация является основным местом работы.
По доводу №3 Заказчик сообщает следующее.
Заказчиком по показателю оценки «Наличия у участников закупки
специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в
соответствии с подпунктом б) пунктом 30 Постановления Правительства РФ от
31.12.2021 № 2604 и в целях исполнения договора было установлено для получения
наилучших условий квалификации руководящего персонала, наличие единого
квалификационного аттестата у руководителя аудиторской организации.
Согласно статье 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо,
которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее
единоличного исполнительного органа.
В соответствии со вторым предложением пункта 4 части 2 статьи 18
Федерального закона «Об аудиторской деятельности» лицо, являющееся
единоличным исполнительным органом коммерческой организации (аудиторской
организации), должно быть аудитором. Частью 1 статьи 4 Федерального закона «Об
аудиторской деятельности» определено, что аудитор - физическое лицо, получившее
квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом саморегулируемой
организации аудиторов.
Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора,
выданный в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об
аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности
(осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у
него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении
обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно
значимых организаций (часть 3.1 статьи 4 Закона №307-Ф3). Профессиональным
стандартом «Аудитор», утвержденным Приказом Минтруда России от 19.10.2015 К
728н. установлены следующие квалификационные требования к аудитору:
требования к образованию и обучению: высшее образование - бакалавриат.
Дополнительное профессиональное образование в области аудиторской
деятельности, необходимое для сдачи экзамена на получение квалификационного
аттестата аудитора. Дополнительное профессиональное образование по программам
повышения квалификации (в том числе необходимым для проведения аудита в
специфических областях);
- требования к опыту практической работы: не менее трех лет работы,
связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением
бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности; из
них не менее двух лет - работа в аудиторской организации;
- особые условия допуска к работе, в частности, наличие квалификационного
аттестата аудитора и членство в одной из саморегулируемых организаций аудиторов
(при оказании аудиторских услуг).
В связи с изложенным, Заказчик указывает, что Профессиональный стандарт
«Аудитор» является обязательным для применения в части указанных в Законе №
307-Ф3 требований к квалификации аудитора.
Таким образом Заказчик делает вывод, что к аудитору применяются
квалификационные требования в части наличия высшего образования, стажа
работы, наличия квалификационного аттестата аудитора, а также повышения
квалификации.
Как следует из представленных документов, 02.12.2022 в Единой
информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте
www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого
конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита
бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от
30.12.2008г. № 307-ФЗ), извещение №0200700002022000001.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 272 000,00 (двести
семьдесят две тысячи) рублей 00 копеек.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата и время окончания срока подачи заявок – 19.12.2022 в 14:20 (мск+2);
- дата подведения итогов – 21.12.2022.
Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 16.12.2022, до
установленных Заказчиком даты и времени окончания срока подачи заявок.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры
обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в
порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно письму Минфина России №24-04-06/3691 и ФАС России
№РП/4072/18 от 24.01.2018 «О позиции Минфина России и ФАС России по
вопросам применения Федеральных законов от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд», от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» при осуществлении закупок на оказание
услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обжалование
действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с
Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц» и указанных в части 4 статьи 5
Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите
конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение
процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с
законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от
30.12.2008 «307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие)
юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки,
конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении
торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги,
проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством
Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и
проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за
исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки,
конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный
орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое
обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми
актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи
заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные
интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения
порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-
ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон об аудиторской
деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской
(финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой
доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на
проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной
корпорации, государственной компании, публично-правовой компании,
государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного
предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять
лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление
требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению
исполнения контракта не является обязательным.
Таким образом, при осуществлении данной процедуры закупки Заказчик
должен руководствоваться Законом о контрактной системе.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере
закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о
контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма
заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере
закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и
муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция
при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа
добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в
целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания
услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями,
их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких
комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами
специализированных электронных площадок любых действий, которые
противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к
ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа
участников закупок.
В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом
понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при
котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие
условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует
требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки,
документации о закупке.
Порядок проведения конкурса регламентирован статьей 48 Закона о
контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе
при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов
заказчик формирует с использованием единой информационной системы,
подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать
от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об
осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе критерии оценки
заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии
с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок
участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов
работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта
закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых
ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и
других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и
деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня
квалификации.
В извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые
при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины
значимости. При этом количество используемых при определении поставщика
(подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения
аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта
или сумма цен единиц товара, работы, услуги (часть 4 статьи 32 Закона о
контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок
оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости
каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 №2604
«Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4
постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 №2369 и
признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых
актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение об оценке
заявок (далее - Положение об оценке заявок).
Подпунктом «б» пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе
установлено, что члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку
вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о
признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию,
предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если
такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 15 статьи 48 Закона о контрактной
системе члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку ценовых
предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о
контрактной системе.
На основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в
закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 названной
статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 части 15 статьи
48 Закона о контрактной системе, члены комиссии присваивают каждой заявке на
участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими
извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения
степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и
с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со
статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя
определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В
случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые
условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на
участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке,
содержащих такие же условия (подпункт «б» пункта 1 части 15 статьи 48 Закона о
контрактной системе).
Согласно подпунктам «а», «в» пункта 5 Положения об оценке заявок при
проведении конкурсов применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых
должен являться критерий оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара,
работы, услуги». При этом, значимость критерия оценки определяется с учетом
названного Положения об оценке заявок и предельных величин значимости
критериев оценки согласно приложению №2.
Согласно пункту 2 Положения об оценке заявок «оценка заявок» - действия
членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях,
предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением
баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников
закупок.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения об оценке заявок для
оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация
участников закупки».
Согласно пункту 8 Положения об оценке заявок в случае применения
показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе,
подпунктом «г» пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается
значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех
применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100
процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем
суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими
участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок
по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость
соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество
баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым
членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на
количество таких членов.
Подпунктом «д» пункта 24 Положения об оценке заявок установлено, что для
оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки»
применяются показатели оценки, в том числе «Наличие у участников закупки
специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в
приложении №4 раздел II. «Критерии и показатели оценки заявок на участие в
закупке» к извещению о проведении открытого конкурса №1000700002522000001
Заказчиком установлен порядок оценки показателя «Наличие у участников закупки
специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:
Оценка производится в соответствии с формулой:
БХI=(Хimin)*100/(Хmaxmin)
где:
Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки,
заявка которого подлежит оценке по показателю;
Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках,
подлежащих оценке по показателю;
Хmax – максимальное значение показателя, содержащееся в заявках,
подлежащих оценке по показателю.
В разделе III. «Отдельные положения о применении отдельных критериев
оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели
оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа» указано:
«По критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие
у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на
праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с
предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных
работников определенного уровня квалификации» применяются следующие
показатели оценки:
- показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара,
выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта»;
- показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных
работников определенного уровня квалификации».
В отношении каждого показателя оценки устанавливается значимость
показателя оценки. Сумма величин значимости всех применяемых показателей
оценки по критерию оценки составляет 100 процентов.
Оценка заявки по критерию оценки определяется путем суммирования среднего
количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и
оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю
оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом
среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов,
присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и
последующего деления на количество таких членов.»
Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что
согласно пункту 22 Постановления №2604 в случае отсутствия функциональной
зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной
количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также
в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение
количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке,
подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки
«характеристики объекта закупки», по шкале оценки. В соответствии с
вышеназванным пунктом шкала оценки может быть использована только при оценке
критерия «характеристики объекта закупки». Заказчик использует шкалу оценки для
критерия «квалификация», что является нарушением положений Постановления №
2604.
Также, в соответствии с пунктом 22 Постановления Правительства №2604
использование шкалы оценки возможно исключительно в случае отсутствия
функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки,
определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых
баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным
значением, при этом в вышеуказанном случае очевидно оценивается количественное
значение, а также присутствует функциональная зависимость между количеством
баллов и количественным значением. При этом необходимо указать формулу, по
которой рассчитываются показатели участника.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что
Заказчиком нарушены часть 8 статьи 32 и пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о
контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Хаты-Мансийского УФАС России
признает довод №1 Жалобы Заявителя обоснованным.
Касаясь довода №2 Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено
следующее.
В приложении № 4 Положения о закупке в разделе III. «Отдельные положения
о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей
оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II
настоящего документа» в пункте 3 «Показатель оценки «Наличие у участников
закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»
указано:
«2. Опыт и квалификация специалистов.
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки: - 50%
Высокий балл - 100 баллов - выставляется в случае, если участник закупки
удовлетворяет одновременно следующим требованиям:
- наличие в штате 15 и более аттестованных аудиторов, для которых данная
аудиторская организация является основным местом работы;»
В соответствии с подпунктом б) пункта 30 Постановления 2604 установлен
перечень обязательных документов и требований:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные
статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных
технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его
специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с
профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный
стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с
законодательством Российской Федерации), (в ред. Постановления Правительства
РФ от 31.10.2022 № 1946).
Также, в соответствии с часть. 3.1 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности
аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора,
выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ
«Об аудиторской деятельности», вправе участвовать в аудиторской деятельности
(осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у
него квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в проведении
обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно
значимых организаций.
Согласно части 1 статьи 5.2 Закона об аудиторской деятельности требование об
основном месте работы распространяется только на руководителя аудита.
Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было
установлено, что Заказчик необоснованно установил в документации о закупке
дискриминационное требование о наличии в штате 15 и более аттестованных
аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом
работы.
Вместе с тем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает довод №2
Жалобы Заявителя обоснованным.
Заказчик в документации о закупке в указывает в приложении № 4 в разделе III.
«Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей
оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки,
предусмотренных разделом II настоящего документа» в пункте 3 «Показатель
оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации» следующее:
«2. Опыт и квалификация специалистов.
При этом участнику закупки необходимо документально подтвердить опыт и
квалификацию специалистов. Документальным подтверждением считается
представление копий квалификационных аттестатов аудитора, копий трудовых
книжек или трудовых договоров, а также декларация об опыте проведения аудита
бухгалтерской (финансовой) отчетности аналогичных компаний соответствующего
сектора экономики.»
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что согласно подпункту
б) пункта 30 Постановления 2604 перечень подтверждения опыта и квалификации
специалистов должен включать:
«трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные
статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; информацию (в том числе
данные), результаты применения информационных технологий и документы,
подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных
работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными
стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для
применения работодателями в соответствии с законодательством Российской
Федерации), (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.2022 № 1946).»
В дополнение Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает то, что
трудовой договор - это альтернативный трудовой книжке документ. Требовать
трудовой договор вместе с трудовой книжкой является неправомерным, так как
согласно подпункту «б» 30 Положения №2604 наличие специалистов
подтверждается трудовыми книжками или документами, подтверждающими
предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию
специалистов и иных работников (Постановление Тринадцатого арбитражного
апелляционного суда от 05.12.2022 № 13АП-32099/2022 по делу № А56-60568/2022).
При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России
признает обоснованным довод №3 Жалобы Заявителя.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,
руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Фирма Аудитинформ» (вх. №13049-эп/22 от
16.12.2022) на действия АО «Управление производственно-технического
обеспечения и комплектации» при проведении открытого конкурса в электронной
форме на услуги по проведению финансового аудита, извещение
№1000700002522000001, обоснованной.
2. Выдать АО «Управление производственно-технического обеспечения и
комплектации» обязательное для исполнения предписание.

Связанные организации

Связанные организации не указаны