Решение №02/АШ-12848 РЕШЕНИЕ по жалобе № 086/07/3-2204/2020 по результатам рассмо... от 17 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Резолютивная часть решения оглашена 15.12.2020                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 17.12.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<................> – заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<................> — главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<................> - эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии представителя Заявителя <................>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии представителя Заказчика АО «Югра-Экология» по ВКС — <................>;

рассмотрев жалобу <................> (вх. от 07.12.2020 № 2438-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Югра-Экология» при проведении аукциона в электронной форме №96/2020 на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от источников образования ТКО, расположенных вне границ населённых пунктов (Лот №5), извещение № 32009736740, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <................> (далее – Заявитель) (вх. от 07.12.2020 № 2438-ж) (далее — Жалоба) на действия АО «Югра-Экология» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме №96/2020 на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от источников образования ТКО, расположенных вне границ населённых пунктов (Лот №5), извещение № 32009736740

Заявитель обжалует действия Заказчика при проведении указанной закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, рассмотрение жалобы назначено на 08.12.2020. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе, а также в дополнениях к жалобе, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

27.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009736740 о проведении аукциона в электронной форме № 96/2020 на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от источников образования ТКО, расположенных вне границ населённых пунктов (Лот №5).

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 9 751 037,40 руб.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

АО «Югра-Экология» относится к числу субъектов, осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика АО «Югра-Экология» регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО «ЮТЭК – Региональные сети» (далее - Положение о закупках). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров АО «ЮТЭК – Региональные сети» от 18.03.2020.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «ЮТЭК – Региональные сети» является организацией, управляющей АО «Югра-Экология». Советом директоров АО «Югра-Экология» было принято решение о передаче функции управления региональным оператором компании АО «ЮТЭК-Региональные сети» с 01.08.2019. Договор о передаче АО «ЮТЭК – Региональные сети» полномочий единоличного исполнительного органа утвержден протоколом от 26.07.2019 № 04/19 Совета Директоров АО «Югра-Экология».

АО «Югра-Экология» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ХМАО-Югры на основании соглашений, заключенных с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

в соответствии с соглашением от 02.04.2018 № 25 – по Южной зоне деятельности (городской округ город Пыть-Ях, Нефтеюганский муниципальный район, городской округ город Нефтеюганск, Кондинский муниципальный район, городской округ город Урай, городской округ город Нягань, Ханты-Мансийский муниципальный район, городской округ город Ханты-Мансийск, Советский муниципальный район, городской округ город Югорск, Октябрьский муниципальный район);

в соответствии с соглашением от 24.07.2019 № 35 – по Северной зоне деятельности (Березовский муниципальный район, Белоярский муниципальный район, Сургутский муниципальный район, городской округ город Когалым, городской округ город Сургут, городской округ город Радужный, городской округ город Покачи, городской округ город Мегион, городской округ город Нижневартовск, Нижневартовский муниципальный район, городской округ город Лангепас).

Таким образом Заказчик имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Обжалуя действия Заказчика Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы:

1. Нарушение порядка проведения торгов в части предварительного согласования условий проведения торгов;

2. Нарушение в части определения порядка расчета цены аукциона для СМП на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от источников образования ТКО, расположенных вне границ населённых пунктов (Лот №5),

3. Нарушение условий документации о закупке и условий исполнения контракта.

В ходе рассмотрения довода №1 Комиссией было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 62 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №1133 (далее по тексту – Правила) если иное не установлено соглашением с субъектом Российской Федерации, предварительному согласованию подлежат условия проведения торгов, предусмотренные документацией об аукционе, указанные в подпунктах "б", "г", "д" и "ж" пункта 12 настоящих Правил, а также следующие условия проведения торгов:

а) требования к участникам аукциона;

б) порядок, место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

в) порядок расчета цены предмета аукциона;

г) способ и размер обеспечения исполнения победителем аукциона или единственным участником обязательства по договору, порядок и срок его представления.

Согласно пункта 64 Правил, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет оценку представленных региональным оператором условий проведения торгов с целью определения соответствия этих условий соглашению с субъектом Российской Федерации, территориальной схеме обращения с отходами, региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также положениям настоящих Правил, и в течение 5 рабочих дней со дня получения от регионального оператора условий проведения торгов принимает решение о согласовании или о необходимости внесения изменений в условия проведения торгов с указанием разделов (пунктов), требующих доработки, и уведомляет регионального оператора об этом решении в течение одного рабочего дня со дня принятия такого решения.

В ходе рассмотрения жалобы, Заказчиком было представлено письмо департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.10.2020 №38-исх-5788 о согласовании представленных сведений в части предмета аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В ходе рассмотрения довода № 2 Комиссией было установлено следующее.

Пунктом 12 Правил, предусмотрены сведения, которые должны быть отражены в документации об аукционе, наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

В соответствии с частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 11 Документации, обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта определена затратным методом.

При этом, согласно ч. 10 ст. 22 Закона о контрактной системе указано, что затратный метод при определении начальной максимальной цены контракта применяется в случае, если нет возможности применить другие методы.

При этом, на территории ХМАО-Югры осуществляют деятельность более 10 хозяйственных субъектов, являющихся потенциальными поставщиками.

В результате вышеизложенного АО «Югра-Экология» при расчете начальной максимальной цены контракта должно было руководствоваться пунктом 1 части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ на основании части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, так как метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

В части установления начальной (максимальной) цены договора, с выделением НДС.

Согласно пункта 11.1 Документации, оплата стоимости услуг по настоящему контракту производится Региональным оператором за фактически оказанные и принятые услуги не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания в порядке, предусмотренном условиями контракта на оказание услуг по транспортированию ТКО акта, подтверждающего факт предоставления (оказания) услуг.

Оплата стоимости услуг по настоящему договору осуществляется Региональным оператором путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

Сумма, подлежащая уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов, и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой Контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Кодекса.

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применяемой победителем системы налогообложения.

В результате вышеизложенного Комиссия считает, довод № 2 обоснованным только в части определения метода начальной (максимальной) цены контракта.

В ходе рассмотрения довода № 3 Комиссией установлено следующее.

Статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрены требования к положениям контракта, заключаемого по результатам проведенных процедур.

В соответствии с частью 7 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 12 Правил, документация об аукционе наряду с информацией, указанной в статье 64 Федерального закона №44-ФЗ, содержит следующую информацию:

а) сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов;

б) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;

в) сведения об источниках образования твердых коммунальных отходов и местах накопления твердых коммунальных отходов, в том числе о контейнерных площадках (при их наличии);

г) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их транспортировании;

д) сроки и порядок оплаты услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов;

е) порядок контроля качества услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, осуществляемого региональным оператором;

ж) срок, на который заключается договор. При этом указанный срок не может превышать срок, на который организатору аукциона присвоен статус регионального оператора.

В результате вышеизложенного Заказчиком, не применяются требования, установленные статьей 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а документация содержит требования, предусмотренные Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора в связи с чем довод №4 заявителя является необоснованным.

Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <................> (вх. от 07.12.2020 № 2438-ж) на действия АО «Югра-Экология» при проведении аукциона в электронной форме №96/2020 на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от источников образования ТКО, расположенных вне границ населённых пунктов (Лот №5), извещение № 32009736740, по доводам 1, 3 необоснованной, 2 - обоснованной.

2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России нарушений.

3. Передать материалы жалобы № 086/07/3-2204/2020 уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                               <................>

 

 

Члены Комиссии:                                                                                           <................>

 

                                                                                                             

                                                                                                                         <................> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны