Решение №ВТ/2413/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 3245-ЭП/24 от 15 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-434/2024

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЧОП «АББ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 11.04.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 15.04.2024

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

- ***;

Члены комиссии:

- ***,

- ***,

в отсутствии на заседании комиссии представителя заявителя ООО ***;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика МП ***,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО *** (вх. №3245-ЭП/24 от 03.04.2024),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО *** (вх. № 3245-ЭП/24 от 03.04.2024) (далее – Заявитель) на действия *** (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов, а так же по охране, посредством технических средств охраны с выездом группы быстрого реагирования (реестровый номер извещения 32413436642).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает на нарушение Заказчиком действующего законодательства при разработке закупочной документации.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 04.04.2024, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 03.04.2024.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России уполномочена на рассмотрение данной жалобы.

В жалобе Заявитель указывает, что в Техническом задании установлены требования к охранной организации о наличии комнаты хранения оружия, расположенной в городе Ханты-Мансийске, находящейся в собственности или аренде.

По мнению Заявителя данное требование является незаконным, в связи с чем просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и признать пункт Технического задания о наличии у участника закупки комнаты хранения оружия в г.Ханты-Мансийске недействительным.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 05.04.2024 (№ВТ/2218/24), рассмотрение жалобы назначено на 11.04.2024, у Заказчика истребованы необходимые документы и информация.

Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей лиц, принявших участие в рассмотрении жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении Закупки Заказчик руководствовался нормами Закона о закупках и Положением о закупке товаров, работ, услуг муниципального водоканализационного предприятия муниципального образования г. Ханты-Мансийск, версия 29 от 31.08.2023 (далее - Положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В пункте 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что 27.03.2024 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru Заказчиком размещены извещение и документация о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов, а так же по охране, посредством технических средств охраны с выездом группы быстрого реагирования (реестровый номер извещения 32413436642).

Дата начала срока подачи заявок 27.03.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок 04.04.2024.

Начальная (максимальная) цена договора 6 570 000,00 рублей.

В соответствии с итоговым протоколом от 04.04.2024 на участие в запросе предложений поступили две заявки — ООО *** и ООО ***.

По результатам подведения итогов закупки принято решение заключить договор с ООО *** как с участником, набравшим наибольшее количество оценочных баллов.

В пункте 6 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации установлены требования к охранной организации.

Одним из требований является наличие у охранной организации комнаты хранения, расположенной в городе Ханты-Мансийске, находящейся в собственности или аренде (подпункт 6.5 Технического задания).

В ходе заседания комиссии представитель Заказчика пояснил, что данное требование предъявляется на этапе исполнения договора, заключенного по результатам закупки.

Рассматривая доводы жалобы и, нарушенное право Заявителя вследствие установления указанного выше требования, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон №150-ФЗ) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации, которое постановлением от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее — Правила).

Согласно пункту 55 Правил оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.

В соответствии с положениями Закона от 11.03.1992 №2487-1 №О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон №2487-1) лицензирующим органом для осуществления деятельности по оказанию охранных услуг на территории Российской Федерации являются Войска национальной гвардии Российской Федерации и их территориальных подразделений. Данный орган уполномочен осуществлять контроль за деятельностью частных охранных организаций на предмет соблюдения ими при оказании охранных услуг обязательных лицензионных требований и иных требований закона, в том числе и в части соблюдения правил оборота служебного оружия и патронов.

Порядок получения юридическими лицами разрешений на хранение и использование оружия и патронов, а также форма такого разрешения серии РХИ, установлены Приказ Росгвардии от 10.01.2020 №4 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и использование спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему на стрелковом объекте».

Нормативными правовыми актами предусмотрена возможность направления частными охранными организациями охранников в служебные командировки со служебным оружием и различные варианты хранения оружия и патронов этими охранниками при нахождении в командировке. Условия, обеспечивающие сохранность оружия и патронов, работниками юридического лица при нахождении в командировке, могут достигаться различными способами.

Так, приказом МВД РФ от 12.04.1999 №288, утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации в целях реализации Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее — Инструкция).

В соответствии с пунктом 111 Инструкции работники юридических лиц при нахождении в командировке, в целях обеспечения сохранности выданного оружия могут передавать его под охрану на возмездной договорной основе в подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, имеющие соответствующие условия для хранения оружия, с внесением сведений о модели, калибре и номере сдаваемого оружия в книгу выдачи и приема оружия.

Также в силу пункта 162 Инструкции работник при нахождении в командировке может хранить оружие и в арендуемом жилье, если такой способ хранения оружия и патронов будет обеспечивать соблюдение условий, обеспечивающих их сохранность.

В случае, если предметом контракта предусмотрена круглосуточная вооруженная охрана, то охранники в силу пункта 12 правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденных приложением №13 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 №587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» могут передавать оружие посменно от охранника к охраннику непосредственно на объекте охраны.

Таким образом, охранная организация может осуществлять охранную деятельность при нахождении в командировке при соблюдении условий, обеспечивающих сохранность оружия и патронов, не только способом определенным подпунктом 6.5 пункта 6 Технического задания закупочной документации заказчика.

С учетом изложенного, указанное требование закупочной документации может необоснованно сужать и ограничивать круг участников закупки до нескольких охранных предприятий, которые имеют в данном городе такие комнаты и территориально в нем расположены.

Указанные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.12.2020 по делу №А81-1282/2020 и Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.01.2021 по делу №А81-1285/2020.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заявитель не представил комиссии доказательств о том, что вышеуказанными действиями Заказчика были нарушены его права.

Кроме того, как подтверждается материалами дела, Заявитель подал заявку и принял участие в запросе предложений, однако по причине того, что Заявитель набрал наименьшее количество баллов, не стал победителем запроса предложений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также считает необходимым отметить, что в силу статьи 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации Заявитель, подавая заявку на участие в закупке, конклюдентно согласился с условиями проведения конкурентной процедуры, в том числе в части требований установленных в закупочной документации, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких требований.

Поскольку целью подачи жалобы в антимонопольный орган является нарушенное право заявителя вследствие незаконных (необоснованных) действий организатора торгов, заказчика, которые препятствуют подаче заявки, либо приводят к отказу заявки от участия в закупке, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, установив отсутствие нарушенного права Заявителя, приходит к выводу о необоснованности жалобы.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО *** (вх. №3245-ЭП/24 от 03.04.2024) на действия *** при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по физической охране объектов, а так же по охране, посредством технических средств охраны с выездом группы быстрого реагирования (реестровый номер извещения 32413436642), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны