Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е ПО ДЕЛУ № 086/01/17-86/2021 от 13 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРезолютивная часть решения объявлена 07.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 13.04.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее — Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<.......> – заместитель руководителя Управления;
Члены комиссии:
<.......> - начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
<.......> – главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства;
в отсутствии заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела;
в присутствии по видео-конференц связи представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства - АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – <.......>, <.......>, <.......>;
в присутствии по видео-конференц связи представителей лица, располагающего сведениями - <.......>, <.......>, <.......>;
рассмотрев дело № 086/01/17-86/2021 по признакам нарушения АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628012, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Свердлова, д. 6, ИНН 7724490000) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее – Управление) поступили материалы проверки Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский» о возможных мошеннических действиях, совершенных АО «Почта России» в лице директора УФПС ХМАО-Югры <.......> и директором АО «Северречфлот» <.......>при заключении договора, оказания услуг.
Согласно материалам проверки, в марте 2020 года УФПС ХМАО-Югры не проведены необходимые закупочные процедуры на перевозку почты, в том числе:
- не проведены закупочные процедуры на перевозку почты сторонним автотранспортом физических лиц для труднодоступных населенных пунктов;
- не проведены закупки на перевозку почты в межнавигационный период до населенных пунктов Троица, Кышик, Пырьях, Нялино;
- не проведены закупки и последующее заключение договоров на оказание услуг по перевозке почты вертолетом для нужд УФПС ХМАО-Югры.
В связи с возникновением угрозы срыва доставки корреспонденции 06.04.2020 между АО «Почта России» в лице директора УФПС ХМАО-Югры <.......> и АО «Северречфлот» был заключен договор № 46/20 на оказание услуг по перевозке водным транспортом с ориентировочной стоимостью договора 966 125,55 рублей 55 копеек, в том числе НДС.
Пунктом 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ) настоящий федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона (далее – правовой акт, Положение о закупке), при осуществлении закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом №223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Таким образом, под правовым актом, указанном в п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, понимается положение о закупке, которое должно соответствовать Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, Закону №223-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В ч. 3.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ указаны способы проведения конкурентных закупок:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иные способы, установленные положением о закупке и соответствующие требованиям части 3 настоящей статьи.
Под неконкурентной закупкой понимается закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Как следует из ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 3.2. ст. 3 Закона №223-ФЗ, способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В соответствии со ст. 3.6. Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Как следует из ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, положение о закупке не может вступать в противоречие с указанными принципами федерального закона, как и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, устанавливаемый в Положении о закупке.
Закупочная деятельность АО «Почта России» (УФПС ХМАО-Югры), на момент заключения договора 06.04.2020 между АО «Почта России» (УФПС ХМАО-Югры) и АО «Северречфлот», регулировалась Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России» (далее – Положение о закупке), утвержденного советом директоров АО «Почта России» (протокол от 16.03.2020 № 2-2020).
Согласно ст. 4.2. Положение о закупке, Закупка товаров, работ, услуг для нужд АО «Почта России» (УФПС ХМАО-Югры) может осуществляться:
Следующими конкурентными способами (конкурентные закупки):
путем проведения торгов:
а) конкурс;
б) аукцион;
в) запрос котировок;
г) запрос предложений.
иным способом:
а) запрос оферт в неэлектронной (бумажной) форме.
неконкурентными способами (неконкурентные закупки):
а) электронный магазин;
б) у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Заказчик не вправе устанавливать какие-либо преимущества для лиц, подавших заявки на участие в закупках, а также совершать действия, которые приводят или могут привести к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Согласно ст. 6.11 Положения о закупке, проведение неконкурентных закупок осуществляется путем проведения закупки у единственного поставщика и путем проведения закупок способом электронный магазин с учетом требований настоящей статьи и статьи 7.6 настоящего Положения.
В ходе закупки у единственного поставщика выполняются следующие этапы:
-
подбор поставщика;
-
проведение переговоров по снижению цены;
-
размещение извещения и документов по закупке в ЕИС, на ЭП (при необходимости);
-
оформление результатов и публикация предусмотренных законодательством документов и сведений о заключении договора.
При подборе поставщика при проведении закупки у единственного поставщика Заказчик должен убедиться, как минимум:
-
в наличии общей и специальной (если для выполнения договора необходимо наличие разрешающих документов) правоспособности поставщика;
-
в наличии у поставщика опыта, материальных и кадровых ресурсов для исполнения договора.
При проведении неконкурентных закупок Заказчик:
-
проявляет должную осмотрительность, учитывает экономическую эффективность закупки, надежность поставщиков и их деловую репутацию;
-
обеспечивает выполнение положений постановления Правительства РФ об особенностях участия субъектов МСП в закупках;
-
оценивает уровень затрат и цен при осуществлении неконкурентных закупок при наличии:
- государственного регулирования цен (тарифов) – стоимость закупаемой продукции не должна превышать такие цены (тарифы);
- регулирования цен (тарифов), устанавливаемых ВД Общества, – стоимость закупаемой продукции не должна превышать утвержденные предельные цены (тарифы);
- индивидуальных, специальных для данного Заказчика скидок, понижающих коэффициентов, пониженных предельных цен (тарифов) – при выборе поставщика и определении стоимости продукции должны быть использованы такие специальные пониженные цены (тарифы) с приложением подтверждающих документов (при предоставлении Заказчику таких условий).
Решение о проведении неконкурентной закупки принимается Заказчиком в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением.
Размещение сведений и документов по закупке у единственного поставщика в ЕИС, ЭП осуществляется с учетом положений ч.ч. 6.2.2, 6.2.2.1 ст. 6.2 настоящего Положения.
Договор по итогам неконкурентной закупки может быть заключен в бумажной или электронной форме в порядке и сроки, установленные главой IX настоящего Положения.
При проведении закупки неконкурентным способом Заказчик вправе отказаться от заключения договора в любое время, не неся при этом никакой ответственности перед участником закупки, в том числе по возмещению каких-либо затрат, убытков, связанных с его участием в закупке, ведением переговоров и прочее
В соответствии с п. 4.4.2 ст. 4.4 Положения о закупке, условиями проведения неконкурентных закупок является следующее:
№ п/п |
Способ закупки |
Проведение неконкурентных закупок допускается при наличии следующих оснований |
1 |
Электронный магазин |
|
2 |
Закупки у единственного поставщика |
2.5.1. Возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах в целях предупреждения аварий, чрезвычайных или иных ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью людей, в том числе не являющихся работниками Общества, а также для обеспечения поддержки и сохранения бесперебойной работы Общества с целью своевременного исполнения его обязательств и в иных подобных случаях, в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно (по решению РО). Общество вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для предупреждения аварий, чрезвычайных или иных ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью людей, в том числе не являющихся работниками Общества, а также обеспечения поддержки и сохранения бесперебойной работы Общества с целью своевременного исполнения его обязательств и в иных подобных случаях.
2.20.1. Заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка (части земельного участка), находящегося в частной собственности. 2.20.2. Утратил силу.
|
Несмотря на то, что по данному направлению осуществляет деятельность единственный перевозчик, а проведение закупки являлось только технической стороной вопроса, заключить договор с единственным поставщиком невозможно, так как данная ситуация не попадает под условия проведения неконкурентных закупок, указанные в п. 4.4.3 Положения о закупке товаров, работ и услуг.
На основании изложенного, издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре от 15.01.2021 № 10 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (628012, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Свердлова, д. 6, ИНН 7724490000) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ч. 13 ст. 44 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением о назначении дела № 086/01/17-86/2021 о нарушении антимонопольного законодательства от 15.01.2021 рассмотрение дела назначено на 17.02.2021.
17.02.2021 на рассмотрении дела № 086/01/17-86/2021 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовали по доверенности представители Ответчика и Лица, располагающего сведениями. До рассмотрения дела поступили письменные пояснения по существу рассматриваемого дела. Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в ходе рассмотрения дела также установлена необходимость в получении и изучении дополнительных сведений и документов по делу. Рассмотрение дела отложено на 24.03.2021.
24.03.2021 на рассмотрении дела № 086/01/17-86/2021 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовали по доверенности представители Ответчика и Лица, располагающего сведениями. Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в ходе рассмотрения дела установлена необходимость в получении и изучении дополнительных сведений и документов по делу. Рассмотрение дела отложено на 07.04.2021.
07.04.2021 на рассмотрение дела № 086/01/17-86/2021 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовал по доверенности представитель Ответчика по ВКС. В результате проведенного Управлением анализа информации и документов, представленных сторонами по делу о нарушении антимонопольного законодательства, установлено следующее.
В пункте 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, указано, что нельзя проводить закупки у единственного поставщика по своему усмотрению, в положении о закупке должны быть ограничения для применения этого способа (критерии и случаи, в которых он может осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обратное повлечет за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушит принципы осуществления закупочной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ) и положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге. В то же время при размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик должен обосновать (доказать), что выдвигаемые требования к предмету закупки могут быть исполнены исключительно конкретным поставщиком и никаким иным.
В свою очередь необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа всех возможных лиц, претендующих на заключение договора.
Вместе с тем, согласно материалам, доставку корреспонденции их г. Ханты-Мансийск до населенных пунктов Троица, Кышик, Пырьях, Нялино и обратно в межнавигационный период осуществляет единственный перевозчик (АО «Северречфлот»).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» установлено, что само по себе наличие в договоре, заключенном между хозяйствующими субъектами, условий, определяющих поведение участников договора во взаимоотношениях друг с другом и третьими лицами, не означает, что стороны договора преследовали цель ограничения конкуренции. В этих случаях должны учитываться ожидаемое состояние рынка и положение его участников, если бы спорное соглашение не имело места, а в случае реализации соглашения – его фактическое влияние на состояние конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, учитывая совокупность имеющихся доказательств, в том числе объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628012, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Свердлова, д. 6, ИНН 7724490000) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела 086/01/17-86/2021 по признакам нарушения АО «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628012, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Свердлова, д. 6, ИНН 7724490000) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Председатель Комиссии <.......>
Члены Комиссии <.......>
<.......>