Решение б/н решение по жалобе № 383-ип/22 на действия заказчика АО "Росс... от 26 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-52/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.01.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 26.01.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «_________» по доверенности;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС – «_________» по доверенности;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 17.01.2022 № 383-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку средств для защиты и ухода за кожей, репелленты для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32111010597, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 17.01.2022 № 383-эп/22) «_________» (далее - Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку средств для защиты и ухода за кожей, репелленты для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32111010597

Заявитель обжалует положения документации о закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 24.01.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

30.12.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32111010597 о проведении запроса предложений в электронной форме. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 30.12.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 19.01.2022 в 15:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 03.02.2022 (мск+2).

Согласно ч.2 ст.181.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 17.01.2022, то есть до окончания срока подачи заявок.

Заявитель обжалует следующие положения документации о закупке.

1. Заявитель считает, что Заказчик при проведении закупки допустил нарушение пп.2 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках, поскольку техническое задание закупки (приложение к ТЗ) содержит указание на конкретные торговые знаки, при этом в описании предмета закупки Заказчиком не использованы слова "(или эквивалент)".

2. Заявитель полагает, что Заказчик необоснованно объединил в один лот технологически и функционально не связанные между собой товары, а именно репелленты (аэрозоли и спреи для защиты от кровососущих насекомых: комаров, мошек, клещей) и различные кремы, пасты, жидкое  мыло.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

1. Описание товара, в том числе технические характеристики (тип, марка) товара, содержатся в приложении №1 к техническому заданию документации о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с п. 2.1.9 Технического задания приведенные в настоящем техническом задании (Приложение к ТЗ) номенклатурные обозначения (тип, марка), носят описательный характер и указывают на технические характеристики и параметры товара, связанные с определением соответствия товара потребностям Заказчика. Возможно предоставление Участником предложений на поставку эквивалента товара с иными номенклатурными обозначениями при условии, что предлагаемые замены равноценны по качеству и техническим характеристикам заявленному товару. В случае если Участником процедуры предлагается эквивалент требуемого Заказчиком товара, в составе своей конкурсной заявки он должен в обязательном порядке предоставить подробное техническое описание предлагаемого к поставке эквивалента.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 3.5.6-3.5.8 документации о закупке.

 В соответствии п.1 Требований к участникам (приложение № 3 к документации о закупке) участник, предложивший эквивалентный товар, должен в составе заявки предоставить характеристики эквивалентного товара по форме и в соответствии с требованиями технического задания, при. этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в Техническом задании, а также в случае предложения эквивалента заполнить графы № 7-12 приложения № 1 к Техническому предложению «Описание предлагаемого товара».

Таким образом, документация о закупке не исключает возможность для участников закупки предложить эквивалент товара, указанного в приложении №1 к техническому заданию документации о закупке. 

2. Заказчик считает, что репелленты и кремы для рук, ног, очищающие пасты, жидкое мыло, указанные в приложении №1 к техническому заданию, не являются взаимозаменяемыми товарами в соответствии со ст. 4 Закона о защите конкуренции и, следовательно, не должны объединяться Заказчиком в один лот.

Заказчик пояснил, что потребность в указанной выше продукции возникает ежегодно, с целью обеспечения сотрудников Заказчика. Объем закупаемой продукции, технические и функциональные характеристики формируются исходя из нужд (потребностей) Заказчика и соответствуют действующим ГОСТам, техническим регламентам на данный вид продукции.

Предметом закупки № 32111010597 являются следующие товары:

  • аэрозоли (спреи) от укусов комаров, мошек, клещей;
  • бальзам (крем-гель) после укусов насекомых;
  • мыло (паста) для очищения кожи от загрязнений;
  • средства дезинфицирующие (антисептик);
  • крем для рук.

Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (иди) обезвреживающими средствами» (далее – Приказ №1122н) утвержден стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее - Стандарт).

Согласно п. 4 Стандарта, приложения №1 к Приказу № 1122н:

  • к защитным средствам относятся, в том числе, средства для защиты от биологических вредных факторов (от укусов членистоногих);
  • к очищающим - мыло или жидкие моющие вещества для мытья рук, тела, кремы, гели, пасты;
  • к регенерирующим, восстанавливающим средствам относятся - крема, эмульсии для рук.

В соответствии с п. 8 приложения №5 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» TP ТС 019/2011 (далее - TP ТС 019/2011), утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 указанные в Техническом задании Заказчика позиции относятся к одной группе «Средства индивидуальной защиты дерматологические».

Целями регулирования Закона о закупках являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств заказчиков. Заказчик формирует предмет закупки в соответствии с утвержденным Положением о закупке товаров, работ, услуг исходя из указанных целей, при этом не допускает ограничения конкуренции среди участников закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком АО «Россети Тюмень» Закона о закупках, не нашли подтверждения.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать необоснованной жалобу «_________» (вх. от 17.01.2022 № 383-эп/21) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку средств для защиты и ухода за кожей, репелленты для нужд АО «Россети Тюмень», извещение № 32111010597.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                 «_________»

 

Члены Комиссии:                                            «_________»                                                                                               

                                                                           «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны