Решение б/н решение по жалобе № 5503-эп/21 в отношении заказчика АУ ХМАО... от 5 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по жалобе № 086/07/3-889/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.07.2021                        г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 05.07.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_______» — врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

«_______» — главный государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

«_______» — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителя Заявителя посредством ВКС;

в присутствии представителя Заказчика посредством ВКС;

рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 11.06.2021 № 5503-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Открытый регион» при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение (изготовление) сувенирной продукции для вручения участникам мероприятий, извещение № 32110330850, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба (вх. от 11.06.2021 № 5503-эп/21) «________» (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры «Открытый регион» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение (изготовление) сувенирной продукции для вручения участникам мероприятий, извещение № 32110330850.

Заявитель обжалует действия закупочной комиссии Заказчика в части необоснованного отклонения его заявки от участия в закупке.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 22.06.2021.

22.06.2021 Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости получения дополнительной информации от оператора электронной площадки «Росэлторг». С целью получения дополнительной информации Комиссия определила продлить срок принятия решения по Жалобе, назначить рассмотрение жалобы на 30.06.2021. На заседании Комиссии 30.06.2021 было установлено, что информация поступила не в полном объеме, в связи с чем в заседании объявлен перерыв до 01.07.2021.

01.07.2021 состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр «Открытый регион» (далее - Положение о закупках), утвержденным наблюдательным советом АУ «Центр «Открытый регион» (протокол от 27.12.2018 № 15/2018).

28.05.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110330850 о проведении запроса котировок в электронной форме.

Согласно извещению о закупке установлены следующие сроки:

Дата начала срока подачи заявок – 28.05.2021 (мск+2);

Дата и время окончания подачи заявок – 07.06.2021 в 11:00 (мск+2);

Дата подведения итогов – 08.06.2021 (мск+2).

18.06.2021 Заказчиком опубликован Протокол рассмотрения заявок на участие в процедуре, из которого следует, что на участие в закупке поступило шесть заявок, их них к участию в закупке допущена одна заявка под №2. Пять других заявок ( №№ 1, 3, 4, 6, 7) отклонены по следующему основанию:

«Не соответствие: п. 4 статьи 46 положения о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр «Открытый регион»), п. 9 раздела VII Информационной карты Извещения о проведении запроса котировки в электронной форме «Участник закупки в заявке не описывает товары, их количественные и качественные характеристики, в соответствии с Техническим заданием Раздел VII извещения о проведении процедуры». В связи с чем, Заказчику не представляется возможным определить наименование предлагаемого товара, его характеристики (конкретные значения товара), количество».

Заявитель не согласен с отклонением его заявки от участия в закупке, поскольку считает, что представил все сведения, документы в соответствии с документацией о закупке.

Заказчик с доводами жалобы не согласен. Отклонение считает обоснованным ввиду отсутствия в составе заявки Формы №1 «Предложение на участие в запросе котировок в электронной форме», в которой указывается информация о поставляемых товарах, заполняемой в соответствии с Техническим заданием.

Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав доводы Заявителя и Заказчика, а также информацию, представленную оператором ЭТП, Комиссия Управления установила следующее.

 Согласно пункту 9 раздела VI Извещения «Информационная карта», «участник закупки в заявке описывает товары, их количественные и качественные характеристики, в соответствии с Техническим заданием (раздел VII настоящего извещения).

В разделе VII Извещения «Формы документов, входящих в состав заявки» содержится форма 1 «Предложение на участие в запросе котировок в электронной форме», в которой указывается информация о поставляемых товарах, заполняемой в соответствии с Техническим заданием.

Форма № 1 «Предложение на участие в запросе котировок в электронной форме» в соответствии с документацией должна содержать следующую информацию о приобретаемых товарах:

№ п/п

Наименование товара, производитель

(марка, модель

при наличии)

Характеристики товара (конкретные значения товара)

Ед. изм.

Кол-во

Цена за ед. изм., руб.

Итого стоимость

Страна происхождения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, как следует из документации, Форма №1 предполагает указание цены, поскольку содержит обязанность по представлению сведений о цене за единицу товара, подлежащего поставке, а также общую стоимость.

Пунктом 8.1 Документации о закупке регламентирован состав, содержание заявки участника закупки:

а) предложение участника закупки, оформленное в соответствии с требованиями настоящей документации (по форме 1 Раздела VIII), оказываемых услуг, выполняемых работ, поставляемых товаров соответствующее требованиям настоящей документации к такому описанию (пункт 9 информационной карты), согласие на исполнение договора на предусмотренных извещением, документацией условиях;

б) анкета участника закупки, оформленная в соответствии с требованиями настоящей документации (по форме 2 Раздела VIII);

в) «Согласие на обработку персональных данных» (для участника – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя) (по форме 3 Раздела VIII настоящей документации) либо «Подтверждение наличия согласия на обработку персональных данных и направления уведомлений об осуществлении обработки персональных данных» (для участника – юридического лица) (по форме 4 Раздела VIII настоящей документации);

г) документы, установленные в пункте 8 информационной карты, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям документации.

Участник закупки должен оформить документы, входящие в состав заявки, в соответствии с требованиями пункта 14 информационной карты, а именно: электронные документы, входящие в состав заявки должны иметь один из распространенных форматов документов: с расширением (*.doc), (*.docx), (*.xls), (*.xlsx), (*.txt), (*.pdf), (*.jpg). Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником закупки должны быть подписаны электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника такой закупки.

В соответствии с пунктом 12.3 Документации о закупке в ходе рассмотрения заявок комиссией выполняются следующие действия:

а) проверка заявки на соответствие требованиям, установленным в документации, в том числе, к содержанию, форме, оформлению и составу заявки;

б) проверка соответствия предлагаемых участником закупки, товаров, работ, услуг требованиям, установленным в документации;

в) проверка участника закупки на соответствие требованиям, установленным в документации, в том числе проверка документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям документации;

г) признание заявки участника закупки, соответствующей (несоответствующей) требованиям, установленным в документации;

д) допуск к участию в запросе котировок участника закупки, в случае признания поданной им заявки соответствующей требованиям, установленным в документации;

е) отклонение (не допуск) участника закупки, в случае признания поданной им заявки несоответствующей требованиям, установленным в документации;

ж) признание запроса котировок несостоявшимся в случаях, предусмотренных статьей 58 Положения.

Заявка участника закупки, не отвечающая требованиям настоящей документации к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, в том числе представление в составе заявки документов и сведений не по форме, установленной документацией; не заполнение граф, разделов документов, установленных Заказчиком; изменение установленных документацией требований к работам, услугам, товарам и (или) их наименования, характеристик, признается несоответствующей требованиям, установленным в настоящей документации.

Из информации, представленной оператором ЭТП, Комиссия установила, что Форма № 1 прикреплена Заявителем на электронной торговой площадке http://com.roseltorg.ru в составе заявки во вкладке «Ценовое предложение», так как спорная форма содержит сведения о ценовом предложении.

Согласно требованиям Закона о закупках Оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации о содержании ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, за исключением проведения аукциона в электронной форме, а также дополнительных ценовых предложений (если подача дополнительных ценовых предложений предусмотрена извещением об осуществлении конкурентной закупки в электронной форме и документацией о конкурентной закупке в электронной форме) до формирования итогового протокола. Сопоставление ценовых предложений осуществляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки при формировании итогового протокола (п. 2 ч. 10 ст. 3.3 Закона о закупках).

  Таким образом, Заявитель, прикрепляя данную форму заявки в разделе «Ценовое предложение» с пометкой «Документы обоснования цены» в составе заявки, правомерно исходил из возможности прикрепления указанного файла именно в данном разделе, поскольку данная форма заявки содержала ценовое предложение заявителя и была составлена по форме, утвержденной заказчиком в документации. В свою очередь, обязанности по размещению указанного файла заявки в ином разделе на участника закупки документацией не возложена.

Комиссия Управления не может согласиться с доводами Заказчика, поскольку напрямую из документации и функционала ЭТП это не следует. Кроме того, пять из шести поступивших заявок отклонены по указанному основанию в связи с непредставлением Формы №1 в виде отдельного файла в первой части заявок. Однако, по общему правилу для конкурентных закупок, размещение участником закупки документа, содержащего ценовое предложение не в специальном разделе функционала ЭТП «Ценовое предложение» может повлечь отклонение заявки участника.

Заказчик самостоятельно сформировал требование в документации о предоставлении заявки, составленной по форме №1, обязывающей участника закупки указать в нем ценовое предложение.

Все последующие действия Заказчика, как и оператора электронной торговой площадки по направлению определенных документов Заказчику находятся вне ведения участника закупки. Следовательно, неотправление оператором ЭТП предложения участника закупки по форме №1, обусловлено тем, что заказчик самостоятельно в документации предусмотрел такую форму, в которой участникам закупки надлежало указать свое ценовое предложение. В связи с чем все последующие действия участника закупки в части размещения данного файла в графе «Ценовое предложение» и ненаправление его вместе с другими документами оператором ЭТП заказчику, не может свидетельствовать о вине участника закупки, поскольку он исходил из характера прикрепляемых в том или ином разделе документов.

При этом Комиссия Управления исходит их того, что участники закупки не должны претерпевать негативные для себя последствия исключительно обусловленные действиями заказчика и оператора ЭТП, которые не находились в согласованности. Оператор, действуя по правилам, при которых ценовые предложения участников закупки направляются заказчику только после допуска участника закупки, также не мог предвидеть, что указанный документ является обязательным для соответствующего допуска участника закупки. Как равно и участник закупки правомерно посчитал, что форма заявки, обязывающая его указать собственное ценовое предложение, должна быть прикреплена в соответствующем разделе функционала ЭТП «Ценовое предложение».

Также Комиссия Управления принимает во внимание, что все иные документы в отношении участника закупки были представлены оператором ЭТП заказчику и не был представлен только один спорный документ. Аналогичное непредоставление было зафиксировано заказчиком также в отношении иных участников закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в указанных  действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «________» (вх. от 11.06.2021 № 5503-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Открытый регион» при проведении запрос котировок в электронной форме на приобретение (изготовление) сувенирной продукции для вручения участникам мероприятий, извещение № 32110330850, обоснованной.

2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                       «________»

 

Члены Комиссии:                                                  «________»                                      

                                      

                                                                                «________»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны