Предостережение №РВ/7430/23 Предостережение о недопустимости совершения действий, которы... от 20 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
О НЕДОПУСТИМОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К НАРУШЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России), рассмотрено обращение <<--->>, направленное Территориальным органом Росздравнадзором по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО (вх.№ 10026-ЭП/23 от 11.10.2023), на действия Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «<<--->>» по вопросу оказания медицинской помощи.
В ходе анализа представленных документов установлено, что Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «<<--->>» допущено нарушение подпункта 4 пункта 1 и пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38 «О рекламе».
Согласно обращения <<--->>, сотрудником Учреждения <<--->>, было рекомендовано провести Ультразвуковое исследование в конкретном хозяйствующем субъекте - ООО «<<--->>», что иными действиями могут пониматься, рекомендации приобретать товары (работы, услуги) у конкретного участника рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции.
Информация о необходимости провести Ультразвуковое исследование в ООО «<<--->>» прикреплена на направлении Учреждения отделения женской консультации от 20.07.2023 в виде листка с указанием адреса ООО «<<--->>», номера телефона, режима работы, а также рекомендаций: планово кольпоскопия. Методом ПЦР на ВПЧ и жидкостную цитологию (вне учреждения ЮГБ).
В соответствии с Приказ Минздрава России от 19.08.2021 № 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2021 № 64810), в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 23, ст. 4091) утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Реклама, согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.
В силу части 3 статьи 24 Закона о рекламе требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
В рассматриваемом обращении, информация по своему содержанию и форме направлена на привлечение внимание неопределенного круга лиц к объектам рекламирования - услугам специалистов оказываемых медицинским учреждением ООО «<<--->>», формирует и поддерживает интерес к нему обеспечивает продвижение медицинского учреждения на рынке по оказанию медицинских услуг, что отвечает всем критериям понятия "реклама", указанного в Законе "О рекламе", следовательно, является рекламой.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено понятие медицинской услуги и медицинской деятельности:
- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 24 Закон о рекламе, реклама лекарственных средств не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
Согласно пункта 3 статьи 24 Закона о рекламе, требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Таким образом, Ханты-Мансийское УФАС Росии считает, что действия БУ ХМАО-Югры «<<--->>» могут привести к ограничению конкуренции, а также создать преимущественные условия для конкретного медицинского учреждения - ООО «<<--->>».
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Для квалификации действий субъекта права по статье 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом и совершенные им действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
Под иными действиями в данном контексте могут пониматься, в том числе, рекомендации приобретать товары (работы, услуги) у конкретного участника рынка, которые также могут привести к ограничению конкуренции.
Так, рекомендации органов и организаций, поименованных в статье 15 Закона о защите конкуренции, могут приниматься получателями рекомендаций во внимание и склонить их решение в пользу товаров (работ, услуг) участника рынка, который был рекомендован, поскольку могут создать у их получателей впечатление об одобрении указанными органами именно этих товаров (работ, услуг) и их предпочтительности по сравнению с товарами (работами, услугами) других участников рынка.
Соответственно, подобные рекомендации создают такому субъекту рынка необоснованные конкурентные преимущества, выражающиеся в более высокой вероятности того, что его товары (работы, услуги) выберут получатели рекомендаций.
Соответственно, дача рекомендаций (одобрений) указанным органам приобретение товара, услуги именно у ООО <<--->> способствует созданию такому субъекту рынка необоснованные конкурентные преимущества.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Таким образом, в действиях сотрудника Бюджетного Учреждения ХМАО-Югры «<<--->>» <<--->>, выразившихся в создании преимущественных условий для конкретного хозяйствующего субъекта ООО «<<--->>» содержатся действия способные привести к ограничению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции, в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (далее — предостережение).
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в числе прочего предупреждает нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В связи с этим, Ханты-Мансийское УФАС России на основании статьи 25.7 Закона о защите конкуренции предостерегает должностное лицо Бюджетного Учреждения ХМАО-Югры «<<--->>» в лице главного врача <<--->>, от совершения подобных действий, в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.