Предостережение №РВ/7430/23 Предостережение о недопустимости совершения действий, которы... от 20 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

О НЕДОПУСТИМОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К НАРУШЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России), рассмотрено обращение <<--->>, направленное Территориальным органом Росздравнадзором по Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО (вх.№ 10026-ЭП/23 от 11.10.2023), на действия Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «<<--->>» по вопросу оказания медицинской помощи.

В ходе анализа представленных документов установлено, что Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «<<--->>» допущено нарушение подпункта 4 пункта 1 и пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 №38 «О рекламе».

Согласно обращения <<--->>, сотрудником Учреждения <<--->>, было рекомендовано провести Ультразвуковое исследование в конкретном хозяйствующем субъекте - ООО «<<--->>», что иными действиями могут пониматься, рекомендации приобретать товары (работы, услуги) у конкретного участника рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции.

Информация о необходимости провести Ультразвуковое исследование в ООО «<<--->>» прикреплена на направлении Учреждения отделения женской консультации от 20.07.2023 в виде листка с указанием адреса ООО «<<--->>», номера телефона, режима работы, а также рекомендаций: планово кольпоскопия. Методом ПЦР на ВПЧ и жидкостную цитологию (вне учреждения ЮГБ).

В соответствии с Приказ Минздрава России от 19.08.2021 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2021 64810), в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 23, ст. 4091) утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Реклама, согласно части 1 статьи 3 Закона о рекламе - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Из пункта 2 статьи 3 Закона о рекламе, следует, что объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Реклама влияет на мотивацию потребителя при выборе товара и побуждает людей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.

В силу части 3 статьи 24 Закона о рекламе требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

В рассматриваемом обращении, информация по своему содержанию и форме направлена на привлечение внимание неопределенного круга лиц к объектам рекламирования - услугам специалистов оказываемых медицинским учреждением ООО «<<--->>», формирует и поддерживает интерес к нему обеспечивает продвижение медицинского учреждения на рынке по оказанию медицинских услуг, что отвечает всем критериям понятия "реклама", указанного в Законе "О рекламе", следовательно, является рекламой.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено понятие медицинской услуги и медицинской деятельности:

- медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;

- медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 24 Закон о рекламе, реклама лекарственных средств не должна создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

Согласно пункта 3 статьи 24 Закона о рекламе, требования пунктов 2 - 5 части 1 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Таким образом, Ханты-Мансийское УФАС Росии считает, что действия БУ ХМАО-Югры «<<--->>» могут привести к ограничению конкуренции, а также создать преимущественные условия для конкретного медицинского учреждения - ООО «<<--->>».

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъекта Российской Федерации, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Для квалификации действий субъекта права по статье 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом и совершенные им действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).

Под иными действиями в данном контексте могут пониматься, в том числе, рекомендации приобретать товары (работы, услуги) у конкретного участника рынка, которые также могут привести к ограничению конкуренции.

Так, рекомендации органов и организаций, поименованных в статье 15 Закона о защите конкуренции, могут приниматься получателями рекомендаций во внимание и склонить их решение в пользу товаров (работ, услуг) участника рынка, который был рекомендован, поскольку могут создать у их получателей впечатление об одобрении указанными органами именно этих товаров (работ, услуг) и их предпочтительности по сравнению с товарами (работами, услугами) других участников рынка.

Соответственно, подобные рекомендации создают такому субъекту рынка необоснованные конкурентные преимущества, выражающиеся в более высокой вероятности того, что его товары (работы, услуги) выберут получатели рекомендаций.

Соответственно, дача рекомендаций (одобрений) указанным органам приобретение товара, услуги именно у ООО <<--->> способствует созданию такому субъекту рынка необоснованные конкурентные преимущества.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Таким образом, в действиях сотрудника Бюджетного Учреждения ХМАО-Югры «<<--->>» <<--->>, выразившихся в создании преимущественных условий для конкретного хозяйствующего субъекта ООО «<<--->>» содержатся действия способные привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.7 Закона о защите конкуренции, в целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет должностному лицу хозяйствующего субъекта, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственного внебюджетного фонда предостережение в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства (далее — предостережение).

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в числе прочего предупреждает нарушения антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

В связи с этим, Ханты-Мансийское УФАС России на основании статьи 25.7 Закона о защите конкуренции предостерегает должностное лицо Бюджетного Учреждения ХМАО-Югры «<<--->>» в лице главного врача <<--->>, от совершения подобных действий, в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны