Решение №ВТ/846/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 714-ЭП/24 от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-115/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.02.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 08.02.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <...>;

Члены комиссии:

- <...>;

- <...>;

в отсутствии на заседании комиссии заявителя ООО <...>, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения (исх. № ВТ/556/24 от 29.01.2024);

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика АО <...>, <...>

рассмотрев жалобу ООО <...> (вх. № 714-ЭП/24 от 25.01.2024) (далее – Жалоба) на действия АО <...> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451), установка водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451) с учетом демонтажа, монтажа (реестровый номер извещения 32413193855),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <...> (вх. № 714-ЭП/24 от 25.01.2024) (далее – Заявитель) на действия АО <...> (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451), установка водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451) с учетом демонтажа, монтажа (реестровый номер извещения 32413193855).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 № ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 05.02.2024, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 25.01.2024.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России уполномочена на рассмотрение данной жалобы по существу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 05.02.2024.

Заявитель в своей Жалобе сообщил следующее.

1. Заказчиком в Документации установлено следующее требование к составу второй части заявки:

 

14.

Требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям

 

Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей

Вторая часть заявки должна содержать:

11) копия сертификата соответствия ТУ 25.21.13-092-44914764-2021.

 

Согласно пункту 15 статьи 2 Закона № 162-ФЗ технические условия - это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона № 162-ФЗ, технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

Таким образом, технические условия разрабатываются изготовителем на конкретную продукцию.

ТУ 25.21.13-092-44914764-2021 разработано под одного конкретного производителя - АО <...>. Данное ТУ имеется только у производителя АО <...>.

Вместе с тем, Заявитель сообщил, что ООО «Спецобеспечение» был сделан запрос производителю АО <...> по поводу предоставления ТУ 25.21.13-092-44914764-2021 с целью участия в данной закупке, однако, представителем производителя АО «Дорогобужкотломаш» был дан ответ, что данное ТУ никому не предоставляется и что производитель АО «Дорогобужкотломаш» будет сам участвовать в данной закупке.

Таки образом, как указывает Заявитель, предоставить в составе заявки копию сертификата соответствия ТУ 25.21.13-092-44914764-2021 имеет возможность только один производитель, что является ограничением конкуренции и нарушением ФЗ № 135 «О защите конкуренции».

2. В пункте 3.1 Проекта Договора Заказчиком установлено:

3.1. Поставщик гарантирует соответствие качества поставляемого Оборудования российским стандартам в системе ГОСТ - Р и обязуется подтверждать качество соответствующими сертификатами (соответствия, качества, гигиенического и др.), копии которых передает Заказчику при поставке, а также гарантирует поставку Заказчику Оборудования надлежащего качества и с характеристиками согласно Технического задания.

В соответствии со статьей 456 ГК РФ Обязанности продавца по передаче товара:

1. Продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

2. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Требование о предоставлении в составе заявки копии сертификата соответствия ТУ 25.21.13-092-44914764-2021, по мнению Заявителя, является нарушением ГК РФ.

3. Заказчиком в Документации установлен следующий порядок оплаты поставляемого товара:

 

9.

Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги

 

Оплата Товара производится Покупателем в следующем порядке: платеж не более 30% от стоимости имущества не позднее 7 рабочих дней с даты заключения договора. 70% - после подписания Сторонами Акта приема-передачи и Акта выполненных работ.

 

Заказчиком установлен аванс не более 30% от стоимости имущества. Заявитель считает, что данная формулировка не позволяет точно и достоверно определить размер аванса. Наличие данного факта расценивается Заявителем, как не установление существенного условия договора по порядку оплаты поставляемого товара.

4. Заказчиком в Документации установлено следующее требование к формату документов заявки:

 

14.

Требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям

 

Заявка на участие в аукционе в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме электронных документов. Участник аукциона в электронной форме вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе в отношении каждого объекта закупки. Заявка должна содержать полный пакет документов и сведений, предусмотренных настоящей документацией об аукционе в электронной форме.

Все документы (формы, заполненные в соответствии с требованиями настоящей документации, а также иные данные и сведения, предусмотренные настоящей документацией), входящие в состав заявки должны быть предоставлены участником аукциона в электронной форме через ЭТП в отсканированном виде в доступном для прочтения формате (предпочтительнее формат *.pdf, один файл - один документ).

 

Заявка подается через электронную площадку в форме электронных документов, при этом документ в формате «Word», подписанный электронной цифровой подписью является электронным документом. Требование о сканировании заявки, по мнению Заявителя, является излишним.

5. Заказчиком в Документации установлено следующее требование к составу второй части заявки:

 

14.

Требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям

 

Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей

Вторая часть заявки должна содержать:

- заявку на участие в электронном аукционе, по предлагаемой форме к заполнению, указанной в пункте 16 Информационной карты настоящей документации о закупке;

- сведения и документы об участнике процедуры закупки, подавшем такую заявку (если на стороне участника процедуры закупки выступает одно лицо), или сведения и документы о лицах, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки (по каждому из указанных лиц в отдельности) (если на стороне участника процедуры закупки выступает несколько лиц) в соответствии с условиями закупочной документации, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

 

Заявитель считает, что Заказчиком не указано, какие конкретно документы, подтверждающие соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть предоставлены в составе второй части заявки, что не позволяет правильно заполнить заявку и может служить поводом для отклонения заявки участника закупки.

6. Заказчиком в Документации установлено:

 

29.

Шаг аукциона

 

Шаг аукциона составляет от 0,5% начальной (максимальной) цены договора.

 

При этом на электронной площадке указано:

 

 

 

Заявитель отмечает, что наличие данной противоречивой информации не позволяет определить, шаг аукциона должен составлять от 0,5% до 5% или от 0,5% до 100% от начальной (максимальной) цены договора, что вводит участников закупки в заблуждение и может привести к ошибкам при подаче ценового предложения.

7. В пункте 7 Формы второй части заявки Заказчиком установлено:

7. Мы извещены, что в случае, если по итогам проверки нашей организации на финансовую благонадежность, Заказчик вправе отклонить нашу заявку на основании положений пунктов 15, 30, 37 Информационной карты настоящей Документации.

Согласно Информационной карты Документации, пункт 15 и пункт 37 содержат следующую информацию:

 

15.

Форма «ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ» и порядок подачи заявок на участие аукционе в электронной форме

 

Рекомендуемые формы для заполнения первой и второй частей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме приведены в Приложении №1 к Разделу 1 «Информационная карта» документации об аукционе в электронной форме.

Для участия в аукционе в электронной форме участник подает заявку на участие в срок, который установлен аукционной документацией.

 

37.

Возможность заказчика изменить условия договора при заключении договора и при исполнении Договора

 

При исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с пунктом 24.1 настоящего раздела, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

 

Исходя из вышесказанного, по мнению Заявителя, не представляется возможным, по каким основаниям Заказчик может отклонить нашу заявку, что может привести к тому, что Заказчик без основания будет отклонять заявки.

8. Заказчиком в Техническом задании установлено следующее требование:

 

1.3

Требования к поставляемой продукции.

Продукцию изготовить в соответствии с требованиями ТУ 25.21.13-092-44914764-2021.

Конструктивные размеры Продукции должны соответствовать чертежам АО <...> на котел КВГМ-116,3-150, (зав.№ 10451)

 

Заказчик устанавливает, что конструктивные размеры должны соответствовать чертежам АО «Дорогобужкотломаш» на котел КВГМ-116,3-150, однако в составе Документации данные чертежи в ЕИС не размещены, что, как указывает Заявитель, не позволяет идентифицировать объект закупки и на момент подачи заявки определить конструктивные размеры и другие характеристики поставляемого товара и выполнения работ.

9. Заказчиком в Техническом задании установлено следующее требование к поставляемому товару:

 

Наименование Товара

Ед. изм.

Кол-во

Номер сборочного чертежа

Камеры конвективные

шт

2

Р 02.00.00.00

Детали конвективного блока

компл.

1

Р 02.00.00.00

Опора

шт

4

А-25791

Опора

шт

3

А-33885

Опора

шт

5

А-25795

Опора

шт

1

А-26663

Детали системы трубной

компл.

1

А-27870

Гляделка

шт

16

А-27870

Опора

шт

3

А25795-02

Установка дренажных и воздушных трубопроводов с запорной арматуры

компл.

1

А-20470

Отборное устройство СТП42-71

шт

1

А-20470

 

Заказчик устанавливает, что Камеры конвективные, Детали конвективного блока, Опора, Детали системы трубной, Гляделка, Установка дренажных и воздушных трубопроводов с запорной арматуры, Отборное устройство должны соответствовать чертежам и указывает номера чертежей, однако, Заявитель сообщает, что в составе Документации данные чертежи в ЕИС не размещены, а также не указаны характеристики данного товара, что не позволяет идентифицировать объект закупки и на момент подачи заявки определить размеры и другие характеристики поставляемого товара.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем направил письменные возражения (вх. № 984-ЭП/24 от 02.02.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для Акционерного общества <...> (утверждено Совета директоров АО <...>; протокол от 26.09.22 № 205) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 19.01.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 143 856 833,33 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 05.02.2024.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Касаясь доводов № 1, № 2 и № 8, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 14 «Требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям» Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке Заказчиком установлено, что вторая часть заявки должна содержать копию сертификата соответствия ТУ 25.21.13-092-44914764-2021.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Между тем Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что подпунктом 1.3 «Требования к поставляемой продукции» пункта 1 «Перечень основных данных и требований» Приложения № 1 к Разделу 1 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА», подпунктом 1.3 пункта 1 Раздела 2 «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)» документации о закупке, подпунктом 1.3 пункта 1 Приложения № 2 к договору поставки Заказчиком установлено следующее:

- продукцию изготовить в соответствии с требованиями ТУ 25.21.13-092-44914764-2021;

- конструктивные размеры Продукции должны соответствовать чертежам АО <...> на котел КВГМ-116,3-150 (зав. № 10451);

- продукция должна быть полностью совместима с водогрейным котлом КВГМ-116.3-150, изготовленным АО <...> (зав.№ 10451). В случае нарушения данного условия, продукция подлежит возврату поставщику и ее замене за счет поставщика.

Подпунктом 1.6 «Условия к выполнению работ» пункта 1 «Перечень основных данных и требований» Приложения № 1 к Разделу 1 «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА», подпунктом 1.6 пункта 1 Раздела 2 «ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)» документации о закупке, подпунктом 1.6 пункта 1 Приложения № 2 к договору поставки Заказчиком установлено следующее:

Работы выполнить в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и правил:

- инструкция А-221910И «По производству обмуровочных работ» АО <...>;

- ТУ 25.21.13-092-44914764-2021.

Все работы должны выполняться в соответствии:

- с требованиями ТУ 25.21.13-092-44914764-2021;

- со сборочными и компоновочными чертежами на котел водогрейный КВГМ100 АО <...>.

Заказчиком в представленных возражениях было пояснено, что вышеуказанное требование к поставке элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451) в соответствии с ТУ 25.21.13-092-44914764-2021, чертежами АО <...> на котел КВГМ-116,3-150, а также инструкцией А-221910И «По производству обмуровочных работ» АО <...> было установлено на основании Паспорта № 9837-НЮ к вышедшему из строя котлу КВГМ-116.3-150 (за. № 10451), а также на основании Руководства по эксплуатации № А - 28000РЭ.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было определено, что пунктом 5 Руководства по эксплуатации № А - 28000РЭ указано, что при ремонте котла необходимо использовать оригинальные запасные части производства АО <...>, при использовании запасных частей иных производителей АО <...> не гарантирует надежную и положительную работу котла.

В связи с вышеуказанным обоснованием указания Заказчиком требования к представлению участниками ТУ 25.21.13-092-44914764-2021, а также выполнению технического задания в соответствии с требованиями ТУ 25.21.13-092-44914764-2021, сборочными и компоновочными чертежами на котел водогрейный КВГМ100 АО <...> Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о невозможности поставки эквивалентных элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150.

Статья 4 Закона о закупках регламентирует вопросы информационного обеспечения закупки, пунктом 1 части 10 данной статьи предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Исходя из положений статей 309, 721, 783 ГК РФ, качество и объем услуг должны соответствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов.

Закон о закупках не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг.

В случае если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, указание в документации о закупке требований к услугам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики оказываемых услуг, является правомерным и достаточным.

Таким образом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что рассматриваемые действия Заказчика не противоречат целям удовлетворения потребностей заказчика, в том числе о необходимых технических условиях качества и надежности закупаемых товаров, работ, услуг.

Между тем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заявителем вместе с Жалобой не были представлены документальные доказательства направления со стороны Заявителя запроса и получения ответа от производителя АО <...>.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает доводы № 1, № 2 и № 8 Жалобы Заявителя необоснованными.

Касаясь довода № 3 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 9 «Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги» Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке Заказчиком установлено, что оплата товара производится покупателем в следующем порядке: платеж не более 30% от стоимости имущества не позднее 7 рабочих дней с даты заключения договора. 70% - после подписания сторонами акта приема-передачи и акта выполненных работ.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что Заказчиком, при установлении оплаты товара в некорректном размере платежа не более 30%, не соблюдаются принципы прозрачности и открытости информации в сфере закупок, что может привести к необоснованному ограничению прав потенциальных участников аукциона в электронной форме.

Таким образом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода № 3 Жалобы Заявителя.

Рассмотрев довод № 4, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

В соответствии пунктом 14 «Требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям» Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке Заказчиком установлено следующее:

Заявка на участие в аукционе в электронной форме направляется участником закупки оператору электронной площадки в форме электронных документов. Участник аукциона в электронной форме вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе в отношении каждого объекта закупки. Заявка должна содержать полный пакет документов и сведений, предусмотренных настоящей документацией об аукционе в электронной форме.

Все документы (формы, заполненные в соответствии с требованиями настоящей документации, а также иные данные и сведения, предусмотренные настоящей документацией), входящие в состав заявки должны быть предоставлены участником аукциона в электронной форме через ЭТП в отсканированном виде в доступном для прочтения формате (предпочтительнее формат *.pdf, один файл - один документ).

В данной части довода Заказчик в письменных возражениях пояснил, что предусмотрел такое требование во избежание предположений со стороны участников аукциона в электронной форме в возможной корректировки Заказчиком поступивших заявок.

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств относительно технической невозможности представления перечня документов заявки в отсканированном виде, а также нарушении его прав, в связи с чем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о несостоятельности довода № 4 Жалобы.

Рассмотрев довод № 5, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Заявитель сообщает, что Заказчиком в пункте 14 «Требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям» Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке не определен перечень сведений и документов второй части заявки об участнике процедуры закупки, подавшем такую заявку (если на стороне участника процедуры закупки выступает одно лицо), или сведений и документов о лицах, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки (по каждому из указанных лиц в отдельности) (если на стороне участника процедуры закупки выступает несколько лиц) в соответствии с условиями закупочной документации, также копий документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что вышеуказанный перечень установлен Заказчиком в подпунктах 1-11 «Вторая часть заявки» (пункта 1 «Документы, содержащие сведения об участнике процедуры закупки») пункта 14 «Требования к участникам аукциона и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям» Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке.

Таким образом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает довод № 5 Жалобы Заявителя необоснованным.

Касаясь довода № 6 Жалобы Заявителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующему выводу.

Пункт 29 Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке устанавливает, что шаг аукциона составляет от 0,5% начальной (максимальной) цены договора.

Однако, Заявитель, ссылаясь на информацию, размещенную на официальном сайте электронной площадки во вкладке проводимого Заказчиком аукциона в электронной форме, где минимальный шаг аукциона составляет 0,50%, а максимальный - 5%, считает, что такая информация вводит в заблуждение участников закупки при подаче ценовых предложений.

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание на следующее.

Подпунктом 1 пункта 7 статьи 3.4 Закона о закупках указано, что аукцион в электронной форме включает в себя порядок подачи его участниками предложений о цене договора с учетом следующих требований - «шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что Заказчиком не были нарушены положения Закона о закупках при установлении значений «шага аукциона», на основании чего приходит к выводу о необоснованности довода № 6 Жалобы Заявителя.

Относительно довода № 7 Жалобы Заявителя, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.

В пункте 7 в форме «ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, УЧАСТНИКАМИ КОТОРОГО МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА №1-АЭФ-СМП/24» документации о закупке участнику необходимо указать следующее:

«Мы извещены, что в случае, если по итогам проверки нашей организации на финансовую благонадежность, Заказчик вправе отклонить нашу заявку на основании положений пунктов 15, 30, 37 Информационной карты настоящей Документации.»

Пунктом 15 «Форма «ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ» и порядок подачи заявок на участие аукционе в электронной форме» Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке установлено следующее:

Рекомендуемые формы для заполнения первой и второй частей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме приведены в Приложении №1 к Разделу 1 «Информационная карта» документации об аукционе в электронной форме. Для участия в аукционе в электронной форме участник подает заявку на участие в срок, который установлен аукционной документацией.

В данной части Заказчиком в письменных возражениях было разъяснено, что заявка, поданная позже установленного документацией о закупке срока, будет подлежать отклонению.

Пунктом 37 «Возможность заказчика изменить условия договора при заключении договора и при исполнении Договора» Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке установлено, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с пунктом 24.1 настоящего раздела, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

По вышеуказанному пункту документации о закупке Заказчиком в письменных возражениях было разъяснен, что в соответствии с пунктом 24.1 Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона в электронной форме в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Между тем Заказчик пояснил, что проводимый аукционом в электронной форме не предусмотрена поставка товара, происходящего из иностранного государства, или выполнение работ, а также оказания услуг иностранными лицами.

Таким образом, на основании представленных Заказчиком разъяснений положений пунктов 15 и 37 Раздела I «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России довод № 7 признается несостоятельным, в связи с отсутствием со стороны Заказчика нарушений законодательства в сфере закупок.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ФАС России в письме от 23.04.2014 №АЦ/16109/14 разъяснила, что в части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции признание жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной) не предусмотрено.

Таким образом, в случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Жалобу ООО <...> (вх. № 714-ЭП/24 от 25.01.2024) на действия АО <...> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451), установка водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451) с учетом демонтажа, монтажа (реестровый номер извещения 32413193855), обоснованной в части довода № 3, в остальной части необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АО <...> нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать АО <...> обязательное для исполнения предписание.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны