Решение б/н решение по жалобе № 6672-эп/21 от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1075/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.07.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 20.07.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — врио заместителя руководителя Управления;

Члены комиссии:

«________» — главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

«________» — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии Заявителя, надлежащим образом уведомленного о рассмотрении жалобы;

в присутствии представителя Заказчика АО «Россети Тюмень» по ВКС;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 09.07.2021 № 6672-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку по единичным расценкам комплектных трансформаторных подстанций (без трансформаторов) для АО "Россети Тюмень", извещение № 32110293812, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «________» (далее – Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на поставку по единичным расценкам комплектных трансформаторных подстанций (без трансформаторов) для АО "Россети Тюмень", извещение № 32110293812

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик необоснованно отклонил его заявку на участие в закупке в связи с несоответствием требованиям, установленным в закупочной документации. Таким образом, Заявитель обжалует положения документации о закупке, считая требования Заказчика к участникам закупки избыточными, ограничивающими количество участников закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 16.07.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

19.05.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110293812 о проведении открытого конкурса в электронной форме. Указанное извещение, документация о закупке размещены также на Единой электронной торговой площадке roseltorg.ru. 11.06.2021 в документацию внесены изменения.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 09.05.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 22.06.2021 в 12:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 09.07.2021 (мск+2).

Жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 09.07.2020, с соблюдением десятидневного срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Протокол рассмотрения заявок от 01.07.2021 размещен в ЕИС 01.07.2021. Согласно указанному протоколу на участие в закупке поступило 6 заявок, из них 4 заявки отклонены.          Из указанного протокола установлено, что Заявитель подал заявку на участие в закупке. Закупочная комиссия Заказчика решила отклонить заявку Заявителя в соответствии с пп. а) и б) п. 5.3.4 документации о закупке.

В части обжалования положений документации о закупке, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 1.2 Приложения 2 к Положению о закупках перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок Участников утверждаются закупочной комиссией в составе документации о закупке.

Требования к участникам закупки установлены пунктом 1.4. Документации о закупке. Так, согласно подпункту 1.4.3 Документации, для того, чтобы принять участие в закупке, участник закупки должен удовлетворять требованиям, установленным в части 2 «Информационная карта закупки» (далее – информационная карта).

Из пункта 12 Информационной карты следует, что требования к участникам закупки устанавливаются согласно приложению № 3 к документации о закупке. Приложение № 3 к документации о закупке содержит следующие сведения: требования к участникам закупки; документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в закупке для подтверждения соответствия требованиям; критерии рассмотрения и оценки заявок участников.

Пунктом 14 Приложения № 3 к Документации о закупке установлен критерий «Предоставление информации о цепочке собственников участника закупки, включая бенефициаров (в том числе конечных)». Непредставление участником списка лиц, зарегистрированных в реестре акционеров, с указанием доли владения в процентах, выданный не ранее, чем за 30 календарных дней до истечения срока окончания приема конкурентных заявок, влечет отклонение заявки такого участника от участия в закупке.  

Участник закупки должен раскрыть информацию в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных). В подтверждение установленного требования участник предоставляет сведения, документы, предусмотренные для данного критерия:

- выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, выданную ФНС не ранее, чем за 60 дней до срока окончания подачи заявок; 

- Для физических лиц - паспорт или иной документ, содержащий паспортные данные;

- Список лиц, зарегистрированных в реестре акционеров, с указанием доли владения в процентах, выданный не ранее, чем за 30 календарных дней до истечения срока окончания приема конкурентных заявок;

- Карточка делового партнера по установленной в документации/извещении о закупке форме;

- Согласие на обработку персональных данных физических лиц (руководителей, учредителей, участников, акционеров).

С целью раскрытия информации о всей цепочке собственников (учредители, участники, акционеры и т.п.), включая бенефициаров (в том числе конечных), Участник/ член коллективного участника представляет документы в отношении всех промежуточных организаций.

Непредставление указанных сведений, документов, влечет отклонение заявки участника от участия в закупке.

Заказчик объясняет установление требования к участникам закупок о представлении сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных), положениями п. 4 поручения Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 «О раскрытии контрагентами информации о собственниках». В соответствии с указанным поручением организации (крупнейшие инфраструктурные компании с государственным участием, в том числе и ОАО «Холдинг МРСК», по отношении к которому АО «Россети Тюмень» является дочерним зависимым обществом) в целях обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности обязаны при проведении предконтрактной работы, в том числе по подготовке к подписанию новых договоров, в качестве необходимого условия для заключения договора предусмотреть раскрытие контрагентом информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе, конечных) с подтверждением соответствующими документами.

Между тем, в случае если участником закупки является акционерное общество, акции которого свободно  торгуются  на  рынке  ценных  бумаг,  предоставление  актуальных  сведений  в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе  исполнительных  органов,  с  подтверждением  соответствующих  документов,  не представляется  возможным,  поскольку  присутствует  вероятность  непредсказуемых изменений держателей акций. Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, до заключения договора не влияет  на  исполнение  обязательств  по  договору,  а  также  не  является  подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки участника  Запроса  котировок  информации  о  цепочке  собственников противоречат пункту 2 части 1 статьи3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках. Более того, представление участником закупки в составе заявки на участие в закупке фактически третьему лицу (Заказчику) информации о цепочке собственников, является для участника конфиденциальной (корпоративной) информацией, а как следствие не подлежит представлению в  обязательном  участником  закупки  в  соответствии  с  Законом  о персональных данных.

В соответствии с п. 9 Приложения № 3 к Документации о закупке, благонадежность участника определяется в том числе критерием «деловая репутация участника». Соответствие указанному критерию подтверждается Декларацией участника о своевременном и полном исполнении договоров (связанных с предметом закупки), ранее заключенных с Заказчиком (его филиалами, ДО, взаимозависимыми обществами) или иными юридическими лицами (в свободной форме). В случае наличия за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств, заявка такого участника признается несоответствующей требованиям документации о закупке.

В указанный период в отношении участника АО «СТ» Арбитражным судом г. Москвы по делу № А40-107209/2020 вынесено решение от 24.11.2020, которым установлен факт неисполнения АО «СТ» принятых на себя обязательств по договору. Вышеуказанное решение от 24.11.2020 вступило законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, то есть в период 12 месяцев до даты размещения извещения.

По мнению Заявителя, отклонение его заявки по вышеуказанному основанию является незаконным, избыточным и нарушающим законодательство Российской Федерации. Заявитель не оспаривает, что является участником судебного производства по делу №А40-107209/2020, обращает внимание, что исполнил решение Арбитражного суда. Заявитель считает, что в случае признания его победителем закупки наличие судебных актов не повлияет на исполнение участником закупки своих обязательств по договору.

Вместе с тем, отсутствие за последние 12 месяцев до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств, не гарантирует надлежащего исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам закупки. Равно как и наличие таких судебных актов не означает, что участник закупки не сможет выполнить условия договора в срок и надлежащим образом.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8.1.7.11 Положения о закупках закупочная комиссия отклоняет заявку участника, если участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке или такая заявка признана несоответствующей требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 5.3.4 документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если:

1) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке;

2) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке);

3) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.

Закупочная комиссия Заказчика в соответствии с документацией о закупке отклонила заявку Заявителя, поскольку были выявлены нарушения требований к участникам закупки, установленные пп. 9, 14 приложения № 3 к документации о закупке.

Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные требования не гарантируют Заказчику надлежащее исполнение победителем закупки обязательств по договору, однако являются отборочными влекут отклонение участников на этапе рассмотрения заявок, Комиссия Управления приходит к выводу об избыточности таких требований к участникам закупки. 

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Вместе с тем, на основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчики при закупке товаров, работ, услуг, должны руководствоваться принципами равноправия (отсутствия дискриминации) участников закупки и недопустимости необоснованного ограничения конкуренции.

Учитывая, что на дату рассмотрения Жалобы итоги закупки подведены, а в рамках проведения закупочных процедур по закупке № 32110293812 устранение выявленных нарушений невозможно, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об отмене закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные положения в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат части 1 статьи 2, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «________» (вх. от 09.07.2021 № 6672-эп/21) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на поставку по единичным расценкам комплектных трансформаторных подстанций (без трансформаторов) для АО "Россети Тюмень", извещение № 32110293812 обоснованной.

2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

          

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                «________»

                                                                                                            

                                                                                                              «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны