Решение б/н решение по жалобе № 12523-эп/21 на действия заказчика МАУ "Г... от 20 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-1924/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 15.12.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 20.12.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — «________»;

Члены комиссии:

«________» — «________»;

«________» — «________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «________»;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС – «________» по доверенности;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 08.12.2021 № 12523-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МАУ «Городской культурный центр» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг на 2022 год, извещение № 32110859475, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «________» (далее - Заявитель) на действия МАУ «Городской культурный центр» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг на 2022 год, извещение № 32110859475

Заявитель обжалует положения документации о закупке в части установления Заказчиком нестоимостного критерия оценки заявок «опыт работы в сфере клининговых услуг».

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Дата окончания срока подачи заявок – 08.12.2021. Жалоба зарегистрирована в Ханты-Мансийском УФАС России 08.12.2021.

С учетом сроков обжалования и доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 15.12.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного учреждения «Городской культурный центр» в редакции №7 (далее - Положение о закупке), утвержденным Наблюдательным Советом МАУ «Городской культурный центр» (протокол от 02.07.2021 № 122).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

24.11.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110859475 о проведении запроса предложений. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 25.11.2021 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 08.12.2021 в 01:59 (мск+2);

- дата подведения итогов – 09.12.2021 (мск+2).

Начальная (максимальная) цена договора (в том числе НДС при наличии): 1 650 000,00 рублей.

Заявитель в своей Жалобе указывает, что Заказчик неправомерно установил в документации о закупке порядок оценки заявок по неценовому критерию «опыт работы в сфере клининговых услуг», чем ограничивает права Заявителя на участие в закупке.

Заказчик с доводами Заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях на Жалобу.

Рассмотрев заявку Заявителя, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно разделу 10 документации о закупке для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в закупке, комиссия по закупкам должна оценивать и сопоставлять такие заявки по следующим критериям:

 

Критерии оценки заявок

Значимость критериев

1. «Цена договора» (максимальное значение критерия - 100 баллов):

- для оценки критерия используется ценовое предложение участника закупки, содержащееся в заявке на участие в закупке (предоставление дополнительных документов, подтверждающих предложенную участником закупки цену договора, не требуется).

60%

2. «Опыт работы в сфере клининговых услуг» (максимальное значение критерия - 100 баллов):

- для оценки критерия используется количество полных календарных лет ведения заявителем деятельности по кодам ОКВЭД2, установленным в п.п. 2 п. 7.3. документации, на дату подачи заявки на участие в закупке, на основании сведений об осуществляемых видах деятельности, содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

40%

 

Критерии оценки заявок установлены в главе 10 закупочной документации, в том числе цена договора и опыт работы в сфере клининговых услуг. Порядок оценки и сопоставления заявок установлен в главе 11 закупочной документации. При этом квалификация участников закупки оценивается по стажу осуществления деятельности в сфере клининговых услуг, определяемом по количеству полных календарных лет с даты включения в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений об осуществлении заявителем соответствующих видов деятельности по кодам ОКВЭД2 81.21, 81.22, 81.10.

При этом в п. 7.3 документации установлены требования к подтверждающим документам, а именно:

- для оценки критерия «Цена договора» используется предложение участника закупки, содержащееся в заявке на участие в закупке;

- для оценки критерия «Опыт работы в сфере клининговых услуг» используется выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, содержащая дату включения в ЕГРЮЛ, ЕГРИП сведений об осуществлении заявителем соответствующего вида деятельности, позволяющего приобрести опыт работы в сфере клининговых услуг. При этом учитываются следующие коды по ОКВЭД2: 81.21 «деятельность по общей уборке зданий»; 81.22 «деятельность по чистке и уборке жилых зданий и нежилых помещений прочая»; 81.10 «деятельность по комплексному обслуживанию помещений».

Оценка осуществляется с учетом количества полных календарных лет ведения заявителем деятельности в указанной сфере на дату подачи заявки на участие в закупке, на основании выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Предоставление дополнительных документов, подтверждающих опыт работы в сфере оказания клининговых услуг, не требуется и не рассматривается.

При наличии в выписке из ЕГРЮЛ, ЕГРИП нескольких видов деятельности из перечня, указанного в настоящем пункте документации, оценка производится по самой ранней дате включения в реестр одного из указанных видов деятельности.

Порядок оценки заявок по критерию «Опыт работы в сфере клининговых услуг» установлен в п. 11.6. документации.

По вопросу установления нестоимостного критерия «Опыт работы в сфере клининговых услуг» Заказчик пояснил следующее. Ранее для оценки и сопоставления заявок   использовались рекомендательные письма. Однако, по результатам закупки клининговых услуг на 2020 год были выявлены факты фальсификации рекомендательных писем участниками закупок. Учитывая это, Заказчиком было принято решение об использовании для оценки заявок исключительно объективных данных, которые могут быть получены только из официальных источников.

Заказчик считает обоснованным использование нестоимостного критерия оценки, который может быть оценен на основе объективных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, поскольку оценка квалификации участника закупки позволяет определить способность участника исполнить договор надлежащим образом.

Согласно документации о закупке критерий «опыт работы в сфере клининговых услуг» учитывается при оценке заявки участника и не является основанием для допуска или не допуска к участию в закупке, что соответствует требованию закона о недопущении установления ограничений к участникам закупки.

По результатам проведения процедуры закупки составлен итоговый протокол от 08.12.2021, который размещен ЕИС 08.12.2021. Как следует из итогового протокола, на участие в закупке поступило четыре заявки. При этом Заявитель не подавал заявку на участие в закупке.

В соответствии частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с п. 2 раздела 16 Положения о закупке для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в запросе предложений, Комиссия должна оценить и сопоставить заявки по критериям, указанным в документации о закупке.

При этом, критериями оценки заявок на участие в запросе предложений могут быть:

1) цена;

2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

3) расходы на эксплуатацию товара, на техническое обслуживание товара;

4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

5) срок и (или) объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

6) деловая репутация участника закупок;

7) квалификация участника закупки, в том числе наличие опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

8) другие критерии в соответствии с документацией о закупке.

В документации о закупке Заказчик должен использовать два или более критерия из указанных в настоящем пункте. Порядок и критерии оценки заявок устанавливаются в документации о закупке.

Таким образом, Заказчиком не нарушены требования Положения о закупках в части установления критериев оценки и сопоставления заявок участников закупки.

Закон о закупках не содержит специальных положений в отношении установления заказчиком критериев, показателей, порядка оценки и сопоставления заявок. Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает любые критерии оценки заявок, позволяющие выявить подрядчика, максимально удовлетворяющего требованиям заказчика, в том числе стоимостные и нестоимостные.

Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Данная позиция содержится в пункте 4 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Поскольку оценка и сопоставление заявок по критерию «Опыт работы в сфере клининговых услуг» не влияет на допуск/отклонение заявок участников от участия в закупке, само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «________» (вх. от 08.12.2021 № 12523-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МАУ «Городской культурный центр» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание клининговых услуг на 2022 год, извещение № 32110859475, необоснованной.

          

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                «________»

                       

                                                                                                               «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны