Решение №ВТ1769/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 1992-ЭП/24 от 20 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-266/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.03.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 20.03.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <....>;

Члены комиссии:

- <....>;

- <....>;

в отсутствии на заседании комиссии представителя заявителя ООО <....>, уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения (исх. № 02/1386/24 от 04.03.2024),

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика АО <....>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО <....> (вх. № 1992-ЭП/24 от 01.03.2024) (далее – Жалоба) на действия АО <....> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451), установка водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав. № 10451) с учетом демонтажа, монтажа (реестровый номер извещения 32413193855),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <....> (вх. № 1992-ЭП/24 от 01.03.2024) на действия АО <....> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451), установка водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав. № 10451) с учетом демонтажа, монтажа (реестровый номер извещения 32413193855).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу исх. № 02/1386/24 от 04.03.2024 рассмотрение Жалобы назначено на 12.03.2024.

В назначенную дату, в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для рассмотрения Жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений, в связи с чем рассмотрение о продлении срока принятия решения по жалобе (исх. № ВТ/1559/24 от 12.03.2024) Жалобы уведомлением было назначено на 19.03.2024.

В назначенную дату рассмотрение Жалобы состоялось.

Заявитель в своей Жалобе обжалует отказ Заказчика в допуске первой части заявки, поданной ООО <....> (№ 830) на участие в аукционе в электронной форме (реестровый номер извещения 32413193855), на основании пункта 13.7.2 Положения о закупках Заказчика.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 2173-ЭП/24 от 06.03.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для Акционерного общества <....> (утверждено Совета директоров АО <....>; протокол от 26.09.22 № 205) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 19.01.2024.

2. Начальная (максимальная) цена договора — 143 856 833,33 рублей.

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 22.02.2024.

4. Количество поданных заявок на участие в аукционе в электронной форме — 4 заявки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что Заказчиком в указано в пункте 14 Раздела 1 «Информационная карта» документации о закупке следующее:

Заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Предлагаемые формы к заполнению, указаны в пункте 16 Раздела 1 «Информационная карта» документации о закупке.

Первая часть заявки должна содержать:

- согласие участника закупки на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме;

- предложение участника аукциона в электронной форме в отношении предмета закупки.

В случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме сведений об участнике аукциона и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.

В пункте 15 Раздела 1 «Информационная карта» документации о закупке Заказчиком установлены рекомендуемые формы для заполнения первой и второй частей заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в Приложении №1 к Разделу 1 «Информационная карта» документации об аукционе в электронной форме.

Приложение №1 к Разделу 1 «Информационная карта» документации об аукционе в электронной форме включает в себя согласие участника закупки на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, техническое задание на право заключения договора поставка элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451), установка водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451) с учетом демонтажа, монтажа, ведомость объемов работ, перечень товара при поставке элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451).

В соответствии с протоколом заседания единой закупочной комиссии по закупке № 32413193855/1-АЭФ-СМП/24 от 22.02.2024 закупочная комиссия Заказчика, рассмотрев первые части заявок, поступившие на участие в аукционе в электронной форме, приняла решение об отклонении заявки № 830 согласно пункта 13.7.2 Положения о закупках в связи с отсутствием согласия участника закупки на исполнение условий договора на условиях, предусмотренных документацией о закупке.

Заказчиком вместе с письменными возражениями (вх. № 2173-ЭП/24 от 06.03.2024) была приложена поступившая первая часть заявки Заявителя. Как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, в папке заявки № 830 содержался документ в формате Word «Перечень товара при поставке элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451)».

Однако Заявителем вместе с Жалобой была приложена первая часть заявки в соответствии с требуемым документацией о закупке составом документов.

На основании выше установленного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приняла решение о направлении запроса (исх. № 02/1386/24 от 04.03.2024) в сторону оператора электронной площадки АО <....> на которой Заказчиком был размещен аукцион в электронной форме (реестровый номер извещения 32413193855), с целью получения полного перечня документов, содержащихся в первой и второй частях заявки Заявителя.

В соответствии с представленной ссылкой в ответ на запрос АО <....>, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС установила, что в составе перечня документов первой части заявки Заявителя, поданной на участие в аукционе в электронной форме, содержится лишь документ в формате Word «Перечень товара при поставке элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451)».

Подпунктом 13.7.2 Раздела 13 «Порядок поведения аукциона в электронной форме» Положения о закупке Заказчиком установлено следующее

13.7.2. На этапе рассмотрения первых частей заявок участник закупки не допускается к участию в аукционе в случае:

-несоответствия конкретных показателей поставляемого (или используемого в процессе работ, оказания услуг) товара, его функциональных, технических и качественных характеристик, требованиям документации о закупке.

-в случае содержания в первой части заявки на участие в аукционе сведений об участнике аукциона и (или) о ценовом предложении.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что закупочная комиссия Заказчика правомерно признала заявку Заявителя несоответствующей требованиям закупочной документации по вышеуказанному основанию.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО <....> (вх. № 1992-ЭП/24 от 01.03.2024) на действия АО <....> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку элементов трубной части и комплектующих элементов водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав.№ 10451), установка водогрейного котла КВГМ-116,3-150 (зав. № 10451) с учетом демонтажа, монтажа (реестровый номер извещения 32413193855), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны