Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/16-810/2019 О НАРУШЕНИ... от 24 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/16-810/2019 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

24 декабря 2019 года                                                                  г. Ханты-Мансийск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

        В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре (далее Ханты-Мансийское УФАС России) поступили заявление и материалы Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15.11.2019г. №32-Исх-1845 (вх.№02-9465 от 18.11.2019г.), содержащие сведения о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Музей Природы и Человека» (далее – БУ «Музей Природы и Человека») при заключении договоров с ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА».

        В ходе рассмотрения материалов установлено, что в 2019 году между БУ «Музей Природы и Человека» и ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» заключены следующие договоры на оказание услуг по комплексному обслуживанию имущества и прилегающей территории культурно-туристического комплекса «Археопарк»:

-  договор №519/19 от 01.01.2019г. цена контракта – 200 000 руб.;

- договор №25 от 01.02.2019г. цена контракта – 200 000 руб.;

- договор №664041 от 01.03.2019г. цена контракта – 200 000 руб.;

- договор №729332 от 01.04.2019г. цена контракта – 200 000 руб.;

- договор №808745 от 01.05.2019г. цена контракта – 200 000 руб.;

- договор №867488 от 31.05.2019г. цена контракта – 200 000 руб.;

- договор №113 от 28.06.2019г. цена контракта – 150 000 руб.;

- договор №1002517 от 01.08.2019г. цена контракта – 200 000 руб.;

- договор №1061417 от 30.08.2019г. цена контракта – 200 000 руб.;

- договор №162 от 30.09.2019г. цена контракта – 200 000 руб.

Все вышеуказанные договоры заключены на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Все договоры содержат идентичный по своему характеру вид работ.

При этом договоры, заключенные в зимний период, содержат в себе такие работы как озеленение территории, путем закупки семян травы и их высадки, поливка, прополка, подстрижка газона, покраска автомобильной стоянки и бордюров и т.д.

Договоры, заключенные в летний период (с 01.06.2019 по 31.08.2019) содержат в себе работы по вывозу снега из территории объекта (не реже 2-х раз в неделю).

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закон о контрактной системе).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

        В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

        Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом. Такие случаи предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе.

        В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакциях, действующих до редакции №59 от 27.06.2019г.) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

        Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

        В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

       В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

        Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 названной нормы.

        Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

        Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Фактически указанные выше договоры, заключенные между БУ «Музей Природы и Человека» и ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную десятью самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных указанным законом.

Более того, отсутствие публичных процедур не приводит к эффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В результате заключения БУ «Музей Природы и Человека» прямых договоров с ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» как с единственным поставщиком, общество получило доступ к выполнению работ по максимальной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение договора.

Несоблюдение процедуры конкурентной закупки нарушает права иных хозяйствующих субъектов – участников данного товарного рынка, с которыми договор не заключен вследствие предоставления учреждением преимущества ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА».

Вышеуказанное свидетельствует о наличии между БУ «Музей Природы и Человека» и ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» соглашения, которое носит антиконкурентный характер, поскольку приводит к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта – ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» при оказании услуг по комплексному обслуживанию имущества и прилегающей территории культурно-туристического комплекса «Археопарк», что приводит, а также способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия БУ «Музей Природы и Человека» и ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА», выразившиеся в заключение договоров на выполнение работ по комплексному обслуживанию имущества и прилегающей территории культурно-туристического комплекса «Археопарк» без применения конкурентных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе содержат признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

        На основании изложенного издан приказ Ханты-Мансийского УФАС России от 17.12.2019 №294 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения БУ «Музей Природы и Человека» и ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.  Назначить дело №086/01/16-810/2019 к рассмотрению на «11» февраля 2020 года в «11» час. «00» мин. по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, 2 этаж, зал заседаний.     

2.   Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: Службу контроля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ул. Мира, д. 14 «а», г.Ханты-Мансийск, 628011).

        3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Музей Природы и Человека» (ул. Мира, 11, г. Ханты-Мансийск, 628011).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» (ул. Промышленная, 5, 15, г. Ханты-Мансийск, 628012).

5.  В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Музей Природы и Человека» представить в срок до «31» января 2020 года следующие документы (информацию):

  •  надлежащим образом заверенные копии учредительных документов (Устав, свидетельство о государственной регистрации в налоговом органе);
  •   план-график закупок БУ ХМАО-Югры «Музей Природы и Человека» на 2019 год;
  •   надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих полномочия <<--->> в должности директора Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Музей Природы и Человека» (трудовой договор, приказ о назначении, должностная инструкция);
  • всю имеющуюся переписку, включая переписку в электронной форме между Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Музей Природы и Человека» и ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» по вопросу заключения и исполнения договоров;
  •  письменные, нормативные объяснения по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» представить в срок до «31» января 2020 года следующие документы (информацию):

  •  надлежащим образом заверенные копии учредительных документов (Устав, свидетельство о государственной регистрации в налоговом органе, выписку из ЕГРЮЛ);
  • надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих полномочия <<--->> в должности генерального директора ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» (решение (приказ) о назначении);
  • всю имеющуюся переписку, включая переписку в электронной форме между ООО «ТЕХНОЛОГИЯ СЕРВИСА» и Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Музей Природы и Человека» по вопросу заключения и исполнения договоров.
  •   письменные, нормативные объяснения по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) в антимонопольный орган влечет за собой административную ответственность, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

        Копии документов должны быть заверены надлежащим образом, направлены с приложением сопроводительного письма (с указанием перечня прилагаемых документов, количества листов и экземпляров). В случае невозможности представления какого-либо из перечисленных документов, необходимо представить письменные объяснения о причинах его отсутствия.

        Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

        В целях обеспечения прохода на территорию Ханты-Мансийского УФАС России, а равно допуска к рассмотрению дела, представителям лиц, участвующих в деле, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица на представление интересов органа власти, хозяйствующего субъекта либо физического лица, а также копию настоящего определения (уведомления) по делу.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           <<--->>

Связанные организации

Связанные организации не указаны