Решение №ВТ/705/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе №433-ЭП/24 от 5 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-59/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 31.01.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 05.02.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <...>;

Члены комиссии:

- <...>;

- <...>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заявителя ООО<...>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика МУП<...>,

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя третьего лица ООО <...>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО <...> (вх. № 433-ЭП/24 от 17.01.2024) (далее – Жалоба) на действия МУП <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению аудита ведения бухгалтерского учета и (бухгалтерской) финансовой отчетности МУП <...> за 2023 год (реестровый номер извещения 0587600002123000004),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <...> (вх. № 433-ЭП/24 от 17.01.2024) (далее – Заявитель) на действия МУП <...> (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению аудита ведения бухгалтерского учета и (бухгалтерской) финансовой отчетности МУП <...> за 2023 год (реестровый номер извещения 0587600002123000004).

Заявитель в своей жалобе сообщил следующее.

На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0587600002123000004 от 12.01.2024 года победителем открытого конкурса в электронной форме признан участник с идентификационным номером заявки 34, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ <...> заявке которого присвоено 100 баллов, в том числе по критерию «Квалификация участника закупки» 60 баллов, что, по мнению Заявителя, свидетельствует о том, что количество аттестованных аудиторов, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы должно составлять не менее 10 специалистов.

Заявитель сообщил, что в соответствии с информацией, размещенной в открытом доступе на сайте СРО ААС https://sroaas.m/fmns/12006067072/?tab=tabl количество аттестованных аудиторов для которых данная аудиторская организация является основным местом работы в штате ООО <...> составляет 6 аудиторов, что меньше предельного максимального значения показателя, установленного заказчиком, и, как считает Заявитель, не может быть оценено максимальной оценкой по данному показателю, при наличии у Заявителя в штате 12 аттестованных аудиторов, опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы в соответствии с № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Таким образом Заявитель отметил, что Заказчиком завышен рейтинг победителю закупки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», что, по мнению Заявителя, является нарушением со стороны Заказчика установленного порядка оценки заявок.

Заявитель при этом обратил внимание, что при оценке заявок согласно установленного прядка оценки, Заявитель, которому присвоено второе место, мог бы претендовать на победу в проводимом конкурсе.

На основании вышеуказанного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости привлечения ООО <...> к рассмотрению Жалобы.

В связи с необходимостью получения дополнительной информации, сведений, в соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также привлечением участника открытого конкурса ООО <...>, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России продлила срок принятия решения по Жалобе и назначила рассмотрение Жалобы на 31.01.2024.

В назначенную дату рассмотрение Жалобы состоялось.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 720-ЭП/24 от 25.01.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Заказчик МУП <...> относится к числу лиц, закупочная деятельность которых осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

При этом в соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках, данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика. Заказчик осуществляет отбор аудиторской организации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Согласно письму Минфина России № 24-04-06/3691, ФАС России № РП\4072\18 от 24.01.2018 учитывая, что часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности устанавливает обязанность указанных в данной части юридических лиц заключать договор в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения открытого конкурса, Минфин России и ФАС России считают, что в отношении таких юридических лиц (за исключением заказчиков в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) применяются положения Закона о контрактной системе исключительно в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, а также соответствующие нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, при проведении конкурса, Заказчик обязан руководствоваться положениями Закона о контрактной системе в части определения поставщика.

При этом согласно позиций Минфина России и ФАС России, изложенных в указанных письмах обжалование действий (бездействия) юридических лиц, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о закупках и указанных в части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности, осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции для рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 21.12.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 59 766,66 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 09.01.2024.

4. Количество заявок, поступивших на участие в конкурсе в электронной форме — 3 заявки.

Частью статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пункте 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Положение № 2604).

Согласно части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

Пунктом 1 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе документации о закупке Заказчиком установлено, что оценка заявок по критерию оценки осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;

б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом «а» пункта 10 Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом «б» пункта 10 Положения, указываются без знака «минус».

в) применение показателей оценки по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» не допускается.

На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024, закупочной комиссией Заказчика по показателю оценки пункта 1 «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» трем участникам конкурса в электронной форме было присвоено следующее количество баллов:

 

Идентификационный номер заявки

Предложение о цене контракта/сумме цен единиц ТРУ, руб

Процент снижения цены

Итоговая оценка по критерию

34

38 700,00

35,25%

40

29

44 800,00

25,04%

33,7

100

50 000,00

16,34

28,32

 

Пунктом 2 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе документации о закупке Заказчиком установлено, что оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

2.1. Показатель оценки:

«Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации». Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом «е» пункта 20 Положения.

2.1.1 Детализирующий показатель оценки:

«Наличие в штате аттестованных аудиторов, опыт работы которых в аудите составляет 10 лет и более, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы в соответствии с № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Перечень документов или копий таких документов, подтверждающих наличие специалистов, их квалификацию:

- выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудитор, являющийся работником аудиторской организации – участника закупки,

- действующий квалификационный аттестат аудитора, выданный саморегулируемой организацией.

Непредставление каких-либо из перечисленных документов, либо предоставление документов несоответствующих заявленным требованиям, влечет за собой присвоение оценки по соответствующему критерию – 0 баллов.

Если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

2.2 Показатель оценки: Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта. Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом «е» пункта 20 Положения.

2.2.1 Детализирующий показатель оценки: общее количество исполненных участником закупки договоров/контрактов в области обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий со 100% долей государственной и муниципальной собственности 2021-2022 гг.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора:

1) Исполненные договоры. К оценке принимаются: исполненные участником закупки с учетом случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ; договоры, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

2) акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении указанных договоров. Акты должны быть подписаны со стороны исполнителя и заказчика.

Непредставление каких-либо из перечисленных документов, либо предоставление документов несоответствующих заявленным требованиям, влечет за собой присвоение оценки по соответствующему критерию – 0 баллов.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 11.01.2024 закупочной комиссией Заказчика всем поступившим заявкам по критерию оценки пункта 2 «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе документации о закупке присвоено максимальное количество баллов — 60.

На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024, победителем закупочной комиссией Заказчика определен участник закупки в идентификационным номером заявки № 34 ООО <...>, набравший максимальное количество баллов — 100.

Таким образом Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России был сделан вывод о том, что Заказчиком при оценке заявок, поступивших на участие в конкурсе в электронной форме, были применены ценовые показатели оценки, основанные на оценке ценовых предложений участников, а также неценовые показатели оценки, основанные на оценке наличия специалистов у участника, их квалификацию, опыта работы участника, связанного с предметом контракта.

Как было пояснено Заказчиком в представленных письменных возражениях, оценка заявок осуществлялась по критериям, предусмотренным Положением № 2604, для оценки заявок были предусмотрены следующие критерии: «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» и «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Как было установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, Заявка № 34 ООО <...> содержала пакет документов, включающий информацию о наличии 34 специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, а именно: выписку из реестра аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество»; копии действующих квалификационных аттестатов аудиторов, выданных саморегулируемой организацией; копии трудовых книжек, копии трудовых договоров специалистов; копии документов, подтверждающих сведения о трудовой деятельности специалистов; сводные данные о наличии специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, приведенные отдельным файлом.

Данная информация также подтверждается данными, размещенными на официальном сайте Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество» https://sroaas.ru/firms/12006067072/?tab=tab1.

В соответствии с представленной в составе заявки участником № 34 ООО <...> выпиской из реестра аудиторов и аудиторских организаций Саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество», в сведениях об аудиторах, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудового договора, для 6 аудиторов ООО <...> является основным местом работы, остальные аудиторы работают в ООО <...> числятся как работники по совместительству.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) определено, что аудиторской организацией является коммерческая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов.

Пунктом 1 статьи 4 Закона об аудиторской деятельности установлено, что аудитором является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом саморегулируемой организации аудиторов.

На основании пунктов 2, 3, 5, 6 статьи 19 Закона об аудиторской деятельности:

2. ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций осуществляется саморегулируемой организацией аудиторов;

3. порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в него сведений устанавливаются уполномоченным федеральным органом;

5. сведения, содержащиеся в реестре аудиторов и аудиторских организаций, являются открытыми и общедоступными. Указанные сведения представляются саморегулируемой организацией аудиторов по письменному запросу или путем направления электронного документа заинтересованного лица не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения письменного запроса или электронного документа;

6. сведения о члене саморегулируемой организации аудиторов должны быть внесены саморегулируемой организацией аудиторов в реестр аудиторов и аудиторских организаций не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения о приеме в члены саморегулируемой организации аудиторов.

В соответствии с подпунктом «н» пункта 2 Приложения № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15.11.2021 № 174н «Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и перечня включаемых в него сведений» реестр должен содержать следующие сведения об аудиторской организации:

н) сведения обо всех аудиторах, являющихся работниками аудиторской организации на основании трудового договора, с указанием для каждого из них фамилии, имени, отчества (если имеется), основного регистрационного номера в реестре, основного места работы (либо работы по совместительству).

Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России был сделан вывод, что аудитором может являться работник как на основании основного места работы, так и работы по совместительству.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что, на основании возражений Заказчика, для целей оценки показателя «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» под специалистами и иными работниками, членами закупочной комиссии подразумевались работники в значении, предусмотренном трудовым законодательством.

Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Эти отношения возникают на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ). Таким образом, работник - это субъект трудовых правоотношений, который заключил трудовой договор с работодателем на условиях, определенных трудовым законодательством и локальными нормативными правовыми актами работодателя (статьи16, 20 ТК РФ, Письмо Минтруда России от 18.012023 14-40-42).

Как было разъяснено Заказчиком, при оценке вышеуказанного показателя, члены закупочной комиссии учитывали положения ТК РФ, в том числе статьи 282.

Между тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что в соответствии со статьей 282 главы 44 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

Таким образом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что в действиях Заказчика, при оценке заявок участников по неценовому показателю конкурса в электронной форме могут усматриваться нарушения действующего законодательства, в том числе в сфере закупок или ограничения конкуренции.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что порядок оценки документации о закупке предусматривает оценку ценовых и неценовых показателей, а значит у участников конкурса в электронной форме, в случае низкого показателя по результатам оценки неценовых показателей, была возможность набрать необходимое для победы количество баллов путем снижения ценовых предложений.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА :

 

Признать жалобу ООО <...> (вх. № 433-ЭП/24 от 17.01.2024) на действия МУП <...> при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению аудита ведения бухгалтерского учета и (бухгалтерской) финансовой отчетности МУП <...> за 2023 год (реестровый номер извещения 0587600002123000004), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны