Решение б/н решение по жалобе № 557-ж от 7 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-499/2021

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 05.04.2021                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 07.04.2021

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«________» — «________»;

Члены комиссии:

«________» — «________»;

«________» — «________»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «________»;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС – «________»;

рассмотрев жалобу «________» (вх. от 26.03.2021 № 557-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку комплектующих и запасных частей к средствам связи для нужд филиалов АО «Россети Тюмень», извещение № 32009871450, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «________» (далее - Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку комплектующих и запасных частей к средствам связи для нужд филиалов АО «Россети Тюмень», извещение № 32009871450

Заявитель в своей жалобе указывает, что по состоянию на 25.03.2021 Заказчик не подвел итоги закупки, в то время как в извещении о проведении закупки установлена дата подведения итогов – 12.02.2021. Таким образом, Заказчиком нарушен порядок и сроки подведения итогов закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 05.04.2021.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках конкурентные и конкурентные способы закупок, а также порядок осуществления таких закупок устанавливаются заказчиками в положении о закупке.

В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны в том числе:

- порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);

- дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

30.12.2020 В Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009871450 о проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Указанное извещение о проведении запроса предложений, документация о закупке размещены также на Единой электронной торговой площадке roseltorg.ru.

Предметом закупки является поставка комплектующих и запасных частей к средствам связи, указанных в Техническом задании (Приложение 1 к Документации о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 12 273 666,44 рублей c НДС, 10 228 055,37 рублей (без НДС).

18.01.2021 Заказчиком были внесены изменения в извещение. В связи с тем, что до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке поступила одна заявка, было принято решение о переносе даты окончания приема заявок, рассмотрения заявок и даты подведения итогов.

В соответствии с извещением (с изменениями от 18.01.2021) установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 30.12.2020 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 27.01.2021 в 09:00 (мск+2);

- дата рассмотрения первых частей заявок - 01.02.2021 (мск+2);

- дата подачи дополнительных ценовых предложений - 02.02.2021 (мск+2);

- дата рассмотрения вторых частей заявок – 11.02.2021 (мск+2);

- дата подведения итогов – 12.02.2021 (мск+2).

Рассмотрев материалы Жалобы, извещение о закупке 32009871450, размещенное в ЕИС, заслушав объяснения Заявителя и Заказчика, Комиссия установила следующее.

На дату рассмотрения Жалобы 05.04.2021 в ЕИС на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также на электронной торговой площадке Росэлторг не размещены протоколы рассмотрения заявок. Сведения об изменении Заказчиком сроков проведения закупки позднее 18.01.2021 также отсутствуют.

Заказчик не согласен с доводами Жалобы, считает, что в его действиях отсутствуют нарушения Закона о закупках по следующим основаниям. Кроме того, Заказчик считает, что Заявитель не подтвердил свое участие в закупке и не может обжаловать действия Заказчика после окончания срока приема заявок.

В техническом задании содержится 391 позиция оборудования, в технических предложениях участников содержатся так же эквиваленты, в связи с чем Заказчику потребовалось дополнительное время для проверки технических предложений участников и принятия решений о допуске, либо об отклонении заявок участников. В период с 01.02.2021 заявки участников рассматривались экспертами.

Заказчик указал, что в соответствии с пунктом 11 Информационной карты документации о закупке Организатор закупки вправе, при необходимости, изменить сроки проведения этапов закупки, осуществляемых после окончания срока подачи заявок. При этом, Заказчик ссылается на положения части 12 статьи 4 Закона о закупках, о том, что протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В связи с тем, что протокол рассмотрения первых частей на дату рассмотрения Жалобы не подписан членами закупочной комиссии, Заказчик считает, что в его действиях отсутствует нарушение указанной нормы.

Из письменных объяснений Заказчика следует, что протокол рассмотрения первых частей заявок участников находится на подписании у членов закупочной комиссии. Заказчик планирует разместить подписанный протокол в ЕИС в период 05.04.2021-09.04.2021. Так же Заказчиком подготовлено извещение о переносе сроков проведения этапов закупки, в том числе этапа подведения итогов.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее. 

В соответствии с документацией о закупке, участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства установлены статьей 3.4 Закона о закупках.

Согласно части 22 статьи 3.4 Закона о закупках оператор электронной площадки в следующем порядке направляет заказчику:

1) первые части заявок на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, заявки на участие в запросе котировок в электронной форме - не позднее дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием только субъектов малого и среднего предпринимательства, установленного извещением об осуществлении конкурентной закупки, документацией о конкурентной закупке либо предусмотренными настоящей статьей уточненными извещением, документацией;

3) вторые части заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, а также предложения о цене договора (при проведении конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме), протокол, предусмотренный частью 7.1 настоящей статьи (при проведении аукциона в электронной форме), - в сроки, установленные извещением о проведении таких конкурса, аукциона, запроса предложений, документацией о конкурентной закупке либо предусмотренными настоящей статьей уточненными извещением, документацией. Указанные сроки не могут быть ранее сроков:

а) размещения заказчиком в единой информационной системе протокола, составляемого в ходе проведения таких конкурса, аукциона, запроса предложений по результатам рассмотрения первых частей заявок;

б) проведения процедуры подачи участниками аукциона в электронной форме предложений о цене договора с учетом требований части 7 настоящей статьи (при проведении аукциона в электронной форме);

г) протокол, предусмотренный частью 7.1 настоящей статьи (в случае, если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 5 части 4 настоящей статьи), - не ранее срока размещения заказчиком в единой информационной системе протокола, составляемого в ходе проведения конкурса в электронной форме по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии антимонопольного органа подтвердил, что доступ к первым частям заявок был открыт Заказчику в соответствии с извещением - 01.02.2021.

Как сообщил представитель Заказчика, в период с 01.02.2021 заявки участников рассматривались экспертами в связи с тем, что Заказчику потребовалось дополнительное время для проверки технических предложений участников и принятия решений о допуске, либо об отклонении заявок участников.

Согласно пункту 5.1.4 Документации о закупке в случае принятия Заказчиком решения о необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора Заказчик размещает в ЕИС уточненное извещение о закупке и уточненную документацию о закупке. В указанном случае отклонение заявок участников закупки не допускается и всем участникам закупки предлагается подать окончательные предложения с учетом уточненных функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, работ, услуг, иных условий исполнения договора. При этом в уточненных извещении о закупке и документации о закупке устанавливается срок подачи окончательных предложений участников закупки.

В случае принятия Заказчиком решения не вносить уточнения в извещение о закупке и документацию о закупке, информация об этом решении указывается в протоколе, составляемом по результатам проведения данного этапа конкурса. При этом участники закупки не подают окончательные предложения.

Однако, по состоянию на 05.04.2021 Заказчиком в ЕИС не размещено уточненное извещение о закупке и уточненная документация о закупке в связи с необходимостью уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, качества работ, услуг, иных условий исполнения договора.

Пунктом 8.1.8.7 Положения о закупках установлено, что по результатам процедуры вскрытия конвертов с конкурсными заявками независимо от формы проведения вскрытия конвертов должен быть составлен соответствующий протокол, который должен содержать следующие сведения:

а) состав присутствующих на процедуре вскрытия;

б) общее количество поступивших конкурсных заявок и перечень участников конкурса, представивших заявки, вместе с их адресами;

в) информация, которая была оглашена в ходе процедуры;

г) перечень конкурсных заявок (изменений/конкурсных заявок), полученных после окончания срока подачи заявок.

Согласно пункту 8.1.9.1 Положения о закупках сопоставление и оценку конкурсных заявок осуществляет конкурсная комиссия. Она вправе привлекать к данному процессу экспертов и любых других лиц, которых сочтет необходимыми.

Пунктом 4.3.2 Положения о закупках предусмотрено, что Закупочная комиссия вправе:

а) в целях обеспечения обоснованности принятия решений по закупке принять решение о проведении экспертной оценки поступивших заявок. Для проведения экспертизы поступивших заявок по техническому, экономическому, юридическому или другим направлениям Закупочная комиссия может создать своим решением экспертный совет или привлечь отдельных экспертов. Решение о проведении экспертизы, создании экспертного совета и определении его состава или привлечении отдельных экспертов (с определением круга вопросов, рассматриваемых такими экспертами) может быть принято до объявления закупки распоряжением (приказом) о проведении закупки либо иным внутренним документом Заказчика;

б) проверять правильность оформления протоколов и иных документов, формируемых в ходе закупки;

в) член закупочной комиссии вправе формировать особое мнение по принятому закупочной комиссией решению.

Однако, Заказчик не представил Комиссии антимонопольного органа решение о проведении экспертизы и привлечении экспертов для рассмотрения заявок на участие в закупке № 32009871450. На основании вышеизложенного, Комиссия отклоняет довод Заказчика о том, что  нарушение сроков проведения этапов закупки отсутствует в связи с проведением экспертной оценки первых частей заявок.

Согласно пункту 3.1.1 Положения о закупках официальным сайтом в информационно-коммуникационной сети «Интернет», на котором размещается информация о закупках Заказчика, является сайт (единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), предусмотренный законодательством Российской Федерации (далее по тексту – официальный сайт).

Пунктом 3.1.2 Положения о закупках установлено, что на официальном сайте размещаются следующие документы, информация и материалы:

- извещение о проведении закупки, документация о закупке, проект договора как неотъемлемая часть документации о закупке – в сроки, определенные в организационно-распорядительном документе о проведении закупки (либо серии закупок) и соответствующие нормам настоящего Стандарта;

- изменения, вносимые в извещение о проведении закупки, в документацию о закупке – не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении таких изменений;

- разъяснения извещения о проведении закупки и (или) документации о закупке, отказ от проведения закупки – не позднее 3 дней со дня принятия решения о предоставлении разъяснений и (или) отказа от проведения закупки;

- уведомление о продлении срока подачи заявок – не позднее 1 дня со дня принятия решения о таком продлении;

- протоколы, составляемые в процессе проведения закупки и подписанные секретарем соответствующей закупочной комиссии, – не позднее 3 дней со дня подписания таких протоколов (порядок согласования протоколов может быть установлен организационно-

распорядительным документом Заказчика, при этом срок подписания протокола не должен составлять более 15 (рабочих) дней с момента проведения соответствующего заседания закупочной комиссии).

Таким образом, в случае необходимости уточнения функциональных характеристик (потребительских свойств) закупаемых товаров, либо экспертной оценки поступивших заявок, в соответствии с документацией о закупке и действующим Положением о закупке, Заказчику надлежало после вскрытия первых частей заявок

- либо разместить в ЕИС уточненное извещение о закупке и уточненную документацию о закупке,

- либо не вносить уточнения в извещение о закупке и документацию о закупке и разместить в ЕИС протоколы рассмотрения заявок исходя из сроков, установленных в извещении и документации о закупке.

Таким образом, с 01.02.2021 (дата рассмотрения первых частей заявок) по 05.04.2021 (дата рассмотрения Жалобы) Заказчиком не размещалась информация, сведения о ходе закупочных процедур, что является нарушением принципа информационной открытости закупки.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Заказчик на дату рассмотрения Жалобы не опубликовал протокол рассмотрения первых частей заявок, следовательно, не получил от оператора ЭТП доступ ко вторым частям заявок участников и не располагает сведениями о том, кем поданы заявки на участие в закупке.

 Из Жалобы установлено, что заявителем подана заявка на участие в закупке. Довод Заказчика об отсутствии оснований для рассмотрения Жалобы антимонопольным органом по существу отклоняется, так как материалами Жалобы подтверждается осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в Положении о закупке.

Таким образом, действия Заказчика нарушают положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает пункт 7 части 9, пункты 8, 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также пп. «и» п. 3.1.2 Положения о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу «________» (вх. от 26.03.2021 № 557-ж) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку комплектующих и запасных частей к средствам связи для нужд филиалов АО «Россети Тюмень», извещение № 32009871450, обоснованной.

2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

3. Передать материалы Жалобы уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении Заказчика к административной ответственности.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                            «________»

 

Члены Комиссии:                                                                                       «________»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            «________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны